Андрей Тарковский: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
Зачем же лукавить? Корову тогда сожгли. Заживо.
О малоизвестных эпизодах на съемках фильма "Андрей Рублёв"
и других картин рассказывает генеральный директор Владимиро-Суздальского
музея-заповедника Алиса Аксенова
-Рассказывают, что, когда во Владимире шли
съемки “Андрея Рублева”, вы конфликтовали с самим Тарковским?
- Тарковский, безусловно, - великий художник. Но не надо редактировать,
лакировать его творческую биографию. Вспоминаю одну из телевизионных
передач “Как это было”. Рассказ - об Андрее Тарковском. Ведущий
тоном строго судьи спрашивает директора съемочной группы “Андрея
Рублева”: “А правдивы ли слухи о жестокостях во время съемок этой
картины? Говорят, тогда заживо корову сожгли, лошадей зарезали”?
Директор отвечает: “Нет, нет, что вы! Этого не было. Корову покрыли
плащом, а наверху была ткань, которую подожгли. И корова осталась
невредимой”. Зачем же лукавить? Корову тогда сожгли. Заживо.
А вот другую не менее жуткую сцену из фильма вырезали. Но я-то
помню, как все это было. На обрыве у южного фасада Успенского собора
соорудили деревянные укрепления. Начали снимать сцену штурма Владимира.
Русский всадник на лошади скакал вдоль укреплений, взлетал по настилу
на всей скорости, и татарин (в его роли был рабочий с Владимирского
мясокомбината) подкрался и одним ударом ножа рассек шею
лошади. Из огромной раны хлынула кровь, лошадь в агонии бросилась
на камеру. Тарковский и я инстинктивно отпрянули в сторону,
а оператор Вадим Юсов продолжал съемку. Лошадь рухнула у его ног.
Князев Владимир, Труд-7 №083 за 12.05.2005,
Архив. НЕОЖИДАННЫЙ РАКУРС. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ.
http://www.trud.ru/article/12-05-2005/87512_zhertvoprinoshenija.html
|
Кира Муратова: [...] Мне
нравились огромные части его фильмов, некоторые фильмы — целиком.
Мне всегда не нравилось в Тарковском то, что я должна была посмотреть
его фильм дважды — для того чтобы отсечь те вещи, которые мне претят.
Я не люблю, всегда не любила в нем его любование своим страданием.
Он всегда страдалец номер один во Вселенной, и это главное его свойство.
"Ах, никто из вас не умеет страдать так, как умею я!"
Это мне всегда казалось немного смешным, именно смешным.
[...] Я считаю, что каждый ищет свои страдания и находит в них наслаждение.
Просто это наслаждение очень специфическое, свойственное данному
существу, данному типу существ. Если доводить до предела, до крайности,
до абсурда, я вам скажу, что Жанна д’Арк получила удовольствие от
того, что ее сожгли на костре. Конечно, уже когда она горела, она
не получала удовольствия. Но она же к этому шла, она знала, что
этим кончится, она этого хотела, понимаете? Ее суть, ее организация
— сумасшедшая, маниакальная — была такова. И у каждого есть нечто,
свойственное ему, а другой говорит: "Ну как же вы это выносите?
Я бы на вашем месте..." А ты не можешь на его месте! У него
свое место, и он к нему прилип, привязан, и это он и есть! Вот такая
штука.
Что касается того, с чего я начала... Я не люблю путать жизнь и
искусство. Я многажды слышала, что Тарковский сжег корову.
Думала — разговоры, сплетни. Но вот недавно показали по телевидению
фильм о Тарковском. И я увидела этот кадр, который не вошел в "Рублева":
бегущую, горящую, как каскадер, корову. Тарковский для меня перестал
существовать. Всё. Больше мне нечего сказать.
Кира Муратова: "То, что называется
„кич“ или „безвкусица“, мне не чуждо". Записал Дмитрий Десятерик.
"Искусство кино". январь 2005 года. №1. http://kira-muratova.narod.ru/int0004.htm
Последняя точка в этом сюжете была поставлена
в 1990 году, когда я побывал в столице Австралии Канберре, где был
приглашён на обед к нашему послу Самотейкину. Его фамилия была мне
знакома: до Австралии Самотейкин числился в помощниках у Брежнева...
Мы трое – посол с женой и я – сидели на прохладной веранде, отделанной
эвкалиптовым деревом, и вели ничего не значащие светские разговоры.
За окнами веранды в зарослях колючего кустарника верещали какие-то
австралийские птахи. Жена посла вспомнила про знаменитые советские
фильмы её молодости – «Калину красную», «Место встречи изменить
нельзя», ну и, конечно, «Андрея Рублёва». И тут я рассказал им про
сгоревшую корову и спросил бывшего помощника генсека: слышал ли
он об этом. Самотейкин развёл руками:
– Была ли сожжена корова? Конечно, была. Я сам занимался
этой историей, жалобы получал, гасил недовольство, усилия прилагал,
чтобы в газеты история не попала... А у Тарковского были ещё кадры,
в которых лошадей с колокольни сбрасывали... Для того чтобы передать
колорит эпохи. Ну, лошади, конечно, и ноги ломали... правда, эти
кадры в картину не вошли. То ли сам режиссёр не решился, то ли отсоветовали
ему...
Тишина. Воспалённый простор.
Здесь на съёмках «Андрея Рублёва»
этим летом решил режиссёр,
чтобы в кадре сгорела корова,
чтобы зритель смотрел трепеща...
И животное взглядом безвинным
Вопрошало, тоскливо мыча, –
для чего обливают бензином.
