«ВИТА» центр защиты прав животных
Главная страница / Home    Карта сайта / Map    Контакты / Contacts


RUS        ENG
РАЗВЛЕЧЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ВЕГЕТАРИАНСТВО МЕХ СОБАКИ И КОШКИ ГУМАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Видео Фото Книги Листовки Закон НОВОСТИ О нас Как помочь? Вестник СМИ Ссылки ФОРУМ Контакты

ВЕГЕТАРИАНСТВО
История
Этика
Веганство
Здоровье
Экология
Еда - этичная пища
Потребление мяса и голод в мире
Человек - не хищник
Беременность и дети
Мясо - не еда
Рыба чувствует боль
Молоко жестоко
Яйца убивают цыплят
Трансген
Почему веганы не едят мёд
Религия
Cпорт
Знаменитые вегетарианцы
Этичные товары
Цитаты
Часто задаваемые вопросы
Книги
Листовки и плакаты
Сайты
Видео


О нас
Наши принципы
Как нам помочь?
Вкусное предложение: Веганская кухня
Условия использования информации
Волонтерский отдел
Часто задаваемые вопросы
Вестник Виты
Цитаты
Календарь
Как подать заявление в полицию
Форум
Контакты



ПОИСК НА САЙТЕ:

БИОЭТИКА - почтой


ПОДПИСКА НА НОВОСТИ "ВИТЫ" | RSS
Имя:
E-mail:
yandex-money
№ нашего кошелька: 41001212449697
webmoney
№ нашего кошелька: 263761031012

youtube   youtube   vkontakte   facebook Instagram  

  
Share |
  


Листовки:

Формат Doc. 180 Kb
Формат doc. 180 Kb

Плакаты:
Плакат. Формат jpg. 180 Kb
Формат jpg. 180Kb

Ирина Новожилова

«10 штрихов к портрету учителя» — о тактике и стратегии движения за права животных

Посвящается Павловой Татьяне Николаевне

Маша Калинина- этическая вегетарианка>

21 августа прошлого года на 77 году ушла из жизни основоположник российского движения за права животных, создатель первого после революции вегетарианского общества, руководитель Центра этичного отношения к животным Павлова Татьяна Николаевна.

Я не буду сегодня говорить о достижениях Павловой, деятельность которой повлекла за собой существенные реформы во всех сферах использования животных в России. Это тема отдельного, значительного по времени разговора, который мне хотелось бы приурочить к моменту выхода фильма о ней. Сегодня я впервые хочу заострить внимание на её методах работы, стратегии и тактике, обусловившими успех не только при её жизни, но и после её смерти, поскольку наша организация - Центр "Вита" - создалась на базе её организации и продолжает начатое Павловой дело.

Мне посчастливилось работать с Татьяной Николаевной много лет, и я не перестаю восхищаться её уровнем работы, её неповторимостью. Таким людям не мешают время и пространство, они находятся вне эпох, режимов и т.д. Павлова обладала уникальной способностью, находясь в рамках традиционной системы, не просто пробиться к сердцам людей, но и вовлечь саму систему работать на продвижение идей сострадания ко всему живому - идей, в которых она видела будущее человечества.

Она владела редким даром убеждения и авторитетности, заставляя прислушиваться к себе самых закостенелых чиновников, открывая двери любых министерств и проходя сквозь многоуровневые кордоны цензуры. Для меня до сих пор остаётся загадкой, как ей удалось претворять в жизнь идеи, опережавшие эпоху по своей радикальности на десятки лет, ведь она начинала в конце шестидесятых! Сегодня, когда сотрудники нашей организации закончили работу по изучению архивов Павловой, ощущение остаётся такое, что на её месте работало целое министерство с сотней штатных сотрудников.

Вокруг неё объединялись люди глубоко идейные, решавшие посвятить всю свою жизнь борьбе за освобождение животных. Самое удивительное, что современное поколение борцов за права животных, цитирующих Павлову на различных сайтах и воспитанное на её передачах и книгах, о ней вообще не слышало. Этот факт вызвал у меня большое чувство горечи, но затем я поняла: так и должно быть, в этом и была вся Павлова, перевернувшая сознание целой эпохи, но оставшаяся при этом незамеченной.

