Форум Центра защиты прав животных «ВИТА» http://www.vita.org.ru/forum/ |
|
Радио КП: интервью с веганами http://www.vita.org.ru/forum/viewtopic.php?f=6&t=4520 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Лесси [ 26 сен 2011, 21:37 ] |
Заголовок сообщения: | Радио КП: интервью с веганами |
http://www.kp.ru/radio/stenography/18438/ Поедать трупы животных – это просто неэстетично [дискуссия] Гости – вегетарианцы Марат Воронцов и Алексей Зынин. Ведущий – корреспондент отдела телевидения Николай Никулин. Никулин: – У нас в гостях люди, которые по своей воле отказались от мяса. Их в обществе называют вегетарианцами. Вопрос нашей программы для вас, дорогие радиослушатели, один: вы кушаете мясо или отказываетесь от него. Если кто-то из ваших знакомых отказывается от мяса, то по каким причинам? Попробуйте задать этот вопрос себе и ответить. А нам в студии попробуют ответить на эти вопросы два приглашенных вегетарианца Алексей Зынин и Марат Воронцов. Первый вопрос: как вы стали вегетарианцам? Когда впервые почувствовали этот статус? Произошло это естественно или искусственно? Воронцов: – Произошло это где-то три – три с половиной года назад. А естественно или искусственно, трудно сказать. Поднялась эта тема в разговоре и встала очень остро. И надо было отношение к этой теме определять. Никулин: – Что за разговор? Воронцов: – Просто это был личный разговор. Зашел разговор: что такое мясо? Никулин: – И стали? Воронцов: – Да. Никулин: – А у вас как произошло? Зынин: – У меня история намного более драматична, к сожалению. Так получилось, что в районе шести лет назад мы с женой подобрали на улице собаку. Какое-то время пытались ее устроить. Пока ее пристраивали, узнали много нового и в определенный момент, когда жена уезжала к матери в гости, я остался с этой собакой один дома, и один совершенно не вегетарианский знакомый дал мне посмотреть очень жесткий ролик, который связан со швейцарскими зоозащитными организациями – про то, как в Китае делают мех. Делают в кавычках. Там с живой собаки снимают шкуру. И когда рядом со мной сидит еще довольно маленький щенок, с которым я уже успел сродниться во время поисков для него жилища, к счастью, не состоявшегося, в определенный момент произошло переключение сознания. Я понимаю, что после увиденного есть мясо и носить мех и кожу я просто не мог. Никулин: – В каком возрасте это произошло? Зынин: – Мне было 33 года. На данный момент мне почти 40 лет. Если говорить точно, то вегетарианец я пять лет с копеечками, а строгий вегетарианец ровно пять лет. Никулин: – С вами, Алексей, все ясно. Это скорее искусственно произошло, под влиянием ролика. А с Маратом пока не ясно. Он темнит. Какой-то был разговор. Поподробнее можете сказать, Марат? Вы с девушкой общались, и она вам сказала не есть мяса? Воронцов: – Контекст тут не важен. Важна проблема. Она не зависит ни от какого контекста. Никулин: – Что за проблема? Воронцов: – Проблема внутренняя. Стало совестно. Зынин: – Есть такое понятие среди вегетарианцев. Оно присуще всем, но, к сожалению, обычно вегетарианцы поднимают этот вопрос на всеобщее обсуждение – этичность твоего выбора. Потому что очень часто люди, к сожалению, подменяют одно понятие другим и говорят: я ем мясо, потому что это мой осознанный выбор. Ничего подобного. Я тоже ел мясо в течение 33 лет. И совершенно не задумывался над этим. Потому что это привычка, традиция, это доступно и это вкусно. Основные четыре причины, по которым мы все едим мясо. В разной степени. Кто-то ест редко, кто-то ест часто. Но люди, которые приходят к вегетарианству осознанно, в итоге просто заменяют мясо другими продуктами, производство которых не связано с убийством и насилием над животными. Мы сами в некотором смысле животные. Никулин: – Мыслящие только. Зынин: – Никто не говорит, что только люди мыслят. У коровы есть ноги, голова, печень и она действует этими предметами или частями тела точно так же, как люди, но почему-то люди склонны думать, что всеми частями тела корова пользуется так же, как и мы, за исключением мозга. Что она не чувствует, что она тупая, что ее поступки иррациональны. Ничего подобного. Есть масса свидетельств того, что животные поступают зачастую более рационально, чем люди. Воронцов: – Я для себя гораздо проще