Форум Центра защиты прав животных «ВИТА»

Текущее время: 28 апр 2024, 01:34

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Музыка и животные
СообщениеДобавлено: 25 май 2008, 11:34 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 май 2008, 10:46
Сообщения: 1768
Откуда: Москва
Я: Веган-сыроед
Музыка и животные
Изображение
Естественно, любая поющая птица к музыке непосредственного отношения не имеет, но ведь птицы... поют!
Зачем и как поют птицы — очень интересный вопрос, и далеко не все знают об этом.

Поют самые различные птицы, и перечислить их всех просто невозможно. Остановимся на певческих способностях только некоторых из них.

СОЛОВЕЙ. Не все соловьи поют одинаково хорошо. Есть отличные певцы, имеющие в своем «певческом репертуаре» до 16-18 различных вариаций (любители говорят — «колен») песни.

Молодые соловьи ограничиваются 6—7 коленами.

В 19 веке, когда было модно содержать соловьев в клетках, они своим пением привлекали множество любителей в трактиры и чайные.

Знатоки соловьиного пения каждому колену соловьиной песни давали названия: почин, дудка, кукушкин перелет, клыканье, журавлик, дробь, дроздик, стукотня, мелоча и т. п.

И даже каждое колено, в свою очередь, в зависимости от характера звучания могло иметь дополнительное название. Например, среди дудок различали — лешеву, польскую, водопойную и др.

Звучности и разнообразия пения соловьи достигают на второй или третий год жизни, и то, лишь если певцы старшего возраста «натаскивают» молодых. Если «старых» певцов поблизости нет, то «молодежь» так и не выучивается петь по-настоящему.

Сначала славились курские соловьи, затем их «перепели» черниговские и польские соловьи. Но вскоре их песни стали хуже из-за отлова любителями старых хорошо поющих птиц, то есть, можно сказать, из-за лишения молодежи их учителей.

ЖАВОРОНОК. Летящего жаворонка не видно уже на высоте 300 метров, но пение слышно с высоты 600 метров.

Полевой жаворонок все то время, пока поднимается ввысь, поет. Затем он постепенно снижается, и песня его так же постепенно стихает. А когда он, сложив крылья, падает вниз, к земле, пение его прекращается сразу, как бы обрывается.

Через некоторое время с того же места он снова с песней взлетает в воздух.

Иногда, особенно при сильном ветре, жаворонки поют и сидя на камнях и кочках.

Но это бывает обычно ранним утром.

Очень красиво пение степного жаворонка.

Исполнение жаворонком трелей требует от него большого напряжения, и поэтому он, нарушая, если можно так сказать, законы гармонии, иногда заметно фальшивит.

Ошибиться и сфальшивить немудрено: птицы высвистывают до двух тысяч мелодий. Правда, человеческое ухо все эти мелодии уловить не может, поскольку жаворонок поет слишком быстро: до 130 звуков в одну секунду.

ДРОЗД. Дрозд радует слух людей своей сильной, удивительно красивой песней.

Когда в парке поют несколько самцов, далеко разносится их песня, и своим пением дрозды забивают голоса всех других птиц.

Песня черного дрозда — это сочный, низкий, мелодичный свист, исполняемый в минорной тональности, в котором можно иногда уловить подобие музыкальных фраз.

Если, самым сладкозвучным считается соловей, то дрозда можно назвать самым талантливым композитором. Характер его мелодий и вариаций на них во многом схожи с нашими. Отдельные мотивы складываются в темы, переплетаются, меняя ритм и темп. Причем в пении дрозда слышен лейтмотив, повторяющийся в одной и той же тональности.

ЗЯБЛИК. Зяблики поют много и долго, но не все вместе, а по очереди. Пение идет по кругу: пропел один зяблик, на его песню откликнулся,

вдохновившись, другой, затем третий и т. д. Причем песни каждого зяблика чем-то отличаются друг от друга.

Постепенно перекличка затихает.

ИВОЛГА. Если вы, будучи в лесу, услышите звук флейты, доносящийся с верхних частей крон деревьев, знайте, — это поет иволга.

Но поет иволга только в тишине. Если ее побеспокоили, то она издает неприятные звуки, напоминающие крик обозленной кошки. За это ее и прозвали «лесной кошкой».

СИНИЦА. Когда звенит в лесу и в парке весенняя капель, можно услышать

пение синиц. У каждой синицы существует несколько вариантов песни, исполняемых по очереди, хотя предпочтение отдается какому-то одному варианту. Несмотря на примитивное пение, большие синицы поют удивительно мелодично. Лучшие певцы высвистывают песню не спеша, с интервалами, и чаще всего повторяют трехсложный напев «ци-ци-фю», «ци-ци-фю», «ци-ци-фю».