Её часто упрекали в том, что она работала практически в одиночку и не нарастила "массу". Я же хочу на это сказать, что путь первооткрывателя-стратега сродни пути эквилибриста: с грузом балансировать очень сложно, двадцать человек не смогут единовременно пройти по канату, одна "осечка" - и всё полетит в никуда.

Павловская школа борьбы за права животных, отличавшаяся глубиной подхода, жёсткостью принципов и чёткой философией, в противовес бессистемной и поверхностной практике под общим девизом "Давайте соберёмся, заодно и листовочки пораздаём", характеризовалась следующими чертами:

  1. Чёткая цель и приоритеты
  2. Самый эффективный путь - достигнуть вершины сознания
  3. Глобальность в противовес локальности
  4. Изменяя себя, изменяем общество
  5. Сознание людей - двигатель общественного прогресса
  6. Знание законов общества
  7. Максимализм исключён
  8. Искусство дипломатии
  9. Противление зомбическому подходу
  10. Эффективное использование времени и большая работоспособность

1. Чёткая цель и приоритеты

Вегетарианцев павловской "закалки" объединяли чёткое мировоззрение, философия, противопоставленная антропоцентризму. Абсолютное бесправие животных в сопоставлении с относительным бесправием даже самых незащищенных категорий людей (инвалиды, пенсионеры, нацменьшинства и др.) определяло приоритеты борьбы и стремление защищать самых обездоленных. Понятно, что невозможность прилюдно выказать свою сексориентацию или добиться двойного увеличения пенсии - это проблемы несколько иного порядка, нежели каждодневные пытки и умерщвление миллионов живых существ на бойнях, зверофермах или в вивариях. Как говорил на эту тему Пол Маккартни: "если бы к вам относились как к мясу, мы бы защищали и вас".

Павлова добилась значительных успехов на своём поприще, прежде всего, потому, что в её среде никогда не было явления "распыления", когда человек пребывал в иллюзии помощи сразу всем, хватаясь одновременно за проблему животных, фашизма, политзаключенных, АЭС, абортов, лесных пожаров и т д. Естественно, что любой экстенсивный путь ("вширь" - за счёт большего охвата) по сравнению с интенсивным ("вглубь") всегда предполагает поверхностность и крайне низкую эффективность. Качество такой "помощи", измеряемой в сознании людей "клипового" мышления количеством посещённых акций, на мой взгляд, очень хорошо отражено в мультике, где алчный персонаж пытался из одного куска материи скроить себе как можно больше шапок, которые в результате получились размером с напёрсток.

Философия павловского круга заключалась именно в том, что корни человеческих проблем лежат в искажённом антропоцентрическом сознании, рождающем дальнейшие аномалии по всем направлениям. Внутри такого общества всегда будет социальное неравенство, терроризм, фашизм и т.д., поскольку оно раздираемо главным внутренним противоречием: человек стремится к благополучию, которое он обустроил на чужих костях, за счёт порабощения всей планеты. Быть тираном и одновременно проповедовать идеи любви, добра, заботы на фоне не прекращающих свою работу концлагерей для животных, невозможно. Невозможно по причине самой природы сострадания, которое не может быть узконаправленным, поскольку сострадание - это способность ставить себя на место другого существа. Овладев этим качеством, человек не может в одних ситуациях уметь чувствовать, а в других - закрыться.

Ребёнок, появившись в этом мире, сразу же сталкивается с этим противоречием и диссонансом. Чтобы принять эту искажённую модель мира с двойным стандартом, надо или убедить себя в разности мировосприятия (животные не так чувствуют боль, у них меньшие потребности, они нуждаются в меньших благах и т.д. и т.п.) или утвердиться в дискриминационном подходе: "да, их жизнь жестока, но, как говорится, "каждому своё". И как только такая мысль утвердилась в сознании - это, например, и есть корень фашизма. А поскольку вся система ценностей общества начинает выстраиваться от отношения к самым беззащитным его членам, то, сосредотачивая внимание на базовом изменении сознания, можно самым прямым образом прийти к изменению взаимоотношений и в человеческом обществе.

2. Самый эффективный путь - достигнуть вершины сознания

Картину эволюции сознания людей, по философии Павловой, условно можно представить в виде следующей лестницы. На начальном этапе развития сострадание человека касается только близких членов своей семьи, затем - своей общины, затем - города, страны, нации и, наконец, всего человечества. Высшей точкой, кульминацией развития является сопереживание всем чувствующим существам на планете и признание их прав на жизнь. Этого уровня развития наша цивилизация не достигала никогда, он находится в совершенно другой плоскости сознания, нежели все существующие на сегодняшний день виды социально-политических формаций - феодализм, капитализм, социализм и т.д., которые затрагивают только интересы человека и предполагают одинаковую жестокость к животным.