сформулировал. Как в детстве говорят: не мучь животных. Не объясняют ничего. Живое чувствует боль. Не надо ему эту боль причинять. Если причиняешь непосредственно или опосредованно, должно быть совестно. Очень просто. Никулин: – А есть ли в этом поступке – отказе от мяса – какой-то религиозный оттенок? Воронцов: – Нет. Никулин: – Насколько мне известно, есть люди, которые придерживаются буддизма, становятся вегетарианцами. Зынин: – Есть в нескольких восточных религиях, кармических, они так называются, есть одно из основных понятий – ахимса. Это ненасилие. Это буддизм. Кришнаиты, которых так называют неправильно. Они на самом деле вайшнавы. Индуизм. И джанизм. Джанизм вообще возвел эту ахимсу в ранг самого важного. Там нет бога как такового. И самое важное – непричинение вреда и насилия ни другим, ни себе. Поэтому почти все эти религии отвергают в том или ином виде алкоголь, табак и так далее. Никулин: – В чем-то напоминает толстовское учение. Толстой тоже был вегетарианцем. Воронцов: – Я читал Толстого, его программное произведение на эту тему, уже после того как перестал есть мясо. Это было ощущение рукопожатия, насколько созвучно то, что он говорит, тому, о чем я думал. Никулин: – Он к этому именно пришел. То есть к вегетарианству можно лишь сознательно, культурно развиваясь, прийти. Родиться невозможно? Зынин: – Как раз все люди рождаются вегетарианцами. Я бы даже сказал веганами. Веган – это человек, который не просто не ест мяса, он не ест никакие продукты животного происхождении – молоко, яйца, мед. Никулин: – Рыбу можно? Зынин: – Рыба – это мясо. Любая мертвая плоть вегетарианцами называется мясо. Воронцов: – В русском языке все это называется мясом. Зынин: – Более того, веганы не носят ни шелк, ни шерсть, ни мех, ни кожаные изделия. Стараются не употреблять косметику, бытовую химию, лекарства, которые тестируются на животных или производятся с частями тела животных. Более того, цирк, охота – это совершенно неэтичные развлечения. Я своими размышлениями ответил на этот вопрос. Никулин: – Марат, что такое вегетарианство? Многие люди становятся вегетарианцами, потому что это правильное питание. Многие – потому что это образ жизни. Многие – по философским причинам. Для вас что это? Воронцов: – Я себя вообще в качестве вегетарианца не осознаю. Поэтому не могу сказать, что такое вегетарианство. Это для меня пустое слово. Никулин: – Но вы, тем не менее, отказались от мяса. Почему? Воронцов: – Да. Я просто делаю то-то и то-то, но это совпадает с тем, что делают вегетарианцы. Никулин: – Вы не едите мясо, потому что вас пугает подтекст, что убивают животных, или потому, что это плохое питание? Воронцов: – Во-первых, это некрасиво. Все остальное отсюда вытекает. Если что-то некрасиво, зачем это делать? Никулин: – Только в русском языке эстетика совпадает с этикой. Воронцов: – В реальности совпадает. Зынин: – С этим никто спорить не будет. Многие среди моих знакомых веганов, вегетарианцев пришли именно по этическим причинам к вегетарианству или веганству. Но когда ты оказываешься в неком новом и поначалу пустом информационном поле, приходится жить на этом поприще и узнавать много-много нового. И когда ты понимаешь, что перестаешь вредить не только этим животным, которых убивают, но еще и своему организму, потому что ты начинаешь питаться более здорово. Никулин: – Это уже бонусы к красоте. Зынин: – Да. Никулин: – Я вспоминаю одну историю. У меня был друг хороший, который любил кушать мясо. Но так вышло, что женился он на девушке-вегетарианке. Она перестала ему готовить мясо. Они разошлись. Но я каждый день слушал его капризы: как же так, я же мужик, мне нужно мясо, а она не готовит мясо. Как с этим жить? Сразу расходиться? Зынин: – Это, к сожалению, настолько укоренившийся стереотип, что мужикам нужно мясо. Можете посмотреть на меня. Я мясо ел почти шесть лет назад в том виде, в котором его едят. Не могу сказать, что на меня это сильно повлияло. Я немножко добрал того, что мне полагалось, и не страдаю какими-то заболеваниями, слава богу. Особенно у мужчин после 35 лет частенько подскакивает давление. Причем радикально подскакивает. У меня давление 110 на 70. Воронцов: – Мясо – это большое количество дикой злой энергии. Этого отрицать нельзя. Поел мясо – энергии