Я тоже устал от этих соглядатаев, кричащих: "Животным помогаете? - Лучше бы старикам и детям помогали!..". - Но спорить с ними не хочу...
Зоозащитные идеи не отделимы от милосердия - милосердия в самом широком смысле.
Эта статья - тому подтверждение:
---
31 октября 2008
Украинские волонтёры спешат на помощь
Милость не милостыня. Елена Рубан и её пятнадцать единомышленников за два месяца собрали 120 тыс. грн. Эти деньги пошли на аппаратуру для больницы, чтобы там больше не умирали дети
Сограждане соглашаются работать бесплатно: взамен они получают то, чего не купишь и за пять топ-менеджерских зарплат.
Они лечат и пристраивают бездомных собак, занимаются с трудными подростками, выгребают мусор из парков, проводят семинары и акции протеста. Всё это – бесплатно и добровольно.
Собачье участиеСобачья еда увесиста, и пакеты с кормом оттягивают руки Ксюше Передрий. Раз в неделю она берёт эту поклажу и отправляется с ней на другой конец Киева, чтобы накормить бездомных псов.
– Мне просто их жаль и обидно, что люди такие эгоистичные. Вообще-то мне есть чем заняться. У меня двое детей, я работаю менеджером в компании. Если честно, времени катастрофически не хватает, – как бы извиняясь, поясняет Оксана. – Но и забыть об этих собаках я не могу, да и не хочу.
Три месяца назад эта молодая женщина собралась завести домашнего питомца. Ввела в поисковике «собаку в хорошие руки», но вместо соответствующих предложений наткнулась на форум, посвящённый проблемам животных.
– Несколько дней не могла прийти в себя от всех этих историй о собачьем геноциде: как их травят, убивают, калечат, – рассказывает Оксана.
Поначалу она думала проявить участие, просто перечисляя деньги на стерилизацию бездомных тварей и последующий уход за ними, но когда «поняла масштаб проблемы» – подключилась к волонтёрской работе.
По самым скромным подсчётам, в столице около 30 тыс. бродячих собак. В прошлом году была запущена специальная городская программа по их стерилизации, которую многие друзья четвероногих считают малоэффективной. Поборники человеческого отношения к братьям меньшим начали действовать самостоятельно, разделив фронт работ: кто-то самостоятельно отлавливает животных, кто-то возит пленников к ветеринарам, чтобы те сделали их бесплодными, кто-то занимается последующим уходом, кто-то собирает деньги на лекарства.
Другой волонтёр «собачьего» направления – Дина Гура. Ей за шестьдесят. Дворнягами стала заниматься в 70-е годы: тогда её в лучшем случае считали чудачкой. Ещё несколько лет назад в Киеве было не больше десятка таких собачников, как она. Сейчас их несколько сотен.
– Конечно, есть люди, которые приходят к собакам, чтобы уйти от собственных проблем или сделать общественную карьеру, – рассуждает Дина. – Но таких меньшинство.

На траве чисто. Адвокат Андрей Козлов собрал добровольцев на работу. Его единственная корысть – чистота в этом парке
Душа и бонусы Считается, что волонтёры – это либо студенты, либо мающиеся бездельем женщины. В действительности в волонтёрских рядах немало солидных и успешных мужчин. И для них такая деятельность – способ проявить свою гражданскую позицию. Которая, как опять же считается, положена любому настоящему мужчине.
Самым «корыстным» мотивом собственной социальной активности 33-летний адвокат Андрей Козлов считает улучшение своей среды обитания.
– Мой дом не заканчивается квартирой, – говорит он. – Это и ближайший парк, и детская площадка. Ответственность за чистоту должна ложиться не только на плечи городских служб, но и на территориальную общину.
Пару месяцев назад Андрею удалось собрать единомышленников, чтобы убрать парк. А недавно г-н Козлов отдал 3 тыс. грн. на лечение самых старых деревьев столицы.
– Да разве я волонтёр? – удивляется он. – Я просто от души.
Преподаватель Школы социальной работы Киево-Могилянской академии Василий Назарук уверен, что как раз это и есть самое настоящее волонтёрство.
– Существует четыре формы такой деятельности, – объясняет Василий Назарук. – Первая – это оказание услуг: покормить, убрать, физически помочь. Вторая – взаимопомощь, когда группа людей собирается ради единой цели, например, уборки двора. Третья форма – отстаивание общественных интересов. И четвёртая – оказание финансовой помощи.
Сам Василий, преподающий волонтёрский менеджмент, вместе со студентами участвует в проектах помощи ВИЧ-инфицированным, инвалидам, беспризорникам. По его словам, всё чаще студенты подходят к таким занятиям как к способу получения опыта и наработки необходимых качеств. Появляются компании, для которых запись в резюме «работал в волонтёрском проекте» – существенный аргумент в пользу кандидата на вакантную должность.
– Благодаря такой информации работодатель понимает, что перед ним серьёзный человек, способный справиться с поставленными задачами и повести за собой людей, – считает Василий Назарук.
Он рассказывает, что в США, например, состоять волонтёром в организации «Корпус мира» – не только престижно, но и весьма выгодно. После нескольких лет работы американские добровольцы имеют массу бонусов. А работы, выполняемые американскими волонтёрами, оцениваются в миллиарды долларов. У нас же пока всё не так: ни государство не рассчитывает на волонтёров, ни они сами – на бонусы.