На фоне настолько глобального изменения сознания людей и совершенно другой модели общества, любая сиюминутная борьба за изменение существующего политического строя в кругу последователей Павловой представляет собой борьбу "остроконечников" и "тупоконечников" (герои Д. Свифта), споривших, с какой стороны лучше разбивать яйцо. Объединение этих двух целей - коммуновегетарианство, анарховеганизм и т.д. - представляется полным абсурдом и абсолютным непониманием сути борьбы за права животных. Это как в анекдоте про бабушку, которая на радостях получения новой квартиры продолжает по инерции мечтать о новой керосинке и тазике для стирки белья, не понимая, что в новой квартире будет электрический свет и водопровод.

В противовес традиционной философии: "Пусть люди сначала научатся сопереживать друг другу, а потом уже животным", Павлова доказала, что наиболее эффективный путь изменения общества - открыть человеку такие горизонты сознания, достигнув которых он автоматически проходит все предыдущие стадии этического развития. Проще говоря, тот, кто вопреки общепринятой морали сумел настроиться на более тонкое мировосприятие и прочувствовать себя "в шкуре" других существ (чьи страдания скрыты от всеобщего взора), уже не сможет пройти мимо более доступных и осязаемых страданий людей и, тем более, иметь расовые, имущественные или какие-либо другие предрассудки.

Исходя из вышесказанного, в павловском кругу совершенно иначе трактовалось понятие вегетарианства, нежели это имеет место сейчас, когда я встречаю это слово в числе перечисляемых через запятую понятий субкультур - стрейт-эйдж, хиппи, анархизм, панки и т.д. По мнению последователей Павловой, этическое вегетарианство - это не диета, и не узконаправленная борьба в защиту исключительно животных (зоозащита), это - всеобъемлющее понятие, стержень модели общества Будущего.

3. Глобальность в противовес локальности

Павлова, имея стратегический склад ума, всегда стремилась пробраться к истокам проблемы и сосредоточить усилия на глобальном решении, не распыляясь на локальных случаях. Понятно, что когда корабль идёт на рифы, и уже получил пробоину, самое неразумное предложение, которое только может быть - пытаться выплёскивать воду стаканами, вместо того, чтобы добраться до рубки и изменить курс. Это очевидно всем, и, тем не менее, в последнее время большой интерес в среде борцов за права животных стали вызывать так называемые "прямые" методы или методы локального спасения конкретных животных в различных сферах.

Для тех, кто хорошо осознаёт масштаб индустрий смерти - мясной, меховой, экспериментальной и т.д., совершенно очевидно, что практика спасения конкретных животных являет собой не просто борьбу с ветряными мельницами, но и досадный стратегический просчёт, который отнимает время от поиска более глобальных подходов и замедляет процесс кардинального изменения положения животных. Более того, "прямые" методы на сегодняшнем уровне развития общества всегда вызывают ответную карательную реакцию со стороны государства, осуждение обществом всего зоозащитного движения и, в конечном счёте, укреплению позиции тех, против кого была направлена борьба. В итоге - спасены десятки и сотни, а обречены в результате сорванных проектов на дальнейшие мучения - тысячи и миллионы.

Ошибка, на мой взгляд, исходит от непонимания, что на современном этапе развития человечества мы имеем дело не с прямым злом, а с машиной, состоящей из массы звеньев и надстроек - министерств, потребителей, законодателей и т.д., каждая из которых связана с жестокостью опосредованно. Конечно, первая реакция любого человека при столкновении с жестокостью - локальное освобождение страдающего в данный момент существа. Анализ же ситуации и познание масштабов проблемы рождает стойкое желание помочь как можно большим животным, а, следовательно, осознание необходимости использовать далеко идущие стратегии. Конечно, большинство людей настроено получить сиюминутные результаты, пусть даже в ущерб масштабам спасения, поскольку глубокие подходы требуют недюжинного терпения, воли, упорства и веры.