сразу прибавилось резко. Какой ценой – другой вопрос. Но давайте фактам в лицо смотреть. Энергии там много. Поэтому в некоторых ситуациях мужик, вполне возможно, не может без мяса. Просто сломается. Если он в окопах под огнем. Зачем из себя строить какую-то неженку. Никулин: – То есть вы в этом смысле толерантны? Воронцов: – Есть реальная жизнь. Никулин: – У вас же есть друзья-невегетарианцы? Воронцов: – Есть. Зынин: – Есть. Никулин: – Вы пытаетесь их склонить к своему пути? Зынин: – Я – нет. Но у меня есть четкое ограничение. Если люди ко мне приходят в гости, то я их кормлю только своей едой. Никулин: – А если вы к ним? Зынин: – По крайней мере, что касается меня, обычно это оговаривается. И за такое время люди уже привыкли. Готовится не отдельно, но фрукты-овощи всегда в достатке. Никулин: – Когда я готовился к передаче, читал много отзывов. Люди пишут, что вегетарианцы брезгливы. Скажем, устраивают день рождения, пригласили туда вегетарианца. А там обилие мяса, колбас. Вегетарианец сидит в стороне от всех, как будто изгой, и говорит: о боже, это неприятно пахнет. Воронцов: – Невегетарианцы брезгливы. А просто некоторые люди более брезгливы, некоторые – менее. Некоторые могут принюхаться. Никулин: – Вегетарианцы тоже разные бывают. Воронцов: – Абсолютно. Никулин: – А вы, Марат, придете на день рождения – как себя будете вести? Воронцов: – Буду вести себя спокойно. Переворачивать столы и бичевать всех я бы не стал. Зынин: – Если ко мне никто не полезет с куском мяса, я к нему не полезу. Соответственно, агрессия порождает агрессию. Зачастую на всех свадьбах, днях рождения находятся дяденьки и тетеньки, которые будут смотреть на тебя, как будто ты уже умираешь. И будут пытаться подкормить тебя: надо же сало есть и прочее. Естественно, это вызывает негативную реакцию. Никулин: – Если говорить об этическом моменте, у меня недавно был случай, когда я провожал одну даму домой, а там ее бабушка, которая говорит: «Ну садись, внучок. Сейчас я тебя накормлю». И начинает мне давать мясо. А я не могу отказаться именно по этическим соображениям. Потому что невежливо, обижу. Как бы вы поступили в этой ситуации? Воронцов: – Спокойно бы отказался. Зынин: – В этом нет ничего такого. Никулин: – Наверное, вы не попадали в такую ситуацию. Зынин: – Ха, такое время уже было много раз, когда приходилось объяснять людям. Я могу сказать, что у меня язва желудка и мне нельзя вино и шипучие напитки. Но можно водку. Люди почему-то очень склонны верить в такие вещи. Можно сказать, что у меня аллергия на животный белок. И они сразу перестанут к тебе приставать. Но если ты говоришь, что ты этого не делаешь по убеждениям, они будут всячески пытаться подсунуть тебе кусок колбасы, кусок курицы. Почему-то считается, что здоровье – это серьезно, а убеждение – это так, совершенно ничего не стоящие вещи. Никулин: – Чем же вы питаетесь? Воронцов: – Разнообразно питаюсь, иначе не получится. Специальной программы нет. Что тело хочет, то оно и получает. Было лето, было жарко – хотелось свежих салатов. Я все лето ел одни салаты. Вообще не готовил ничего. Мыл, резал, ел. Зынин: – У меня подобная ситуация была в прошлом году. Мне ничего не хотелось. Я покупал перед работой овощи и фрукты, которые не готовятся специально: помидоры, огурцы, груши, яблоки, апельсины, киви, бананы. Это был у меня обычный набор. Воронцов: – Виноград. Зынин: – Да. В этом году немножко по-другому. У нас часть отдела переехала в другой офис, и немножко все поменялось. Я на работе практически не ел. Не хотелось просто. Это, видимо, связано с некой стрессовой ситуацией. А в принципе я ем все то же самое, что и остальные люди. У меня нет стремления есть здоровее. Другое дело, что если эти продукты покупаются в магазине, я читаю, что на этикетке написано. Никулин: – А что бы вы могли посоветовать из очень вкусного? Зынин: – Я не могу сказать. Воронцов: – Я адепт сэндвичей. Еще до того, как я перестал есть мясо, я хотел исследовать все крупные направления сэндвичей в Москве. Программа прервалась по понятным причинам. Зынин: – В сабвее есть два прекрасных сэндвича – овощной и грибной. Отличные. Иногда бывает ситуация, когда хочется. Никулин: – А какой у вас режим питания? Воронцов: – Ем, когда хочется. Зынин: – Я тоже. Я себя