Хоть бы ящур, а то фестиваль,
безымянная жертва искусства,
первый приз. Золотая медаль...
Станислав КУНЯЕВ. В КАДРЕ АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ.
Литературная Россия. Архив : №47. 25.11.2005 http://www.litrossia.ru/archive/173/kino/4296.php
Николай БУРЛЯЕВ, актер и режиссер, народный артист России:
Я, конечно, не мог знать всего, что задумал
Андрей. Лишь однажды он обмолвился, что придумал кадр, в котором
один русский рубанет другого саблей по шее, и оттуда будет пульсировать
кровь. Потом я еще узнал, что на съемках убили лошадь. Правда,
ее взяли из живодерни. И все же я тогда думал: а стоит ли столько
крови лить? Но когда уже сам как режиссер снимал фильм
о Лермонтове, то понял, насколько был прав Андрей. Нужно показать
жестокость, чтобы подвести зрителя к осознанию ее бессмысленности.
И я сейчас оправдываю то, что делал Андрей в "Рублеве".
Этого требовали реальные художественные задачи. Андрей Тарковский
- это Андрей Первозванный русского кинематографа. Он одним из первых
начал говорить с экрана о Боге.
"ТРУД", 26 марта 2004 г http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=19900
«С топором, на ватных ногах» (из интервью Маргариты Тереховой)
— А КАК было с Тарковским?
Вы и его исправляли?
— Когда снимали «Зеркало», Тарковский, доверившись мне, поменял
финалы трёх сцен. Андрей Арсеньевич никогда не давал актёрам заранее
читать сценарии, и, когда в день съёмок выяснилось, что
я должна в кадре рубить голову петуху, у меня был шок.
Я до последнего момента надеялась, что это шутка. Когда поняла,
что рубка неизбежна, стала бросаться за помощью к маме и папе Андрея,
которые присутствовали на площадке и сами играли в фильме. И вот…
«Куриный эшафот» уже передо мной, свет выставлен, рядом
дрессировщик с мешком петухов. И он тихонько меня спрашивает: «Вы
правда не будете их рубить?» «Правда», — отвечаю. Это услышал Тарковский
и выглянул из-за камеры (он всегда проверял кадр): «Как это ты не
будешь?! А что с тобой будет?!» «Меня стошнит, Андрей Арсеньевич»,
— говорю. «Очень хорошо. Снимаем!» Я встала и, уходя на
подгибающихся ногах, говорю ему: «И вообще я считаю, если снял фильм
«Андрей Рублёв», больше ничего снимать не надо!» Тогда Тарковский
меня догнал и сказал: «Да будет тебе известно, я снимаю свой лучший
фильм…» Дальше мы с ним много говорили. В итоге рубить голову он
меня не заставил. Ограничились криком петуха, перьями и крупным
планом моего потрясённого лица, этот кадр после был опубликован
в итальянской киноэнциклопедии.
http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/margarita_terehova/interview.html
Андрей объясняет Ларисе психологию ее героини: «После
того как Мать совершает акт „убийства“ — режет петуха , у Лебедевой
возникает подтекст: „Ну что, я лишила вас невинности?“ Она не понимает
и ее раздражает, почему это Мария Ивановна не может зарезать петушка.
Вот если бы она была тоже беременная, как и сама Лебедева, вот тогда
все понятно. А Мария Ивановна? Не знаю… Она, может быть, и рубить
голову решается только затем, чтобы доказать, что она не беременная…
А тебе, Риточка, — обращается Тарковский теперь к Тереховой , —
нужно, по-моему, вначале еще больше испугаться предложения отрубить
голову петушку, а потом согласиться на это тоже резче и резче перейти
в другое состояние, понимаешь?» (Потом Лариса всегда с негодованием
утверждала, что Андрей специально с ней совершенно не работал в
этой роли, что все его внимание было отдано Тереховой . Она могла
говорить об этом бесконечно.)
Терехова (раздраженно): «Но я не могу резать петуха и поэтому
изобразить это тоже не могу!»
Тарковский (растерянно): «Не понял… Рита, но если так обстоит дело,
то что мы должны делать?.. Отменять сцену? Пожалуйста! Только об
этом нужно было мне раньше сказать и не морочить мне голову… Обед!»
Тарковский резко поворачивается и уходит из павильона. Я
семеню за ним, а он мне, жалуясь, объясняет: «Но в этом-то и смысл
сцены, что она никогда этого не делала. Если бы она и раньше это
делала, то во всем не было бы смысла… Ничего не понимаю…»
А я понимаю только одно: две женщины искали повод высказать друг
другу свое раздражение — вот и всё! Бедный Андрей!
12 февраля 1974 года
http://www.kinoart.ru/magazine/07-2002/Publication/tarkovskiMirror/
На все нападки режиссёр отвечал примерно
так: вы каждый день едите сожженных коров и ничего. Я же
сжёг одну, чтобы показать в каких варварских условиях человек
жил и писал иконы. http://libra.kiev.ua/phorum/viewtopic.php?p=1124&sid=5dc6c0375464ca8fcf0eccea6de4fc37#1124
Тарковский оправдывал жестокое
убийство животных на съёмках своих фильмов целью достижения максимальной
реалистичности образа. Почему уцелели люди-актеры? Что-то ведь помешало
"великому режиссеру" и "смелому новатору" воплотить
правду жизни на экране полностью и убить их тоже?
Центр защиты прав животных "ВИТА"
vita.org.ru vita@vita.org.ru
Материалы по теме:
Оставьте
свой комментарий
|