Простейшая арифметика легко покажет результативность долгосрочных стратегий. Так, например, разработка компьютерной программы (например, по курсу фармакологии), переговоры с вузами и министерством по поводу внедрения инновации, безусловно, потребуют больше времени, чем сиюминутное спасение нескольких животных из вивария. Однако, внедрение программы будет означать: освобождение тысяч подопытных животных в год в каждом вузе, где она будет внедрена, распространение такой практики по другим вузам, и, наконец, изменение менталитета обучающихся студентов, что, в конечном счёте, обеспечит дальнейшее освобождение несоизмеримо большего количества животных.

Если проследить за несколько веков мировую историю борьбы за права животных, то становится совершенно очевидно, что "прямые" методы никогда и нигде не играли, и по определению не могут играть хоть какую-нибудь существенную роль в освобождении животных. Прогресс был обусловлен: 1) восполнением информационного пробела о положении животных (передачи в СМИ, книги, фильмы, уроки, лекции, публичные акции); 2) работой по внедрению альтернатив использованию животных в различных сферах (этичная еда и одежда, гуманные методы тестирования продукции, развлекательные мероприятия без использования животных, гуманные методы регулирования численности бездомных животных и т.д.), и 3) лоббированием законов.

Мировой рост вегетарианского движения, запрет капканов, запрет косметических тестов на животных в Англии (а в 2009 - в странах Евросоюза), запрещение собачьих боёв, охоты на лис; замена подопытных животных в вузах, вытеснение цирков, фотобизнеса и др. шаги, освободившие миллионы животных, стали возможными только благодаря сочетанию информационной, академической и законодательной деятельности.

В России ситуация обстоит точно также. Все судьбоносные для животных шаги - создание медицинского вегетарианского центра (научное обоснование пользы вегетарианства), запрещение проведения экспериментов без обезболивания, внедрение альтернатив опытам на животных в науке и учебном процессе, внедрение курса биоэтики в вузах, создание федерального закона по защите животных от жестокости (призванного освободить миллиарды животных) и др. - были сделаны благодаря стратегическим способностям Павловой и других.

Попытка представить локальный и глобальный подходы как две различных стратегии не выдерживает никакой критики. В таком случае, действия солдата, сорвавшего операцию по спасению тысяч людей в окружении только из-за того, что он увидел среди пленных лицо своего друга и ради его скорейшего спасения открыл преждевременную стрельбу по его конвоирам, также можно назвать стратегией, а не ошибкой стратегии. Это сравнение абсолютно адекватно, поскольку во всех странах организации академического плана, работающие во имя спасения миллионов животных, страдают из-за непродуманных, "прямых" действий.

4. Изменяя себя, изменяем общество

Павловская школа предполагала, прежде всего, работу над самим собой, последовательный перенос всех идей, предлагаемых миру, через самого себя, а ни в коем случае не осуждение людей. Как "пионер" в деле борьбы за права животных, Павлова выдвигала очень жёсткие требования к себе в плане этичности пищи, одежды, косметики, лекарств и т.д. Это путь аскетизма и самоотречения, уровень которого определял для себя каждый из нас, отказываясь от всевозможных благ и удобств, связанных со страданием животных. Будучи веганом, Павлова ни разу не изменила своим принципам, даже в последние дни жизни отказавшись от капельницы с медикаментозными препаратами и неэтичного стирального порошка.

Сегодня я часто наблюдаю диаметрально противоположный подход, когда у людей преобладает стремление переделать мир при очень больших привилегиях по отношению к себе. - "Я ненавижу вивисекторов!" - "А каким мылом ты пользуешься?" - "Я не знаю, мыло покупает мама!"

Жёсткий аскетизм, стремление до минимума сократить свои материальные потребности, в среде борцов за права животных обусловлены философией солидарности со всем окружающим миром и желанием использовать все имеющиеся средства для улучшения жизни тех, кто находится в гораздо худших условиях, чем мы сами.

5. Сознание людей - двигатель общественного прогресса

Самая большая нелепица и полное непонимание законов бытия, на взгляд последователей Павловой, заключается в сегодняшнем утверждении, что "в рамках этого государства ничего сделать нельзя", а посему вывод напрашивается такой: "будем ждать нового, хорошего государства, чтобы можно было поговорить о сострадании".