ПЕНОЧКА. У пеночек-весничек свое, характерное только для них, пение.

Обычно песня начинается громким посвистом, затем наступает как бы перелом и песня сходит на нет: «свист-свист-свист, вид-вививи, ли-фью, фью-фью-фью-ть». Пеночка-теньковка исполняет свою песню до 15 раз, меняя тональность. Если прислушаться к ее пению повнимательнее, то можно услышать имя певуньи: тень-тень-тень-тюнь, тень-тень-тень-тюнь.

Пеночка-теньковка — одна из самых неутомимых певиц.

ПЕТУХ. Все мы прекрасно знаем, что петух поет: «ку-ка-ре-ку!».

А вот в Германии петухи поют «ки-ке-ре-ки!» В Турции петухи поют — «ко-ко-ри-ко!» Голландские петухи поют — «ку-ке-лу-ку!» В Англии петухи поют тоже по-своему — «ко-кей-дуу-лду!»

В России считают, что утка произносит «кря-кря!», но в Германии утка кричит — «кар-кар!», в Англии — «куак-куак!», во Франции — «куэн-куэн!».

Такая разноголосица происходит потому, что в каждой стране люди приспосабливают звуки, издаваемые животными, к произношению на своем родном языке.

Для пения у птиц существует вторая, особая, гортань, а их голосовые связки имеют особое расположение.

Есть птицы певчие (например, дубонос), которые способны издавать такие высокие звуки, что человеческое ухо их не воспринимает.

Песни певчих птиц (лесного жаворонка, иволги, дрозда), если их воспроизвести в замедленном темпе, имеют много общего с народными мелодиями, со звучанием народных инструментов. Об этом родстве говорит и тот факт, что многие композиторы часто обращались к изображению птичьих голосов. Бетховен запечатлел иволгу во второй части Шестой симфонии; соловья, перепела и кукушку — во второй части Пасторальной симфонии. Из русских композиторов наиболее часто использовал голоса птиц Н. А. Римский-Корсаков.

Есть ПТИЦЫ-ИМИТАТОРЫ (звукоподражатели) пения.

Скворец может так скопировать голос иволги, что даже опытный специалист, знаток птичьих голосов, приходит в замешательство.

В Тасмании живет ворона-органист, получившая свое название за пение, похожее на звучание органа.

В Германии, в городе Брауншвейге, в 1877 г. жила канарейка, которая пела, как бы произнося в своем пении фразу: «Ведь ты моя милая цыпочка, ты мой Ванечка, мой милый маленький Ванечка, мой Ванечка, Ванечка», — писал в своей книге немецкий знаток канареек Карл Русс.

Чиж во время полета обычно издает крик: «Чижик, чижик». Отсюда и название птицы. Пение его быстрое, с оттяжкой в конце, как будто он выговаривает: «Пили-кофе-пили-ча-ай, пили-кофе-пили-ча-ай». Очень часто чиж вставляет в свою песню мотивы из чужих песен.

СКВОРЕЦ. Одной из любимых наших птиц является скворец.

Любят скворцов не только за неоценимую помощь в борьбе с вредителями сельского хозяйства (пара скворцов с потомством уничтожает за лето не менее четверти миллиона насекомых — гусениц, жуков и других), но и за их веселый нрав.

Своих песен у них нет, но это для них не столь важно: скворцы — прекрасные звукоподражатели. Они распевают песни зябликов, дроздов, малиновок, а иногда и «иностранные», или иначе сказать — «иноземные» песни, заимствованные у других птиц на зимовке в Африке.

Скворец может заквакать лягушкой или залаять собакой и тут же снова запеть «попурри из чужих песен».

БОЛОТНАЯ ВЫПЬ, например, ревет, как бык. За это ее еще называют «болотным быком».

ГЛУХАРЬ, встревоженный чем-либо, особенно весной, издает звуки, очень похожие на негромкое хрюканье. Так что хрюкают не только свиньи!

На нашей планете живет около 100 миллиардов особей птиц разных видов. И рассказать все о «птичьем царстве» невозможно, поэтому мы и закончим на этом нашу тему — «Пернатые вокалисты».

* * *

Еще исстари утверждалось, что животные небезразличны к музыке: Орфей так чудесно играл на лире, что усмирял этим диких зверей, и даже львы ложились смиренно возле его ног, роняя слезы умиления.

А сказочному крысолову удалось заманить длиннохвостую рать своей игрой на флейте прямо в реку и утопить.