никогда не насилую. Обычно у меня ужин всего лишь. Никулин: – Давайте перейдем к вопросам от людей, которые с сомнением относятся к вегетарианцам. Первый вопрос: «Если вегетарианцы любят животных, то почему тогда они едят их в пищу?» Зынин: – Это, к сожалению, одна из распространеннейших и неприятных для вегетарианца шутка. Еще любят шутить про кровь невинно убиенных помидоров и прочее. Со временем мы просто пропускаем это мимо ушей и не думаем. Каждый человек, который говорит подобные вещи, считает себя самым умным и самым оригинальным. Я даже не вижу смысла отвечать на это. Никулин: – Ответа нет? Воронцов: – Можно на полном серьезе объяснить, что и как. Никулин: – Следующий вопрос: человек – хищник по природе, на ваш взгляд? Воронцов: – Нет, конечно. Зынин: – Есть масса всяких исследований по физиологии. Подавляющее большинство из них говорит о том, что человек намного ближе к травоядным, нежели к хищникам. И наличие клыков, к которым очень многие апеллируют, ничего не означает. Даже у лошади есть клыки. Воронцов: – Попробуйте без клыков яблоко разгрызть. Это же неудобно. Зынин: – Резцы и клыки нужны человеку для того, чтобы есть грубую пищу, в том числе и твердые яблоки. Но зато есть неоспоримые доказательства в плане строения зубов. Жевательные зубы плоские и движение челюсти. Наша челюсть свободна в двух направлениях – не только вверх-вниз двигается, но и вправо-влево. Это движения, которые призваны перетирать пищу. А они свойственны только травоядным. У волка, собаки или кошки челюсть двигается только вверх и вниз. Воронцов: – Скорее не травоядным, а плодоядным. Травоядные – это корова. Зынин: – Я согласен полностью. Никулин: – А если исторически посмотрим на этот вопрос? Люди, которые жили в древности, не отказывались от мяса. Зынин: – Потому что раньше не было супермаркетов. Они просто вынуждены были бороться за выживание. Никулин: – Травоядные животные вынужденно не кушали мясо. А почему же люди вынужденно не ели траву? Зынин: – Есть данные, что человек начал потреблять животную пищу во время одного из ледниковых периодов. По-моему, первого. Воронцов: – Это все понятно. Ледник оттесняет, становится холоднее. Тебе под каждым кустом стол уже не готов. И тебе нужно что-то придумать. Тебе нужна одежда. Ты используешь животных. Тебе нужен жир, чтобы согреваться. Подсолнечник же не вырастишь. Никулин: – Я знаю, сибирские народы вообще не могут стать вегетарианцами. Они не могут отказаться от шкур. Как бы вы на это посмотрели? Воронцов: – С глубоким сочувствием. Зынин: – Я бы сказал: в спорах по поводу того, какой образ жизни правильный или неправильный, очень часто фигурируют эскимосы, чукчи, эвенки и прочие. Но вы посмотрите на продолжительность их жизни. В 50 лет это глубокий старик. И все. Никулин: – Но при этом они очень хорошо размножаются. Зынин: – Они считаются малыми народами. Это значит, что их меньше 150 тысяч. Никулин: – Во всяком случае, я читал, что сексом они любят заниматься, потому что это согревает. Воронцов, Зынин: – А кто не любит? Никулин: – Странно, что они не размножаются, если они активно занимаются сексом. Воронцов: – А прокорми в тундре большую семью. Многие умирают. Никулин: – Если человек не хищник… Многие слушатели говорят: человек – царь природы. Или, на ваш взгляд, нет? Воронцов: – У меня такое ощущение: если тебя назначили старшим, заботься о младших. А кто ты тогда? Зынин: – Абсолютно согласен. Воронцов: – Ты в семье отец. Как ты себя будешь вести со своими младшими? Или откормишь и на мясо забьешь? Никулин: – А как быть беременным женщинам? Многие врачи полагают, что мясо очень полезно кушать в этот период. Воронцов: – Многие врачи полагали, что курение полезно для здоровья. Зынин: – И выписывали кокаин для того, чтобы вылечить от морфиновой зависимости. Никулин: – Это вы перегибаете палку. А то, что во время беременности нужно кушать мясо, – это известный факт. Воронцов: – А факты тоже были известными, пока их не опровергли. Зынин: – Есть живые примеры веганских девушек, которые вырастили и родили детей, и роды прошли нормально, и беременность прошла нормально. Даже молочные продукты не употреблялись. Я знаю этих людей лично. Они в прекрасном здравии находятся. Воронцов: – Падежа веганов не наблюдается в природе. Значит, все