Идеи Павловой, ориентированные на сознание людей, не были привязаны ко времени. Павлова виртуозно находила путь к сердцу людей, меняя подходы, сообразно времени, в 60-х,70-х, 80-х, 90-х и 00-х (даже в самом тоталитарном обществе гуманисты разных времён находили возможность обращаться к людям посредством "эзопова языка"). Она взывала к сознанию людей, прекрасно понимая, что государство - это внешняя форма, обрамляющая тот тип усреднённого сознания людей, который существует на данный момент. Меняется уровень сознания - автоматически притягивается другая внешняя форма, чем больше этичных людей - тем быстрее идёт процесс формирования новой модели общества. Условно говоря, невозможно загнать прямоугольный тип сознания в треугольную форму, что делает абсолютно безрезультатной попытку форсированного изменения внешней формы без изменения внутреннего содержимого. Таких примеров история насчитывает немало, и, рано или поздно, они обязательно терпят фиаско.

В связи с вышесказанным, Павлова делала огромный акцент на освещении идей гуманного отношения к животным в СМИ.

6. Знание законов общества

Павлова искусно использовала знание законов общественного бытия в своей работе. Например, самое простое правило, обуславливающее выбор методов работы: любое инакомыслие общество всегда воспринимает враждебно. Пока носители новых прогрессивных идей находятся в меньшинстве, общество всегда будет стоять на защите своих традиций. Понятно, что на этом этапе ни в коем случае нельзя противопоставлять себя обществу, а, наоборот, объяснять нововведения с позиции пользы для всех членов общества.

Вот простой пример с разностью подходов. О жестокости опытов на животных можно заявить так: "Сволочи! Убиваете животных! Вас надо громить!" Или так: "Люди! Медикаментозная медицина разрушает вашу иммунную систему, не устраняет причину заболеваний, способствует наживанию на вашем здоровье фармацевтических концернов и, кроме того, калечит ни в чём не повинных животных".

Второе необходимое условие принятия обществом прогрессивных идей - формирование группы поддержки. Каким бы безупречным ни был носитель новых идей, общество всегда воспринимает их настороженно, пытаясь усмотреть в них что-то сектантское. Помочь людям подняться над многовековыми догмами и развеять страхи могут люди известные, авторитетные, с общественным положением.

7. Максимализм исключён

Павлова отлично понимала, что сразу изменить общество невозможно, поэтому в некоторых случаях, продолжая работу за глобальное изменение общества, нужно пойти на некоторые компромиссы ради избавления животных от страданий - добиваться частичной замены жестокой индустрии или жестокого метода убийства на более щадящий.

В тех исключительных ситуациях, когда выбор стоит жёстко: животное убьют или убьют мучительно, Павлова решала для себя эту противоречивую философскую проблему в пользу избавления животного от страданий, а не в пользу горделивого ощущения своей жёсткой принципиальности и безупречности.

8. Искусство дипломатии

Я не знаю, почему сейчас возобладала тактика открытого противопоставления и дистанцирования от своих противников ("Я не сяду за стол переговоров с палачами!"), хотя очевидно, что такой подход откровенно глуп и неэффективен. Даже вожди первобытных племён, помимо лобовой атаки, знали приёмы дипломатии, хитрости, маневренности и использовали гораздо больший арсенал методов борьбы.

Будучи абсолютно бескомпромиссным человеком, Павлова имела огромное мужество внедряться в самое "логово" жесточайших индустрий и именно там пытаться изменить положение животных, ведя переговоры со своими идейными противниками. Я была поражена её воле и самообладанию, когда она рассказала мне о своём периоде взаимодействия с "шокистами" (исследователями болевого шока), во время которого ей удалось добиться хотя бы обязательного использования наркоза, поскольку существовало убеждение, что болевой шок нельзя изучать под наркозом (!) из-за разности протекания процессов.

Изменение сознания общества не происходит молниеносно. Для того, чтобы процессы изменения потекли, кому-то нужно выступить с новым подходом внутри социально-экономического механизма "спрос-предложение", а это означает сесть за стол переговоров. К примеру. Мы хотим, чтобы на смену меху пришли этичные материалы. В меховой индустрии на разных уровнях задействованы специалисты - технологи (разработка материалов, тканей), модельеры (законодатели моды), известные модели, звёзды и т.д., способные в корне изменить весь процесс, если их суметь заинтересовать. То же самое с опытами. Можно до изнеможения скандировать "опыты- это жестоко", красть и пристраивать из вивариев подопытных животных, но это будет всего лишь борьбой со следствием, до тех пор, пока на министерском уровне кто-то не внедрит альтернативы, т.е. сядет за стол переговоров.