И храбрый портной, попав в клетку к ворчливому медведю, так увлек его игрой на скрипке, что тот сам захотел научиться на ней играть и добровольно согласился засунуть лапу в тиски, чтобы ему укоротили когти.

Да мы и сегодня верим в то, что индийские факиры «усмиряют» и «завораживают» кобр своей игрой на флейте, и те, сделав стойку и распустив капюшон, только покачиваются из стороны в сторону, хотя в действительности змеи глухи и никакой музыки не слышат.

ТЮЛЕНИ

У А. Брэма можно прочесть о том, что в морской бухте Гой, на Оркнейских островах тюлени, заслышав звуки церковного колокола, удивленно высовывали головы из воды, и, подплыв как можно ближе, с застывшим от восторга взглядом внимали зачаровавшим их звукам.

ПИНГВИНЫ Один исследователь, посетивший пингвиний остров в Южной Атлантике, выяснил с помощью граммофона, что «настоящая» музыка вызвала у пингвинов нечто значительно большее, чем просто любопытство.

МЕДВЕДИ

Знакомый лесник рассказывал, как он однажды, будучи в лесу рано утром, услышал какие-то странные звуки.

Определив источник звучания, он пошел на него и вскоре увидел такую картину. На лесной поляне возле высокого пня от разбитого молнией дерева сидел медведь и, зацепив когтями торчащую выше пня большую щепку, оттягивал ее, а затем отпускал. Щепка, как пружина, с характерным дребезгом и треском возвращалась в исходное положение. Медведю нравилось это звучание, и он увлеченно «играл», не замечая ничего вокруг себя.

КОРОВЫ

Бернгард Гржимек в книге «Наши братья меньшие» пишет, что в результате наблюдений он пришел к выводу, что некоторые, особенно «музыкально одаренные» коровы дают больше молока, если во время доения играть перед ними на скрипке, включать патефон или другой проигрыватель. По его словам, была одна корова, которая отдавала предпочтение пластинкам с ариями Карузо. Она заслушивалась так, что переставала жвать. Другой корове больше нравилась ария «О, девушка, девушка» из оперетты «Фридерика».

При этом нельзя несколько раз подряд играть полюбившееся им произведение: это притупляет их восприимчивость, и коровы перестают внимательно прислушиваться, выходят из состояния замирания и отворачиваются от источника звука.

Один сельский житель из российской глубинки рассказывал, что они с женой доят свою корову вдвоем: жена доит, а он играет на гармошке. Если во время доения музыка не звучит, то корова чувствует себя как-то неспокойно и значительно меньше дает молока.

СОБАКИ

Известно, что собаки Моцарта и Вагнера были отнюдь не безразличны к музыкальному творчеству своих хозяев. Правда, моцартовского пса лупили, когда он пытался своим вытьем вмешаться в создание очередного музыкального шедевра.

Вагнер же, наоборот, признавал за своей собакой «право на критику». Он даже иногда смягчал слишком громкие и возбужденные места в своих произведениях, раздражавшие собаку.

ЛИСЫ

А вот у Бастиана Шмида был ручной лис, имевший обыкновение спать на коленях хозяина. Перед тем как заснуть он, как маленький ребенок, делал глубокий вдох с протяжным звучным выдохом.

Однажды хозяин передразнил лиса, вздохнув так же, с таким же звуком. Это лиса удивило. С течением времени, постепенно, хозяин и лис перешли на обмен протяжными завываниями. И когда хозяин «исполнил» вздох со звучанием в другой тональности, лис сделал то же самое, перейдя в ту же тональность, а через час усвоил целую октаву. Иногда он фальшивил на полтона или даже на целый тон, но затем, будучи один, повторял звучание до тех пор, пока его звук не начинал соответствовать тому, который издавал хозяин.

Через несколько дней лис начал сам воспроизводить от услышанного тона всю октаву и даже выходить на кварту за ее пределы. Он даже умел провыть октаву от основного тона и обратно.

ОСЛЫ

Владелец цирка по фамилии Саррасани рассказывал, что в дни его юности в цирке выступал «поющий осел», пользовавшийся огромным успехом у зрителей, и хозяин цирка его очень любил.

Номер назывался «Ромео, единственный в мире поющий осел».

Этот осел умел по команде издавать звуки, составляющие целую музыкальную фразу, чем и смешил публику до упаду.

ДИКИЕ КАБАНЫ

Старики не помнят такого нашествия кабанов, как нынче, в 2001 году, в Германии.

