В России и в мире не стихают восторженные отзывы о московском «Евровидении». О том, что жертвами подготовки Москвы к международному музыкальному конкурсу стали тысячи собак, знают власти, отдавшие приказ об истреблении бродячих животных. И хозяева, чьи питомцы попали в общую мясорубку. Как стало известно в прокуратуре Москвы лежат десятки заявлений от жителей города и 6 зоозащитных организаций.
Бродячее зверье всегда было проблемой столичных властей. В советские времена живодерам платили из казны по 1,20 рубля за отловленную собаку и 40 копеек за кошку.
Пойманных животных бросали в герметичный кузов грузовика, куда была выведена выхлопная труба, и умерщвляли.
В 2001 году под давлением защитников животных правительство Москвы подписало «Регламент по отлову, транспортировке, стерилизации, содержанию, учету и регистрации безнадзорных и бродячих кошек и собак в г. Москве». В документе впервые появилось слово «стерилизация».
А 1 октября 2002 года мэр Москвы Юрий Лужков утвердил постановление правительства Москвы № 819, которое в буквальном смысле стало судьбоносным для столичных псов.
В нем впервые признавалось их право на жизнь и вводился «запрет отлова безнадзорных и бесхозяйных собак и кошек с целью их уничтожения» и предписывалась «массовая стерилизация (кастрация) женских особей с последующим возвращением на места прежнего обитания», для чего в правительстве был создан специальный отдел фауны.
13 000 рублей за операцию одной собаки при рыночной ставке в 3000.
Стерилизация вылилась в невероятные траты. Так, например, в 2007 году на нее было выделено почти 90 миллионов рублей, а простерилизовано, если верить отчетам, всего 6 тысяч собак. То есть на каждую собаку было потрачено 13 тысяч рублей.
Для сравнения: сегодня, даже с учетом инфляции и снижения курса рубля, такая операция в коммерческой ветклинике стоит 3000 рублей.
Нетрудно объяснить, почему после такой масштабной кампании по стерилизации в Москве поголовье беспризорного зверья не уменьшилось.
Как и в 1998 году, на улицах мегаполиса насчитывается около 25 тысяч бездомных собак.
Два года назад контрольно-счетная палата обнаружила нецелевое расходование средств; отдел фауны был ликвидирован, а столичные власти признали провал программы.
«Это как минимум лицемерие столичных властей».
7 мая 2008 года первый заместитель мэра Петр Бирюков подписал новый «собачий» регламент: в нем предусмотрено строительство 15 приютов для бездомных животных.
На эти цели в прошлом году выделили 2,5 млрд бюджетных рублей. И еще 3 млрд рублей в 2009 году. В 8 округах столицы активное освоение бюджетных средств началось еще до того, как регламент вступил в силу. Впрочем, этот документ до сих пор не имеет юридической силы.
Однако за год строительство приютов практически с места не сдвинулось, официально открылся только один приют в Кожухово.
По словам специалиста Центра защиты прав животных «Вита» Константина Сабинина, долго там зверье не живет.
«Когда открывался первый приют, была завезена экспериментальная партия из 80 собак. Приехал телеканал ТВЦ, снял красивые картинки, показали сюжет. Через пару дней мы заехали в тот же приют — собак там было уже 50. На вопрос, где остальные, персонал ответил, что сбежали из вольеров. Но мы же взрослые и прекрасно понимаем, что на своих лапах никуда эти несчастные псы деться не могли», — рассказал он.
По его словам, эти приюты рассчитаны на 2000-3000 бездомных животных.
«Вы представляете себе, что это за концлагеря для зверья и в каких условиях они содержатся? Это и антисанитарно, и антигуманно, — говорит Сабинин. — Это как минимум лицемерие столичных властей, а говоря откровенно — обыкновенный распил казенных средств».
«Вместе с живыми животными в вольерах лежат трупы, их просто накрыли тряпками».
Столичные власти говорят, что комфортабельность пилотного приюта поразила даже придирчивых экологов из Англии. Дескать, у животных есть все условия для беспечного виляния хвостом: от горячей пищи до современных медикаментов.
Специалист «Альянса защиты животных» Елена Надежкина поделилась своим впечатлением от недавнего посещения муниципального приюта в Косино-Ухтомском районе. «Стоит дикая вонь, звери изможденные, худые, больные. Вместе с живыми животными в вольерах лежат трупы, их просто накрыли тряпками».
Зондеркоманды перед «Евровидением» сформировали из гастарбайтеров и бывших уголовников.
Почти одновременно с тем, как был принят регламент о строительстве собачьих приютов, стало известно, что Москве предстоит провести «Евровидение-2009».
Планировалось, что бездомных собак перед конкурсом будут отлавливать и распределять по приютам.
После майских праздников 2009 года, как рассказывают защитники животных, Бирюков собрал у себя городских коммунальщиков и наказал им в срочном порядке — в четырехдневный срок — сформировать группы для отлова бродячих животных.
«Таких специалистов готовят 4 недели, а тут их проинструктировали за пару дней, — рассказывает Надежкина. — Команды получились «достойные»: бывшие уголовники и гастарбайтеры. А поскольку мест в приютах на всех животных явно не хватало, их научили убивать».
По ее словам, для убийства собак в России используется запрещенный препарат «Дитилин». После укола животное медленно умирает от судорог и удушья. «Зато вещество спустя полчаса невозможно обнаружить никакой экспертизой, а значит, и доказать факт жестокого обращения», — рассказывает Надежкина.
Также она сообщает, что на улицы города вышли и «добровольцы». Их не учили медикаментозному умерщвлению — поэтому собак они попросту отстреливали.