Воздастся. Василий Назарук уверяет, что работодатели больше интересуются теми, у кого есть волонтёрский опыт
Неформалы Волонтёрское движение, наблюдаемое сейчас в столице, связано в основном с активностью среднего класса. Его главная черта – неформальность. Активисты, вышедшие из студенческого возраста, предпочитают не связываться с государственными программами, а действовать самостоятельно. Команда, как правило, собирается из друзей-единомышленников.
Например, две подруги, Оксана Денисевич и Ирина Жданова, сошлись на том, что современное телевидение намеренно агрессивно по отношению к юному зрителю. У обеих дети. Одна из этих мам сама работает на ТВ, другая – в Государственном институте развития семьи и молодёжи. По их мнению, недостаточно заботиться лишь о своих детях, тогда когда остальная малышня находится под влиянием деструктивных образов. Чтобы привлечь внимание родителей к этой проблеме, они провели акцию «Экран – для нас!».
– В выходной день на смотровой площадке в Мариинском парке (уютное место близ здания Верховной Рады. – Фокус) мы установили пару десятков мониторов и телевизоров. Пока дети разрисовывали экраны, мы объясняли родителям, почему важно быть в курсе того, что смотрит ребёнок, – говорит Ирина Жданова.
Она и Оксана организовывают лекции, на которых психологи рассказывают о той зависимости, в которой могут оказаться дети и подростки.
А вот для нескольких друзей, объединившихся в группу под названием «Вдох жизни», поводом к действию стало родительское горе одного из них. Из-за отсутствия в ровенской больнице аппарата искусственного дыхания там во время родов погиб малыш.
– Мы уже никак не могли помочь нашим друзьям. Тогда решили помочь больнице и купить аппарат, – рассказывает киевлянка Елена Рубан. – В течение двух месяцев компания из 16 человек собрала 120 тыс. грн. Хватило не только на аппарат, но и на новые окна в отделении. Добро, сделанное своими руками, возвращается к волонтёрам в виде душевного покоя и уверенности в себе.

Антивандализм. Такие призывы к спасению детей от деструктивного влияния ТВ – тоже дело украинских волонтёров
С сердцем настежь Археолог по образованию Татьяна Панибудьласка стала волонтёром в те годы, когда это слово ещё не вошло в народный лексикон. Дети приходили лепить и рисовать сначала к ней домой, а потом – в ближайший клуб. Было это в начале девяностых. Руководитель получал щедрую благодарность: взгляды горящих глаз и искренние улыбки.
– От этой деятельности я никогда не ждала денег, – говорит Татьяна.
Долгие годы она фактически совмещала две профессии. В итоге Татьяна оставила планы по защите диссертации и выбрала арт-терапию. Сейчас г-жа Панибудьласка – сотрудник благотворительного фонда «Касталия», который занимается с людьми, имеющими психические проблемы.
– Творчество – это всегда здоровая сторона личности, и через арт-терапию человек входит в эту здоровую зону. Развитие креативности помогает взрослым и детям решать психологические проблемы, – поясняет свою миссию арт-терапевт Панибудьласка и с удовольствием показывает рисунки пациенток из Белой Церкви. – Мы к ним уже три раза ездили. Видели бы вы, как они нам рады. Арт-терапия – это прекрасный повод пообщаться на равных.
Чтобы оказать помощь, не нужно быть спецом. Достаточно иметь желание и искреннюю мотивацию.
– Волонтёров, работающих в нашей сфере, немного – специфика у нас непростая, – но всё же они есть, – говорит президент «Касталии» Александр Митлевич. – Не хочется, чтобы это звучало с пафосом, но в такой деятельности раскрывается сердце.
Причина, по которой молодые люди всё чаще жертвуют свободным временем и своими силами ради других, по мнению Александра, заключается в том, что таким образом удаётся вырваться за пределы, узко очерченные профессиональной занятостью и окружением. Познать жизнь, соприкоснуться с другими сторонами бытия. Волонтёрство – способ путешествовать в социальных пространствах.
Анастасия Рингис
ФОКУС №42