Встреча с режиссером: Эммануэль Гра («Коровы»). Статья Кейт Геллен. 23.05.2012
Rooftop Films: «Коровы» - красивый пасторальный фильм, темп которого задан персонажами ленты. Как Вы пришли к тому, чтобы выбрать зачастую игнорируемый рогатый скот в качестве субъекта кинопроизведения?
Emmanuel Gras: У меня была идея фильма, основанного на простом желании: снять животных и сделать «animal film». Не фильм о животных, но фильм, где бы животные были реальными субъектами событийности, а не объектами человеческого наблюдения. Ибо люди тоже животные, я думаю, мы имеем связь с ними, не интеллектуальную, но чувственную.
Я хотел снять фильм, где бы люди были на одном уровне с животными, а не выше их.
Впоследствии я осознал, что все фильмы в жанре animal documentary – это ленты о «диких» животных. Животные всегда показываются нам с позиций их функции (производство мяса, молока, яиц...) и никогда как «реальные животные» с их собственным бытием, их собственной жизнью, их собственной историей.
Коровы для меня – наилучшая репрезентация таковых животных, так как они из тех, кто связан с человечеством веками. Таким образом, было естественным снимать кино про них.
Есть еще другая причина, но о ней я скажу позже.
RF: Вы описывали свой фильм, как кино «о мире между цивилизацией и дикостью». Действительно, многие крупные рогатые животные на Земле не живут в таких же открытых условиях, как снятые в фильме. Как Вы принимали решение о выборе места съемки или фермы?
EG: Когда я упомянул это, говорилось о прологе фильма: день на рассвете, вы видите внешне заброшенный гурт, вы слышите мычание, и вот коровы появляются далеко-далеко, будто бы дикие животные. Я намеренно вставил это вступление, ибо весь фильм скользит по этой грани: природа кажется дикой и нетронутой, но кругом изгороди, скот живет своей собственной жизнью вне людей, но его защищают от хищников, они кормятся людьми и убиваются людьми.
Я хотел начать кино, показав коров без людей, вне контекста разведения, чтобы напомнить зрителям, что они прежде всего животные, а не скот.
Существуют два разных типа разведения коров: на молоко и на мясо. Коровы, разводимые на молоко, в постоянном контакте с человеком, никогда не остаются одни, во Франции «мясные» коровы часто пасутся на лугах одни, как вы можете наблюдать в фильме. Я хотел показать рогатый скот, но скот, который имеет возможность изолированной жизни.
RF: Съемки фильма на природе дают великолепный эмбиент – звукоряд и создают, как только это может создавать музыка, истинно релевантный мир для обитания коров как субъектов событийности. Схожим образом, отсутствие закадрового нарратива (или человеческих голосов) ведут зрителя к гуманизации поведения персонажей. Это то, что Вы запланировано сделали с первых секунд съемок, или это произошло прогрессивно по мере работы?
EG: Выбор в пользу неиспользования музыки и нарратива был в самом начале проекта. Я не хотел присутствия никаких человеческих артефактов, а именно забросить зрителя внутрь природного мира, во вселенную животных, поставить их среди скота, в позицию скота.
Однако я не согласен, что это гуманизирует животного. Я думаю, что существуют два ложных пути мышления о животных: один – рассматривать их как ведомые только инстинктом машины, и второй – интерпретировать их поведение проективно лишь через человеческие эмоции. Я думаю, существует большая разница между человеком и животными и также между различными видами животных. Каждый из них мыслит и чувствует, имеет эмоции, но у каждого свои собственные формы чувствования и мышления. Мы не можем полностью испытать себя в их шкуре. Мы можем попробовать почувствовать то, что чувствуют они в той части, в которой сами выступаем животными. В моем фильме я хотел сыграть с антропоморфизмом: иногда мы думаем, что мы понимаем их поведение, иногда они выглядят совершенно чуждыми.
Коровы этим очень интересны: они настолько отличны от нас, людей, они такие медлительные, такие безмятежные, что мы вынуждены обнаруживать это различие между нами и ими. Этого не получается, к примеру, с собаками. Коровы предоставляют хорошее поле для наблюдений, наше воображение при этом освобождено. Потому-то они столь кинематогеничны.
RF: Фильм содержит множество прекрасных изображений пространств натурального или не совсем обитания животных. Воздействовали ли панорамы съемок на стиль фильма?
EG: Поиски приемлемого места съемок заняли у меня много времени. Я хотел ландшафт, который бы отвечал эстетике ленты. Я знал, что фильм мог получиться монотонным, если в кадре не будет возникать графических обновлений. На плоском ландшафте у вас не так много выбора для создания фоновой картинки.
Я также хотел меньше пастбищ: хотел природный пейзаж, который бы выглядел немного диким, но где можно было бы почувствовать повсеместное присутствие человека.
RF: Первые кадры придают сдержанное и поэтичное вступление в общее качество стилистики ленты. Корова приближается к камере и будто бы замирает в объективе. То, как она кричит, как она уставляется вперед, в этом чувствуется открытый монолог, что крайне оригинально для такого рода работ. Как Вам удалось сделать так, чтобы эта корова смотрела прямо в камеру, и сколько раз она просила сделать новый дубль (это я пошутила, скажем так!)
EG: Корова, что появляется во вступлении, мычала вот так больше получаса. Эти съемки были очень длинными, я следил за ней больше десяти минут, пока она наконец не приблизилась ко мне. Не знаю, почему. Но мне показалось, это станет хорошим прологом к фильму: животное выражает себя крайне сильно, но мы никак не понимаем, что оно выражает! Это опрокидывает зрителя в вопросительный ступор, никак обнаруживая объяснения. И весь фильм есть вопрошание, а не отвечание.
Существенен тот взгляд, что она направляет на нас, в начале установления отношений. Происходило наблюдение человека за животными и наблюдение животных за мной. Для зрителя странно быть обозреваемым животным: мы для них то ли люди, то ли другие животные, то ли кто-то схожий с их фермером, то ли некая опасность... Она, кажется, исследуют нас. Вопросы задаются с обеих сторон.
RF: Каковы Ваши планы с будущим фильма?
EG: Фильм показывают в кинотеатрах Франции с февраля. Я могу сказать, что это значительный успех, если рассматривать радикальность проекта и его место в кинодокументалистике. Люди кажутся очень счастливыми, обнаруживая фильмы, дающие им возможность испытывать переживания, которым им не свойственно испытывать. Вся моя лента о переживаниях, рациональная составляющая, касающаяся разведения животных появляется в конце фильма. Я участвую во многочисленных дискуссиях на эту тему, возможно ли животноводство без насилия, является ли оно взаимообменом между человеком и животным или это просто рабство для животных... Я много путешествую по Франции с такими дебатами и крайне интересно проводить кинопоказы в сельской местности, где люди особенно не посещают кинотеатры.
Сегодня я надеюсь, что фильм будет показываться в других странах, но у нас пока нет дистрибьютеров. К счастью, существуют фестивали, подобные вашему!
Оригинал интервью:
http://rooftopfilms.com/blog/2012/05/me ... vines.html