По оценкам зоозащитников, «санитары города» за несколько дней очистили столицу от десятков тысяч собак.
Ловили не только бродячих, но и так называемых «опекунских» животных, которые мирно обитают при стоянках, предприятиях или во дворах. Жертвами санитарный рейдов стали и домашние питомцы, потерявшиеся или попросту сорвавшиеся с поводка. «Мы удивили всех музыкальным шоу. Совсем другое шоу разворачивалось ночами накануне конкурса. Многие москвичи звонили нам и жаловались на душераздирающие визги несчастных животных», — говорит эксперт.
После этого в прокуратуру посыпались заявления.
Собаководов пугают штрафами.
В начале мая Любовь Заусалина прогуливалась со своей собакой в пролеске возле дома. На обратной дороге ее пес сорвался с поводка. В это время мимо проезжал автомобиль с ловцами животных. Они схватили питомца.
Собака вырывалась, и «санитары города» начали жестоко избивать животное. Любовь кинулась ему на защиту, но шок спровоцировал у женщины сильный приступ астмы, и от удушья она потеряла сознание. Когда очнулась, ни машины, ни домашнего любимца. Неделю женщина ходила из приюта в приют в поисках собаки, но тщетно.
Она написала заявление в прокуратуру. Но получила ответ, что оснований для расследования нет. Более того, ей пригрозили штрафом за прогулку с животным без поводка.
Милиция не хочет заниматься «ерундой».
Таких заявлений сейчас — десятки. И специалисты уверены, что у них нет будущего.
«Милиция не хочет связываться с такой «ерундой», даже когда все признаки жестокого обращения с животными налицо», — говорит Надежкина.
Она рассказала, что недавно в Парке культуры на глазах очевидцев группа ловцов жестоко отстреливала собак. Один мужчина вызвал милицию. Те приехали, освидетельствовали трупы животных, задержали стрелков — и отпустили их через пару минут.
А 16 мая, в день финала «Евровидения», на глазах жителей района Владыкино беспощадно убили двух бродячих псов.
Граждане тоже попытались вызвать милицию, но те даже не отреагировали на звонок.
Писали в прокуратуру и 6 зоозащитных организаций. Эксперты просили выяснить степень законности регламента Бирюкова, на основании которого животных свозили в недострои или истребляли по дороге.
Ответ лаконичен: «Никаких фактов нарушений не обнаружено».
«Не хватало еще, чтобы иностранного гостя укусил пес».
Организаторы конкурса «Евровидение», как и столичные власти, отрицают, что факт массового отлова собак связан с международным конкурсом.
16 мая мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что «разговоры о том, что над собаками и кошками издеваются и их убивают, носят характер ненормальный или политический».
Однако ранее в интервью районной газете специалист по фауне Восточного округа Михаил Довбни проговорился: «Сами понимаете, не хватало еще, чтобы иностранного гостя укусил пес. Это же обернется международным скандалом».
Международное сообщество оценило масштабность «Евровидения» в России, многие назвали его лучшим шоу за всю историю конкурса.
«Если бы зарубежные гости, приехавшие в Москву, узнали, что ради 4-часового действа были истреблены десятки тысяч животных, восторгов было бы гораздо меньше, поскольку за границей к животным относятся гораздо гуманнее», — говорит Сабинин.
По его словам, при решении проблемы бродячих животных столичным властям изначально стоило пойти по проторенной цивилизованными странами дорожке.
В Европе животных тоже усыпляют, но безболезненно.
В большинстве европейских стран все бездомные животные попадают в государственные приюты неограниченного приема, где они временно содержатся. Если же через определенный срок собака не находит хозяина, животное усыпляют. Усыпление в этом случае — мера неизбежная, так как приюты всегда должны иметь свободные места для поступления новых животных.
Крупнейшие зоозащитные организации (Всемирное общество защиты животных (WSPA); HSUS и PETA в США) считают, что усыпить животное более гуманно, чем бросить его на произвол судьбы на улице и обречь на раннюю и жестокую смерть.
Чтобы не увеличивалось количество бездомных, в европейских странах созданы системы контроля численности и содержания домашних животных. Для этого снижают налоги для владельцев стерилизованных животных. Животных малоимущих граждан стерилизуют бесплатно.
В Италии в 2004 году был принят закон для предотвращения увеличения численности бездомных животных. Так, если сегодня человек выбросит на улицу собаку, то он может быть привлечен к уголовной ответственности сроком на год и штрафу в €10 000.
В Германии выброс хозяином домашнего животного на улицу сродни жестокому обращению, которое наказывается штрафом в €25 000. Если дело в финансовых или семейных обстоятельствах, животное обязаны отвезти в приют, которых в Германии около 500. Оттуда уже около 60% животных передают новым хозяевам, в дома престарелых или общества слепых.
При покупке и регистрации собаки ее владелец обязан уплатить налог (за первую — €150, за последующие — до €300 на каждую). Более того, животному присваивается специальный регистрационный номер, который гравируется на ошейнике, наносится татуировкой на ухо, либо уколом в шею животному вводят микрочип, в котором записана информация о владельце.
«Нам до такого далеко, хоть Россия и старается равняться на западные страны, — говорит Надежкина.— Люди видят, что издевательства над животными не только не наказуемы, но и считаются очисткой города, а потому изуверства выходят за грани разумного уже на уровне обывателей, в Рунете можно найти сайты, где подробно описывается, как затравить бродячее животное, выложены ужасающие видео и фото расправ».
http://www.kp.ru/daily/24297.4/491139/