Во многом в тему.
http://www.kp.ru/daily/24297/492272/Выпала пломба? А не надо было жевать!Теперь у пациентов даже стоматологических клиник требуют расписку, что они обязуются соблюдать режим и готовы "сотрудничать" с врачом
Наталья САНИНА — 22.05.2009
Врачи сами себя боятся!
Я давно уже боюсь врачей больше, чем болезней. Ну просто потому, что с хворями - если они не тяжелые - организм еще как-то может справиться сам. А с последствиями неправильного лечения - не уверена.
Но эту свою боязнь я всегда от врачей скрывала. Из глубокого уважения к их нелегкому труду. И тут вдруг оказалось - врачи сами себя боятся не меньше нас, пациентов! По крайней мере к такому выводу я пришла, посетив стоматолога. Никаких особых неприятностей от замены пломбы я не ждала. А зря.
В поликлинике "Такой-то доктор" (не называю ее, так как практика широко шагает в жизнь) лучше меня знали, как опасен визит к ним!
По крайней мере когда я расположилась в кресле, очень хороший врач, к которому я хожу уже 10 лет, стыдливо протянула мне бумажку: "Теперь у нас новые правила! Надо расписаться вот здесь!". Отказать стоматологу в подписи бумажки, когда над тобой занесена бормашина - это поступок, говорю вам не хвалясь! Но после обезболивающего укола я все же вчиталась в бумажку. И подскочила на кресле. Бумага меня потрясла.
Такое впечатление, что я пришла не поставить банальную пломбу, а как минимум - произвести серьезную операцию. Назывался этот юридический шедевр "Информированное согласие пациента на лечение" и занял целую страницу убористого шрифта.
Вот только отдельные цитаты, которые я прочитала с зубовным скрежетом:
"Я, такой-то, ознакомился с описанием рекомендуемой специфики и этапов лечения, с возможностью альтернативных методов и последствиями отказа от лечения. Я добровольно даю согласие на проведение лечения в предусмотренном объеме. Я отдаю себе отчет в ответственности врачей и своей личной за успешность конечных результатов лечения ( - А я-то за что отвечаю, когда лежу распластанной на кресле? - тихо изумилась я) " Я признаю особые обстоятельства, осложняющие работу врачей (тут стоял прочерк, чтобы потом эти обстоятельства вписать )."Обязуюсь сотрудничать с персоналом "("То есть не кусать за палец, если что? - прикинула я ). "Соблюдать все их предписания и режимы на всех этапах лечения..."
- А какой после пломбировки зуба режим? - испугалась я. - Неужели постельный?
- Читайте!- вздохнула доктор.
-"Я извещен, что несоблюдение мной рекомендаций может отрицательно сказаться на моем здоровье..." Господи, да чего ждать-то? - совсем запаниковала я.
Дальше шло еще много пуктов - о чем меня уведомили, с чем ознакомили, что я твердо осознаю... И наконец, после того, как меня строго обязали непременно обратиться к врачу в случае осложнений, мне предложили расписаться в том, что " после проведенной беседы я даю согласие на лечение, с планом и его сроками ознакомлен и согласен...." (Кстати, если бы врач реально проводил со мной беседу по всему списку, у него ушло бы на это минут 15. То есть все время, отведенное на прием).
Отказников - не лечить!
По этой бумаге выходило, что если с лечением зуба хоть что-то пойдет не так - я сама во всем виновата. Или режим нарушила, или вредные привычки скрыла, или плохо сотрудничала.
- А если я не подпишу? - поинтересовалась я.
- Тогда у нас указание вас не лечить! - вздохнула врач.
- А всем дают такую бумагу? - переспросила я, так как врач честно предупредила, что с моим зубом могут быть сложности.
- Всем!
Ну что вам сказать. Хорошо устроились врачи! Переложить ответственность на пациента - это грамотно. Тут я вспомнила, что случай-то такой у меня не первый. В одну поликлинику я на днях обратилась по поводу тяжелого насморка.
- Э, да у вас гайморит! - резюмировала врач. - Я бы вам пазуху проколола (тем, кто не знаком с этой ужасной процедурой, лучше о ней и не знать!)
Я приготовилась к худшему.
-Но вы же, наверное, не захотите? - вдруг обнадежила меня врач.
Найдите человека, который бы хотел, чтобы его кололи в нос иглой размером с хорошее шило!
- А что, можно не делать? - дрожащим голосом спросила я.
- Ну, не хотите - не делайте.
- А как же тогда дышать?
- Ну, попейте антибиотики. Они дорогие, но действуют хорошо.
- А если не помогут?
- Могут и не помочь. Но вы же не хотите колоть?