Этих диких родичей наших домашних свиней развелось столько, что в поисках пропитания они выходят из лесов и опустошают поля пшеницы, кукурузы и других сельскохозяйственных культур. В Германии кабаны охраняются законом, поэтому отстреливать хрюкающих мародеров нельзя.

Других способов борьбы с непрошенными гостями найти не удалось.

И вот как-то уже совсем было отчаявшемуся фермеру Беккеру пришла в голову идея попытаться отпугнуть кабанов... современной музыкой, которая, он был уверен, не может нравиться не только нормальным людям, но и нормальным зверям. После длительных поисков фермеру удалось найти исполнителя, которого кабаны почему-то не могли переносить. Перепробовав несколько десятков певцов, певиц и рок-групп, Беккер убедился, что кабаны в панике убегают, едва заслышав пение Бритни Спирс. Всем хороша 19-ти летняя певица, а вот голос ее даже дикие кабаны не могут слушать!

Беккер поделился с соседями результатами своих «исследований», и теперь более 30 фермеров начали отгонять кабанов при помощи американской певицы.

ДЕЛЬФИНЫ

Много лет тому назад (да и сейчас) газеты и журналы печатали материал о том, что дельфины очень часто появлялись около кораблей, на палубе которых играла музыка. Дельфины неотступно плыли за кораблем, стараясь побольше высунуться из воды и как бы получше расслышать музыку.

Очевидцы рассказывают, что они по-разному реагируют на различные музыкальные ритмы.

Один большой знаток и дрессировщик дельфинов решил проверить эти предположения в дельфинарии. И вот что он пишет.

«Было время отдыха после вечернего кормления, и пять афалин (афалины — это один из видов дельфинов) зависли в воде в центре бассейна и спокойно отдыхали.

Осторожно, не показываясь им на глаза, он включил принесенный им транзисторный приемник и поймал первую попавшуюся музыку. Это была какая-то оперная музыка: женский голос пел на итальянском языке. Звуки лились плавно и спокойно.

С первых же тактов звучания дельфины зашевелились и, поднимаясь над водой, начали искать источник звучания. Они приблизились к месту, где стоял транзистор, хотя не видели его, так как он был скрыт бортом. Но ведь определили же!

Затем они снова замерли в неподвижных позах, и пока звучала музыка, животные не шелохнулись. Когда приемник был переключен совершенно случайно на джаз, с первых же аккордов дельфины зашевелились, затем стали нырять и возбужденно метаться по всему бассейну. После выключения музыки дельфины успокоились не сразу: еще некоторое время они не могли угомониться.

Таким образом, стало ясно, что дельфины очень чутко реагируют на разные музыкальные ритмы. В дальнейшем было определено, что дельфинам больше всего нравилась (если судить по тому, как они слушали, буквально замерев) медленная плавная музыка в среднем регистре звучания. Как только начинали звучать высокие звуки или частые удары барабанов, дельфины сразу же начинали волноваться. Хорошо воспринимали дельфины пение (и мужские, и женские голоса). Понравились им и звуки органа.

Все резкое, высоко звучащее, джаз и вообще любая ритмичная музыка возбуждала их. Уверять, что такая музыка им не нравилась, нельзя.

Вполне возможно, наоборот, такая музыка настолько нравилась дельфинам, что они не могли оставаться на месте, бурно реагируя на ритм и быстрый темп.

Дельфины никак не выражали свою антипатию к музыке, не делали никаких попыток отдалиться от источника.

Так как же — музыкальны животные или нет?

Надо сказать, что приятное мелодичное стрекотание умеют издавать даже самцы цикад. У сверчков существуют «серенады» и брачные песни. В природе есть такие мухи, которые для своей защиты имитируют жужжание осы, чем вводят в заблуждение своих врагов. Пение плодовой мушки напоминает стрекотание сверчка. Это тоже звукоподражание. Естественно, никому в голову не придет назвать этих насекомых музыкально одаренными!

И что вообще подразумевается под понятием «музыкальный»? Ведь даже в отношении человека это — трудноопределяемое понятие. Для этого необходимо иметь музыкальную память, то есть уметь запоминать определенные музыкальные звуки, темп, ритм, тембр, отдельные мелодии и иметь представление о красоте звучания. Находим ли мы нечто подобное у животных? Конечно, нет. Ясно одно: к музыке они далеко не безразличны.

По книге Ю.А.Ивановского "Занимательная музыка"
http://www.musicforall.ru/a/2005/10/16/239.html

_________________
"Если кто убивает зверя без причины из-за желания убить или ради мяса или ради шкуры, то совершает он зло",
- Иисус. Евангелие от Ессеев


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

POWERED_BY
Русская поддержка phpBB