Смелость, в понимании павловского круга, заключается не в том, чтобы прийти на акцию в масках, привлекая к себе внимание, а чтобы умно и тонко добиваться цели при сильнейшем сопротивлении традиционной морали.

9. Противление зомбическому подходу

Одна из основополагающих черт павловского круга - противление зомбическому подходу. Объединение происходило вокруг общего стержня - вегетарианства и идей за права животных, при этом в кругу была атмосфера абсолютного свободомыслия и разных взглядов на другие вопросы.

Не осознанное, механическое участие в проектах в павловском кругу было невозможно. Все мы имели одну общую черту, которая в настоящее время помогает членам "Виты" владеть ситуацией по многим вопросам защиты животных в нашей стране. Это - детальный анализ вопроса, изучение массы материалов по теме, вникание вглубь всего происходящего. Я искренне не понимаю подхода: "Не надо нас "грузить", скажи просто: куда прийти на акцию".

При большой агрессии и осуждении окружающих, что сводит на "нет" смысл вегетарианства как шага на пути к милосердию и гармонии мира, зомби фанатично концентрируют внимание только на этичных ингридиентах продукции, используя и эти знания как способ возвышения над людьми.

Зомбический подход приводит к формированию ещё более уродливого типа проявления - протест ради протеста, когда происходит полная подмена цели, животные уходят на второй план, и интерес вызывает только то, в чём есть элемент протеста, даже при очевидных успехах дипломатических подходов в освобождении тысяч животных.

Нежелание работать над сложными проектами, выяснять истоки проблемы привело к тому, что сегодня бытует очень убогое представление о зоозащитной деятельности как об организации акций протеста и распространении листовок.

10. Эффективное использование времени и большая работоспособность

Когда цель - защита животных, и человек занимается любимым делом, всё остальное логически встаёт на свои места. Павлова умела использовать эффективно каждую минуту и концентрироваться на проектах, сулящих самый эффективный выход. Такой подход обусловливал и высокую меру ответственности ко всему, чем занимаешься, что исключало варианты опозданий на важные мероприятия, восприятие зоозащитной деятельности как хобби ("займусь в свободное от работы время").

Праздное, бесцелевое времяпровождение никому не было свойственно в нашем кругу, так же, как и клерикальный подход - "после 18.00 я не занимаюсь защитой животных". Я помню, как Павлова сокрушалась по поводу пропавших выходных, когда я, поехав по её просьбе в библиотеку, не смогла достать нужную литературу.

Ещё одна характерная черта павловского круга - стремление к универсальности и постижению как можно больших умений. На мой взгляд, это очень разумный подход в плане взаимозаменяемости, обеспечивающий также и качество работы. Два-три универсала способны с успехом заменить целый полк сотрудников.

Закончить рассказ о Павловой я хотела бы реальной историей из моей жизни. В конце 96 года несколько членов павловского Центра, включая и меня, были приглашены на семинары Королевского общества по предотвращению жестокого обращения с животными (Англия) в подмосковный пансионат "Снегири". В один из дней, когда западные коллеги пытались нас научить организации кампаний, мне выпало задание пофантазировать на тему: какие проекты можно было бы реализовать в рамках кампании в защиту подопытных животных. Я не стала особенно церемониться, поскольку к переносу западных схем работы на российскую почву отношусь с долей скепсиса. К счастью, я взяла с собой рабочую тетрадь по делам Центра этичного отношения к животным, где были написаны адреса и контакты различных инстанций, в которые я выезжала за последний месяц. Я систематизировала всё, что касалось темы опытов на животных, и облекла это в форму проектов "на будущее".

По мере того, как переводчица переводила англичанам "мои предложения", включая создание биоэтических комитетов врачей, разработку альтернатив, апробацию альтернативных методов тестирования в НИИ и т.п., глаза англичан становились всё круглее и круглее. Когда я закончила, меня спросили: "А вы уверены, что все описанные предложения могут когда-то стать реальностью?", на что я честно ответила, что я взяла за основу проекты, уже реализованные Павловой.

Ирина Новожилова

Материалы по теме:

Воспоминания Павловой о зарождении движения за права животных в СССР и России

Памяти неутомимого борца за права животных посвящается… (фото)

Самоценость животных. Татьяна Павлова, ЦЭОЖ - Центр этичного отношения к животным, г. Москва

«10 штрихов к портрету учителя» - статья президента «Виты» Ирины Новожиловой

Интервью Павловой газете «The Animal Rights Agenda» (англ.)

Некролог Павловой Татьяной Николаевной

Некоторые из работ Павловой:

Гуманное образование
Биоэтика в высшей школе Павлова Т.Н. Москва 1998 г.
Биоэтика в школе Павлова Т.Н. Москва 1996 г.
Биоэтика в школе, часть 2 Павлова Т.Н. Москва 1996 г.
Вегетарианство и этика Павлова Т.Н. М.: Москва 1993 г.
Вегетарианство и будущее планеты Медкова И.Л. Павлова Т.Н. Москва 1993 г.
Альтернативный мир. Вегетарианство, здоровье, этика. Медкова И.Л. Павлова Т.Н. Москва "Дружба народов" 1999 г., 2000 г. 320 с.
Для самых маленьких вегетарианцев. Павлова Т.Н. Из книги "Альтернативный мир"
Всё о вегетарианстве. Медкова И.Л. Павлова Т.Н. Брамбург Б.В. М.: Экономика 1992 г.,М. : Международные отношения 1992, 1993 г., 1998 г. 288 с. (1.6 Mb pdf-rar)
Здоровое питание. Павлова Т.Н. Учебное пособие для начальной школы. АО "Московские учебники и Картолитография". М.: Институт учебника "Пайдайя", Москва 1998 г. 232 с.
Деонтология медико-биологического эксперимента. Матюшин А. С., Осняч В. С., Павлова Т. Н. М.: РУМК по высш. и средн. спец. образов. МЗ РСФСР, Москва 1987 г.
Пища, которая лечит. Медкова И.Л., Павлова Т.Н., Брамбург Б.В. Москва, Издательский дом МСП, 1995 г., 2000 г.
Вегетарианство о здоровье, доброте, красоте. Медкова И.Л., Павлова Т.Н., Брамбург Б.В. М.: Дружба народов, 1992 г.- 160 с.
Сюрпризы вегетарианского стола. Медкова И.Л., Павлова Т.Н. Москва

Другие материалы по теме:

Вегетарианство

М. Фокс. Жестокое отношение человека к животным - это биофашизм

Памяти Павловой

ФОРУМ: Комментарий



Наверх


ВАЖНО!

Гамбургер без прикрас
Фильм поможет вам сделать первый шаг для спасения животных, людей и планеты

Вегмарт <br> на Тверской<br>3-4 января
Вегмарт на Тверской
3-4 января

Концерт <br>за права животных<br> у Кремля «ЭМПАТИЯ»<br> ко Дню вегана
Концерт у Кремля
за права животных

ВПЕРВЫЕ <br>Веганская соцреклама<br> «Животные – не еда!»<br> ко Дню Вегана
ВПЕРВЫЕ
Веганская соцреклама
«Животные – не еда!»
ко Дню Вегана
1.5 млн подписей переданы президенту
1.5 млн подписей
за закон
переданы президенту

Джон Фавро и диснеевская<br>«Книга джунглей»<br> спасают животных<br>
Кино без жестокости к животным

ВНИМАНИЕ! В России<br> легализуют <br> притравочные станции!
ВНИМАНИЕ
В России легализуют
притравочные станции!

Цирк: иллюзия любви. Фильм

Ирина Новожилова: «Сказка про белого бычка или Как власти в очередной раз закон в защиту животных принимали»<br>

«Сказка про
белого бычка»
ЖЕСТОКОСТЬ И БЕЗЗАКОНИЕ
ХОТЯТ УЗАКОНИТЬ
В РОССИИ:
Требуем внести запрет притравочных станций в Федеральный Закон о защите животных<br>
ПРИТРАВКА
Восстанови Правосудие в России
Истязания животных
в цирках

За кулисами цирка - 1
За кулисами цирка
За кулисами цирка - 2
За кулисами цирка 2

Грязная война против Российского Движения за права животных
Океанариум
Дельфинарий
Контактный зоопарк: незаконно, жестоко, опасно
"Контактный зоопарк"
ЭКСТРЕННО! Требуем принять Закон о запрете тестирования косметики на животных в России
Петиция за запрет
тестов на животных

Причины эскалации жестокости в России
Причины эскалации жестокости в России

Жестокость - признак деградации
Жестокость - признак деградации

«Что-то сильно<br> не так в нашем<br> королевстве»<br>
«Что-то сильно
не так в нашем
королевстве»

Веганская кухня
Веганская кухня

Первый Вегетарианский телеканал России - 25 июля выход в эфир<br>
Первый Вегетарианский телеканал России
25 июля выход в эфир

Биоэтика
Биоэтика

Здоровье нации
Здоровье нации. ВИДЕО

Спаси животных - закрой цирк!<br> Цирк: пытки и убийства животных
15 апреля
Международная акция
За цирк без животных!