Так и ушли мы с гайморитом несолоно коловши. Кстати, дорогой антибиотик действительно не помог и эти строки я пишу, истошно хлюпая носом.
Решайте быстро!
В другой поликлинике мне как-то нужно было сделать рентген суставов. И врач-рентгенолог ошарашила с порога: будем сразу пять снимков делать, или часть - через две недели?
- А как надо? - спрашиваю.
- А как хотите. Выбирайте.
- Но как выбирать-то? Это опасно?
- Не опасно. Но нежелательно. Но если вы здесь распишитесь - сделаем сразу, чтоб вам не ходить. У нас очередь! Решайте быстро!
Честно говоря, я думала, что все решила, когда моя редакция перечислила деньги на мою страховку. Дальше должны решать уже врачи. Или предлагать мне варианты - с учетом опасности своих назначений и особенностей моего организма. А между тем, порасспрашивав знакомых, я узнала, что в клиниках пациентам все чаще предлагают расписаться в подобных бумагах, которые снимают с эскулапов отвественность.
Одну мою подругу попросили письменно подтвердить, что она не возражает против приема гормональных препаратов. И той пришлось самой шерстить интернет, чтобы узнать, насколько они на самом деле вредны. Другой знакомой доктор со "скорой" , увидев, что у нее температура зашкаливает, сказала: "Можем, конечно, отвезти вас в больницу. Хотя это необязательно. Но вы напишите, что от госпитализации отказываетесь." Третьей сказали уже в больнице, где она лежала с гриппом, принимая только аспирин - мы вас отпускаем домой, но распишитесь, что вы сами ушли и ответственность за возможные осложнения берете на себя.
А почему, собственно? Я сейчас не говорю о сложных случаях, когда согласие пациента действительно необходимо. Но ведь медицина - это такая же сфера обслуживания. В продмагазине же с нас не берут расписку, что мы ознакомлены с имеющимся ассортиментом, знаем о возможном вреде некоторых продуктов и берем ответственность за их покупку на себя? Хотя там и вредные продукты продаются, и некачественные встречаются. Услуги врачей мы тоже покупаем. За счет страховых компаний. И лично я не хочу делить с докторами ответственность за их возможную некомпетентность.
Мне понятно, почему нас заставляют выбирать. Суды по поводу врачебных ошибок у нас еще не стали нормой жизни, как на Западе, но прецеденты есть. И хитрые администраторы (а инициатива как правило идет не от рядовых врачей) придумали фишку - брать с пациента расписку.
Если уже при пломбировании зубов надо письменно клясться в осознании своей ответственности, то впереди - перспектива, уходящая за горизонт. В медицине рискованного много. Не удивлюсь, если скоро перед входом в процедурную (от уколов-то тоже осложнения бывают!) нас могут заставить писать расписку: "В моей смерти прошу никого не винить!" Ну так, на всякий случай...
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
Запомните главное: если в расписке, договоре и прочих бумагах, которые вы подписываете, содержатся пункты, ущемляющие права пациента по сравнению с законом, то эти пункты не будут иметь ни малейшей юридической силы! Это важное правило из Закона «О защите прав потребителей» действует и при оказании платных медуслуг.
Поэтому бумаги под названием «информированное согласие пациента на лечение» опасаться не стоит - с юридической точки зрения она ни в коем случае не освобождает врачей от ответственности за некачественную медпомощь.
Более того, этот документ может даже помочь пациенту проконтролировать действия врача и уберечься от возможных «косяков». Скажем, медики нередко забывают выяснить важные обстоятельства - те же вредные привычки, перенесенные когда-то болезни и проч. А так вы глянули в бумажку и - ага: просите, чтобы доктор учел, что у вас то-то и то-то.
Так что пресловутая расписка может быть направлена и на упорядочение лечения, на благо пациенту.
А что касается возможных отговорок типа «пациент сам режим нарушил», «не сотрудничал с врачами» и т.п., то они могут иметь силу, только если врачи убедительно докажут, что такие факты имели место.
А вот уговоры медиков подписать отказ от госпитализации, обследования, операции, расписаться о добровольном уходе из больницы - это уже из совсем другой оперы. В таком случае речь идет о принципиальном решении - лечиться или нет, и ответственность за результат решения возлагается на пациента. Причем недобросовестные медики могут вводить больного в заблуждение, склоняя к более удобному для них выбору - скажем, уверять, что госпитализация необязательна, поскольку «само рассосется». В подобной ситуации медперсонал можно привлечь к ответственности, если удастся доказать, что пациенту умышленно давали «вредные советы».
Анна ДОБРЮХА.