нормально. Никулин: – Но вы же понимаете, что вегетарианство – это антиобщественная позиция. Воронцов: – Почему? Зынин: – Совершенно неправильно так считать. Другое дело, что отношение к вегетарианцам среди большинства людей, которые составляют все общество, мягко говоря, подозрительное или с недоверием. Потому что мало информации о вегетарианстве и веганстве. Это так же, как когда приходишь в новый коллектив: чем меньше ты о себе расскажешь, тем больше вокруг тебя будет слухов. То же самое. При этом на Западе нет такого странного отношения к вегетарианству и веганству. В Канаде – северная страна, где климат точно такой же, как в России, – прекрасно… Никулин: – Там больше супермаркетов. Зынин: – Там инфраструктура есть. Там есть и бифштексы, и ножки индейки, и ножки куриные, но это все веганское. Все делается из заменителей мяса – сейтан, соевое мясо. Там это распространено. И никто не считает людей, которые едят эту пищу, ненормальными. Воронцов: – Маркеты эти и предназначены для того, чтобы какое-то социальное напряжение сглаживать. Не придет им в голову делать блюдо в форме курицы. Никулин: – То есть пропаганда нужна? Воронцов: – Да. Зынин: – Это образ жизни. Вегетарианцы вегетарианцам рознь. Есть вегетарианцы, которые заботятся о своем здоровье и о здоровье планеты, которое, как ни странно, связано с мясомолочной промышленностью. А есть вегетарианцы, которые просто перестают это есть, но о своем здоровье не заботятся. Никулин: – А вы как? Вы индивидуально к этому относитесь или у вас общественная позиция есть? Воронцов: – Сложно сказать насчет общественной позиции. Никулин: – Пытаться изменить окружение. Или вы только о себе думаете? Воронцов: – Я постоянно меняю окружение. Никулин: – Сколько уже склонили людей к вегетарианству? Воронцов: – Мой друг близкий не ест мяса. А цели пропаганды, вербовки я себе не ставил. Если я высказывал свои взгляды публично, то не для вербовки, а просто потому, что определенные слова должны прозвучать. Зынин: – У меня есть такое же мнение: никакой агитации никогда. Но если человек спрашивает и если он не хочет просто плохо пошутить, а искренне интересуется, то я считаю нормальную, разумную, спокойную пропаганду если не делом своей жизни, то очень важным делом. Потому что уж как минимум люди облегчают свою карму и карму своих потомков. Никулин: – Алексей, вы неоднократно говорили о том, что человек все-таки еще отличается от многих других тем, что способен совершать этические поступки. Поэтому вегетарианство во многом этично. Сейчас я попробую задать философский вопрос. Интересно, как вы на него ответите. Многие люди говорят, может они заблуждаются, что животные не способны на этический поступок. Потому что в их среде нет понятия добра и зла. Они живут природно. Когда волк поедает зайца, это не плохо или хорошо, а просто он поедает зайца. Там нет этики. Почему тогда люди придумывают этику? Почему человек не может поступать так же, как животное? Почему он не может кушать животных? Зынин: – Я бы сказал, что может. И, к сожалению, многие так и поступают. В этом-то вся и беда. Никулин: – А зачем себя ограничивать? Мы должны быть ближе к животным. Зынин: – Я себя ни в чем не ограничиваю. Никаких ограничений в еде у меня нет. Я ем исключительно то, что считаю годным к употреблению. Другое дело, что трупы животных я едой не считаю в принципе. Вот в чем разница. Да, у волка нет понятия об этике. Воронцов: – Но, тем не менее, и волк и заяц избегают боли. Если было амбивалентно, какая разница боль или радость? Но все живое стремится к счастью, к радости, и все живое избегает боли, болезни, несчастья. Есть тяга к жизни. Мне кажется, тяга к жизни должна быть каким-то ориентиром. Все понятно. Зынин: – Она есть у всех. И у людей точно так же. Другое дело, что люди ставят свое удовольствие выше цены чужой жизни. Никулин: – Я думал закончить нашу передачу на оптимистичной ноте. По поводу того, что все, даже мясоеды, стремятся к жизни. Пожалуй, на этом остановимся. Хорошо, что существует такая передача, как «СТЕРЕО-Типы», куда мы можем пригласить таких нестандартных людей. К сожалению, свою точку зрения они мало где могут высказать. А именно в нашей передаче это всегда возможно. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |