Снова из сети. Человек, написавший это, прошел через несколько кругов лошадиного ада - спорт, прокат, и, кажется, вестерн... Поэтому знает, о чем говорит...
Круг четвертыйДа, не все породы созданы для скачек. Далеко не все. Кто-то минует стадию скачек, бегов и троек… Минует, чтобы попасть… в спорт, где ради загадочного зверя «результата», пары розеток, кучи денег или символического мелкого приза им снова будут пилить рты трензелями и мундштуками, затягивать морды капсюлями, гнуть шпунтами и скользящими поводьями, «наращивая мускулатуру и расслабляя», тыкать шпорами и бить хлыстом, чтобы они обрели загадочный импульс, выбирать еще более жесткое железо, считая свою лошадь очень-очень сложной и проблемной, но перспективной… Прыгать крашеные палки, бинтуя ноги и надевая ногавки, дабы лошадка не получила травму перед заветными соревнованиями, куда она пойдет, кстати, даже если эту травму получит, получив с ней пару обезболивающих таблеток. Ну а потом, может быть, в самом лучшем случае, хирургическое лечение и постоянные курсы терапии…
А лошади глядят на человека своими большими грустными глазами и не понимают, почему те, кто называет их друзьями, кто говорит, что любит их всей душой, кто жить без них не может, не может просто наслаждаться взаимным общением и счастьем без гонок на пределе своих возможностей, многочисленных травм, на которые их толкает их, вроде бы, и любящий их всадник, когда заставляет бегать их со скрюченной шеей, с набитым железом ртом, сигать через высоченные палки, «мертвые» бревна и каменные стенки, прыгать вниз с обрывов в воду, разрывая при этом рот коню, чтобы самому не свалиться, но все же падая, цепляется за тот же повод, разрывая рот еще больше… Что же это за любовь? И что этот всадник любит на самом деле?
Да, есть еще, кстати, лошади для шоу. Вот вроде уж повезло, так повезло лошадкам, да? Живут, бегают картинно на шоу. Ничего не прыгают… Никто им ничего не рвет… Да, посмотрите на этот гордый, красивый высокий ход хокне или теннесийской прогулочной лошади. А теперь посмотрите, как его добиваются…. Нет, ваши глаза вам не изменяют. Да, к ногам лошади банально привязан груз. Теперь вам ясно, откуда берется эта легкость и грациозность? И нужна ли она нам такой ценой?


Спорт…Что подразумевает под собой серьезный спорт? Погоня за олимпийской медалью? Как хорошо было где-то сказано «Спорт – это не что иное, как целенаправленное нанесение вреда собственному организму на глазах у публики. Список спортивных травм, после которых люди становятся инвалидами, превышает количество видов спорта». Нет, это не значит, что нужно бросить все и никогда не заниматься физическими упражнениями… Следует просто разделять разные вещи. Совершенствование и поддержание здоровья – прекрасно. И лошадиного, в том числе. Но только серьезный спорт это уже не движение к здоровью, а скорее, от него… Фактов в подтверждение этого – множество… Задайте себе хотя бы вопрос, во сколько профессиональные спортсмены обычно выходят на пенсию? И сколькие сходят с дистанции еще до этого возраста? И посвящать этому свою жизнь, идти на пределе возможностей, рисковать своим здоровьем, работать на износ, не жалея себя… такого разве пожелаешь действительно тому, кого любишь? Это осознанное решение должно приниматься каждым индивидуумом совершенно самостоятельно… Спорт – это лишь способ самореализации. Опять человеческие амбиции. Но зачем же спортсмены решают за лошадь? И при этом говорят о какой-то возвышенной любви, мягкости, доброте… Эти понятия и понятие «большой спорт» несовместимы… Там только «жесткость», «амбиции», «работа на износ», «преодоление себя», «опережение соперников», «борьба», подчас жестокая борьба. И часто получается так, что человек так и не добивается какого-то даже мелкого результата… а лошадь честно сжигает себя дотла… сгорает как спичка… и остается от нее лишь черный контур… развалина… Хозяин тут же сбивает ее цену и старается побыстрей куда-нибудь спихнуть, дабы купить себе «более перспективную» лошадку, помоложе и начать с ней весь круг сначала… Авось с ней получится лучше. А старая? Куда ж ей, бедной, теперь дорога?
Круг пятыйСюда лошади попадают совершенно разными путями. И заканчивают, порой, по-разному. Кому-то везет, и он вырывается из замкнутых кругов… Такое случается с единицам… А большинство же кидает дальше… На круг шестой ли, седьмой…
Прокат… Какое слово-то само по себе странное… И какое значение: «Сдача чего-нибудь во временное пользование за плату». Хорошо, когда речь идет о видеокассете, машине, холодильнике… Но вдумайтесь в слово «сдать во временное пользование за плату лошадь, живое существо, у которого есть душа и чувства, свои привычки…». Чтобы совершенно чужой человек сел на нее и стал использовать так, как он хочет. Иногда совершенно наплевав на ее возможности. Кстати в случае с прокатом техники, вообще, еще дают инструкцию по эксплуатации, чтобы неумелый пользователь не повредил дорогую технику. Заботятся о своем имуществе. А в случае с лошадьми часто не делают даже этого. Получил коня – скачи в поля, гни как баранку в манеже, прыгай палки. То ли лень, то ли не так уж и жалко «недорогую» вещь, которую всегда найдется, чем заменить. И в этом-то и есть суть проката – он ровняет лошадь с вещью. Человек приходит попользоваться. Насладиться пользованием. И что с того, если лошадка, как и холодильник, сломается? Он сдаст его «мастерам» обратно. Может, даже еще и потребует вернуть деньги. В прокате ведь человек отстаивает свои права. И его не заботит то, что случится с чужой, по сути, вещью… Он всегда сможет ее поменять на другую…
Человек должен получить удовольствие. Лошадь является средством достижения этой цели. Как машина, как автомат. Если она не отвечает требованиям «трамвая», из нее это начинают выжимать. Выжимают жестко и быстро. Прокатчику неважно, что его отношения с этой вещью нарушатся. Он не строил их долго и настойчиво, чтобы дорожить ими. На другой день он просто попросит другую вещь, если ему разонравится эта. А клиент, в бизнесе, как говорится, всегда прав. А на ни в чем не повинную «хитрую», «злую», «мерзкую», «ленивую», «подлую», «еле живую», «ненормальную», «спятившую», «замкнутую», «тормознутую», «наглую» лошадь сядет тот, кому она должна приносить деньги и не принесла… Клиент разочарован. Клиент больше не вернется на конюшню. Расплату получает негодный товар. Но раз его нельзя выкинуть, его еще можно попытаться исправить… На коня садится боле «опытный» всадник… и начинают горячим пилить рты, ленивых избивать хлыстами, на непокорных надевают паутину ремешков, а спятивших бить по ушам…
Можно возразить, однако, что многие люди начинали и начинают с проката. Что это чуть ли не единственный способ у нас в стране познакомиться с лошадьми. С жестокого, корыстного, мало заботящегося о лошадях нашего советского проката… Но может, все и начинают одинаково, однако заканчивают, как практика показывает, всё равно по-разному…
Кто-то десять лет как пилил лошадям рты и бил хлыстами, так и продолжают делать это, пусть уже не в сменах по кругу, а на каких-то местных глупых соревновульках… Может, даже обзаведясь своей лошадкой. Но продолжают. С полным сознанием своего дела. Слушая тренеров. Ни один нерв не дрогнет на их лице, когда лошадь, закинувшись очередной раз, получит хлыстом по ушам сполна, и на следующем прыжке повод возьмут в одну руку, а ее «снимут» жестким и мощным ударом наотмашь вывернутым хлыстом… Кто-то поступает так…
А кто-то начнет что-то понимать, может, сам, может, с помощью других… И кто-то уже через пару месяцев или может лет сам или с чужой помощью стремится сбежать оттуда подальше. Желает быть с лошадьми, но никогда больше не быть в прокате, спорте и не насиловать и без того несчастных лошадей. Выкупает, покупает, берет, заводит свою лошадь, и делает ее жизнь немного счастливее… Пытается понять, в чем же заключается лошадиное счастье…И обеспечить его своему коню.
Да, цель нашего проката не научить вас верховой езде… Цель нашего проката – положить хозяину в карман побольше денег при минимуме затрат и стараний… Просто кто-то честней выполняет свои обязанности и, может, даже заботится о состоянии своего товара, а кому-то откровенно наплевать… Только сути это не меняет. И по большому счету, лошадь здесь выступает, как обычный спортивный снаряд, или скорее, игрушку: проигрался, дай другому. Сломалась, возьми другую… Отсюда и все вытекающие.
Еще прокат обычно характеризуется тем, что там товар используют до последнего и извлекают из него всю выгоду, которую только можно.
Холка стерта в кровь? Шишки под седлом? Но лошадь же от этого не падает? В смену!
Рот надерган до крови? Сунем ей трензелек помягче, не развалится! В смену!
Лошадь заподпружена? Место под подпругой стерто в кровь? – Затянем ее подальше, на худой конец пойдет без седла. Но в смену!
Хромает? Разбегается! В смену!
Еле ходит? Не фиг даром корм жрать! В смену!
Кашляет? Пусть пробегается как следует, пройдет. Погоняйте ее посильней. В смену!
Гниющие стрелки и жуткие мокрецы? В смену!
Когда рождается причина, с которой лошадь уже в смену не загнать и вещь ремонту не подлежит приходит пора с ней расстаться…
Стоит она уже абсолютные копейки…
Ее, фактически, выбрасывают…
Вот эти слова, сказанные совершенно открыто пользователем одной из прокатных конюшен, очень хорошо характеризуют отношение этих людей к таким уже нетрудоспособным лошадям:
«Ты ж пойми, прокат это не ЧВ, там много лошадей, и ни кто за ними не будет носится, как частник со своей единственной и ненаглядной. Это вроде ты должна понимать, так? И если лошадь стала по каким-то причинам не годной к прокату, или просто решили обновить поголовье, от лошадей избавляются, разными способами, на кого-то находится хозяин, на кого-то нет. И вот представь, у тебя на руках, не одна единственная, а 10 лошадей, и тебе их надо срочно куда-то деть, потому что новые на подходе и ставить их будет некуда... Да и денег зарабатывать нужно, на тот же прокорм, пока лошади не продались... А кому нужен старый не очень здоровый мерин? А их таких 10? И что для каждого искать? И сколько это займет времени?»
Или «Вот я сомневаюсь, что ты будешь так делать... потому как бизнес штука жестокая... пока ты будешь пристраивать....
А что бы ты делала, если не на ком вести прокат??? Нет денег, уйдет прокат..
Потому что допустим за 10 лет работы КСК знаешь сколько таких вот старых и больных... ну допустим кобылу кое-как ещё в матки можно (и то если крови хорошие), а вот меринов куда? Так что КСК должен работать только на содержание этих лошадей?
И чем это закончится?» Да, гораздо проще закончить шестым и седьмым кругами…
Эти люди даже никогда не потратятся на то, чтобы гуманно усыпить старую и больную лошадь. Ведь это тоже трата денег. Зачем? Если на мясе или у цыган им еще дадут за нее какие-то копейки… Или может, потому что убить лошадь инъекцией - это выше их сил, потому что живое существо, пусть и безболезненно и без страха, умирает на их глазах?
А пустить их некогда «любимого» зверика с грубыми людьми, в грязном грузовике, чтобы он, натерпевшись страху, ждал, чуя смерть своих предшественников, запах крови и трясясь от страха в железном загоне, пока его не прикончат электрическим разрядом или пневмоавтоматом, который вгоняет десятисантиметровый штырь в мозг их бывшего "любимца", а потом ему, еще, часто, в сознании, подвешенному за ногу перерезают горло - это нормально, потому что просто они этого не видят….?
Да, таким людям действительно проще отдать лошадь цыганам, в покатушки или на мясокомбинат… Потому что лошадь = вещь. И они выбрасывают их без малейшего зазрения совести… Перестала приносить прибыль – на свалку.
PS. Забыла добавить к предыдущей картинке с дыркой в лошадином боку: за жестокость эту спорстменку не сняли с соревнований. Главное мерило, по которому вообще можно судить о публике, собравшейся под знаменами КСа, - это их спортивные судьи. И эти судьи в дырке от шпоры ничего страшного не нашли. Нужны ли еще какие-то комментарии?