Ранняя история Движения против цирков с животными в России. 1994-2006
Лучший аргумент
против лжи циркачей?
Факты! ВИДЕО

Российские звёзды против цирка с животными (короткий вариант) ВИДЕО
Звёзды против цирка
с животными - ВИДЕО

За запрет жестокого цирка
Спаси животных
закрой жестокий цирк

Контактный зоопарк: незаконно, жестоко, опасно
Контактный зоопарк: незаконно, жестоко,
опасно

День без мяса
День без мяса

Автореклама Цирк без животных!
Спаси животных
- закрой цирк!

Бразильский Карнавал: жестокость к животным ради веселья людей
Бразильский Карнавал:
жестокость к животным

Поставщики Гермеса и Прада разоблачены: Страусят убивают ради «роскошных» сумок
Поставщики Гермеса и
Прада разоблачены

Авторекламой по мехам! ВИДЕО
Авторекламой по мехам

Здоровое питание для жизни – для женщин
Здоровое питание
для жизни –
для женщин

Освободите Нарнию!
Свободу Нарнии!

Веганы: ради жизни и будущего планеты. Веганское движение в России
Веганы: ради жизни
и будущего планеты.
Веганское движение
в России

Косатки на ВДНХ
Россия - 2?
В
Цирк: новогодние пытки
Марш против скотобоен
Марш против скотобоен
ПЕТИЦИЯ
Чёрный плавник
на русском языке
Россия за запрет притравки
Яшка
Российские звёзды против цирка с животными
Впервые в России! Праздник этичной моды «Животные – не одежда!» в Коломенском
Животные – не одежда!
ВИТА: история борьбы. Веганская революция
экстренного расследования
Россия, где Твоё правосудие?
Хватит цирка!
ПЕТИЦИЯ о наказании убийц белой медведицы
Россия, где правосудие?
Впервые в России! Праздник этичной моды «Животные – не одежда!» в Коломенском
4 дня из жизни морского котика
Белый кит. Белуха. Полярный дельфин
Анна Ковальчук - вегетарианка
Анна Ковальчук - вегетарианка
Ирина Новожилова:
25 лет на вегетарианстве
История зелёного движения России с участием Елены Камбуровой
История зелёного
движения России
с участием
Елены Камбуровой
 Спаси дельфина, пока он живой!
Спаси дельфина, пока он живой!
Вечное заключение
Вечное заключение
Журнал Elle в августе: о веганстве
Elle о веганстве
Россия за Международный запрет цирка
Россия за Международный запрет цирка
Выигранное
Преступники - на свободе, спасатели - под судом
Океанариум подлежит закрытию
Закрытие океанариума
Закрыть в России переездные дельфинарии!
Дельфинарий
Спаси дельфина,
пока он живой!
Ответный выстрел
Ответный выстрел
Голубь Пеля отпраздновал своё 10-летие в составе «Виты»
Голубь Пеля: 10 лет в составе «Виты»
Проводы цирка в России 2015
Проводы цирка
Россия-2015
Цирк в Анапе таскал медвежонка на капоте
Цирк в Анапе таскал медвежонка на капоте
Девушка и амбалы
Девушка и амбалы
Hugo Boss отказывается от меха
Hugo Boss против меха
Защити жизнь - будь веганом!
Защити жизнь -
будь веганом!
Земляне
Земляне
Деятельность «шариковых» - угроза государству
Деятельность «шариковых»
- угроза государству
Почему стильные женщины России не носят мех
Победа! Узник цирка освобождён!
Океанариум - тюрьма косаток
Защитники животных наградили Олега Меньшикова Дипломом имени Эллочки-людоедки
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Меньшиков кормил богему мясом животных из Красной книги - Экспресс газета
Rambler's Top100   Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Copyright © 2003-2017 НП Центр защиты прав животных «ВИТА»
E-MAILВэб-мастер