06.08.09 Москва. Пресс-релиз
Российские и зарубежные защитники животных возмущены историей киевских студенток, расчленивших собаку, и начинают кампанию за пропаганду альтернатив к опытам на животных
История киевских студенток, которые, якобы выполняя домашнее задание, расчленили бездомную собаку прямо у себя на кухне, фотографируя и снимая сам процесс на видео, шокировала весь рунет и уже получила международную огласку. В многочисленных статьях и видеосюжетах, посвященным этой теме, поведение девушек в большинстве случаев осуждается и называется неэтичным. Споры о том, были ли собака жива, перед тем, как студентки начали препарирование или животное было ими убито, не утихают до сих пор. Национальная экспертная комиссия по вопросам морали назвала фотографии препарированной собаки и улыбающихся девушек рядом с нею пропагандой насилия и жестокости и обязалась передать все материалы в милицию, где уже пообещали возбудить против девушек уголовное дело, которое потом будет направлено в прокуратуру.
Многочисленные комментарии, оставленные читателями материалов на данную тему сводятся к тому, что хотя поведение девушек осуждается и называется аморальным, многие считают, что именно так «закаляется сталь», что врач должен быть циником. Те, кто встал на сторону девушек, приводят аргумент о невозможности изучить анатомию, и, вообще, стать ветеринаром, обучаясь на муляжах и компьютерных программах, т.е. «не прочувствовав живую ткань». Скандал с украинскими студентками воскресил миф о том, что невозможно получить качественное медицинское, ветеринарное и биологическое образование, не прибегая к опытам на животных. В связи с этим российские и зарубежные зоозащитные организации, специализирующиеся на внедрении альтернатив к опытам на животных и заключившие десятки договоров о прекращении опытов на животных в вузах России, Украины и Беларуси, (ИнтерНИЧ*, «Вита» и DEAE**, IAAPEA***) начинают интернет-кампанию, призванную разъяснить, что такое гуманные альтернативы к опытам на животных.
«Сегодня, когда этический прогресс предъявляет жесткие требования гуманности по отношению ко всему живому, и, вместе с тем, большого профессионализма, ученые мира разработали многочисленные альтернативные методы, позволяющие студентам-медикам и ветврачам обретать практические навыки без причинения вреда животным. Большинство вузов мира перешли на новые гуманные технологии обучения, в которых нет места жестокости по отношению к животным», – считает Елена Маруева, директор «Виты» и официальный представитель ИнтерНИЧ в России. «В России многие ошибочно полагают, что, работая с альтернативами, студент не получит практического опыта. Но компьютерные программы, видеофильмы, муляжи, манекены – далеко не единственные используемые средства обучения. Гуманное образование подразумевает и работу с животными, но не с подопытными, а пациентами вет.клиник. Когда студенты ассистируют опытным врачам в лечении больных животных, начинают под контролем специалистов проводить сначала простые, а затем все более сложные хирургические манипуляции, они, таким образом, приобретают все необходимые практические навыки. Именно так всегда обучались британские ветеринары. В тех случаях, когда нужно изучить анатомию, можно использовать трупы животных, полученные из этичных источников, т.е. умершие естественной смертью, усыпленные из-за неизлечимой болезни и пр. Во многих зарубежных вузах налажена программа передачи в учебные заведения трупов животных из приютов для животных, ветеринарных клиник и пр.»
Кроме того, в настоящее время созданы уникальные тренажеры, манекены и симуляторы позволяющие проводить хирургические операции и приобретать клинические навыки без использования подопытных животных. Например, австрийский тренажер «П.О.П.-трейнер», использующийся в российских вузах в качестве альтернативы к экспериментам на животных, представляет собой замкнутую систему, снабженную специальным насосом. В тренажер помещают орган или систему органов от этично полученного трупа животного. Артерии органа, предварительно катетеризированные, соединяют с трубкой внутри тренажера. Насос качает окрашенную в красный цвет жидкость внутрь органа, что «оживляет» его и позволяет проводить самые различные хирургические манипуляции. Но главное предназначение тренажера – приобретение эндоскопических навыков, для чего его накрывают специальной тканью, имитирующей брюшную стенку через разрезы в которой вводятся эндоскопические инструменты. Кроме того, существует специальная техника, называемая «перфузией», которая позволяет наполнить «кровью» целый труп животного или человека.
Еще один пример альтернативных методик – это экспериментирование студентов-добровольцев на себе путем нервно-мышечной стимуляции, что также позволяет заменить использование животных при изучении, например, физиологии. Для этого используется экспериментальный прибор (например, система «Биопак»), подключенный к компьютеру. Другой пример самоэкспериментирования заключается в приеме студентами-добровольцами различных веществ (например, кофе, чай) с последующим измерением давления, анализа крови, мочи и пр.
Важно отметить, что большинство альтернативных методов были разработаны преподавателями с целью повышения качества обучения, с учетом требований студентов и, исходя из экономических соображений (покупка альтернатив обходится дешевле стоимости и содержания подопытных животных).
В России и на территории постсоветского пространства десятки вузов внедрили альтернативные методы обучения студентов. Первыми вузами, отказавшимися от экспериментов на животных, стали Великолукская Государственная Сельскохозяйственная Академия, Санкт-Петербургская Государственная Академия Ветеринарной Медицины, Томский Сельскохозяйственный Институт (кафедра зоологии), Московская Государственная Академия Ветеринарной Медицины и биотехнологии им. Скрябина (кафедра физиологии, фармакологии, хирургии и др.), Международный Государственный Экологический Университет им. А.Д. Сахарова (кафедра экологической медицины и радиобиологии), Харьковская Государственная Зооветеринарная Академия (кафедра физиологии и фармакологии/токсикологии), Харьковский Национальный Университет им. Каразина (кафедра физиологии человека и животных), Сумской Национальный Сельскохозяйственный Университет (кафедра анатомии, нормальной и патологической физиологии), Ивано-Франковский Государственный Университет (кафедра патологической физиологии) и многие другие.
Использование альтернативных методов обучения студентов в системе ветеринарного образования рекомендовано письмом Минсельхоза России от 22.02.05 № 13-03-2/358 «О современных альтернативах использованию животных в учебном процессе». Украинский закон "О защите животных от жестокого обращения" (2006 г.) также обязывает использование альтернатив к опытам на животных.
____________________________
* ИнтерНИЧ – Международное Сообщество за Гуманное Образование – некоммерческая организация, работающая в 50 странах мира, включая Россию, Украину, Беларусь и Армению. ИнтерНИЧ сотрудничает с преподавателями, студентами, учеными, организациями и частными лицами. Мы помогаем вузам внедрить новые гуманные технологии обучения, а студентам отстоять свое право на получение гуманного образования. Если Вы хотите принять участие в нашей грантовой программе «Награда за вклад в гуманное образование», подобрать подходящее Вашему учебному заведению пособие для использования в учебном процессе (компьютерную программу, модель и пр.), получить любую другую информацию об альтернативном образовании, обращайтесь в российское или украинское отделение ИнтерНИЧ или Центр защиты прав животных «Вита» – официальный партнер ИнтерНИЧ. Адрес эл. почты:
vita@vita.org.ru** DEEA – Врачи Против Экспериментов на Животных (
http://aerzte-gegen-tierversuche.de/en/), Германия.
*** IAAPEA – Международная Ассоциация против Болезненных Экспериментов на Животных (
http://www.iaapea.com), Великобритания
http://www.vita.org.ru/new/2009/aug/06.htm