Занятие 1. (Стр. 2 учебника "Природоведение")
1.БЕСЕДА
Учитель:
В семье, о которой вы прочитали в учебнике, есть собака Рыжик. А
у вас есть дома собака? У кого она есть? Расскажите о ней (рассказывают
2-3 учащихся). Какая у вас собака - размеры, цвет, форма? Любишь
ли ты ее? За что? А она тебя любит? За что? Что ты ей делаешь хорошего?
2. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ "Желания
собаки важны"
Про собаку часто говорят: "Она наш член семьи". Можно так сказать?
Это правильно? Собака с виду непохожа на человека: бегает на четырех
ногах, лохматая... А давайте посмотрим, что у собаки и человека
общего. Может ли собака чувствовать, как человек; огорчаться, радоваться,
испытывать боль? Да, конечно. Вы можете привести примеры, от чего
собака радуется (еда, прогулка, пришел хозяин), что ее пугает или
расстраивает (сердит хозяин,
испугалась большой собаки, поранила лапу, попали в нее камнем).
Собака может закричать, затанцевать от радости, заплакать от боли
совершенно так же, как и мы с вами.
Ну, а есть ли у собаки ум? А как же! Она знает прекрасно распорядок
дня, знает настроения хозяина, может выучиться делать многие вещи
выполнять команды, приносить вещи, сторожить дом и многое другое.
Но иногда, когда ей приказывают что-то, особенно ребенок, она не
понимает. Потому ли, что собака глупа? А, может быть, это сам ребенок
не умеет ей объяснить? Вы сами знаете собачий язык? А почему вы
требуете, чтобы собака сразу все понимала? Обратитесь к ней на собачьем
языке, если вы такие умные. А что она вам отвечает, когда вы ей
приказываете, вам понятно? Так, кто же из вас умнее?
Собака, так же, как и вы, знает, что справедливо и что нет. Если
вы грубы с ней, не даете делать то, что ей особенно хочется, когда
хочется поиграть - выйти с ней на улицу, когда она устала, оставить
ее в покое, когда водите ее на поводке - понюхать особенно интересные
для нее места (там, где гуляли другие собаки), - если вы такой плохой,
невнимательный друг собаки, она будет грустной, ее жизнь будет скучной
и печальной. Если вы любите собаку, вы будете к ней присматриваться
- чего собаке сейчас хочется?
Не надо думать, что ваши желания - самое главное. Желания собаки
так же важны. Ведь ее же называют членом семьи? А желания всех членов
семьи важны. И еще: собака не может сказать, как люди: я очень хочу
того-то, мне срочно надо туда-то, я очень не хочу этого делать.
Человек должен догадаться сам, что собаке хочется и чего не хочется.
Можно быть незлым человеком и все же мучить собаку, заставляя ее
делать то, что ей очень не хочется в данный момент.
А как приятно, когда животное счастливо! Какая веселая, игривая
собака у человека, который понимает ее, который внимательно присматривается
к ней. Зато и любит она его -больше всего на свете.
Собака ведет себя почти во всем, как человек: любит хорошо поесть
и поспать, любит гулять и встречаться с себе подобными, любит и
защищает своих детей и друзей. Собака зевает, вздыхает, кашляет,
чихает, как человек, любит играть в игры, а некоторые собаки любят
музыку и "поют" под музыку. Собака никогда не сделает зла человеку,
с которым она живет рядом; своих, считает собака, нельзя обижать.
Если человек не хочет быть хуже своей собаки, он тоже не должен
обижать ее: делать больно, бить, пугать, лишать удовольствия. Например,
вы гуляете с собакой на поводке, и ей захотелось обнюхать кустик
в стороне: кто-то интересный для нее проходил раньше и оставил свои
следы. Ей так важно узнать - кто это был, для нее запахи - это интереснейшая
книга! Вы позвольте ей подойти и обнюхать интересное место, а не
тащите ее с криком дальше. Собаку нельзя бить - так же, как и ребенка,
когда ее воспитывают.
2. БЕСЕДА
- Можно ли заводить собаку как игрушку, поиграть и выбросить?
- Можно ли сказать, что собака - член семьи? Почему?
- Понимает ли собака отношение к ней?
- Может ли думать собака? Чувствовать?
- Можно ли бить собаку? Пугать? Дразнить?
- Что общего между человеком и собакой?
- Что в собаке ценного?
- Есть разница между животным и вещью?
- Есть ли обязанности у человека перед животным?
- Может ни собака понимать человека?
- Может ли человек понимать собаку?
- Может ли собака ценить отношение к ней?
- Есть ли у собаки потребности, как у человека? Должны мы удовлетворять
их?
- Если собака не говорит, значит ли это, что она ничего не чувствует
и не понимает' Докажите.
3. ИГРЫ
I. Игры с масками или куклами.
Учитель предлагает детям приготовить дома маску своей собаки или
просто собаки, или приготовить куклу, надеваемую на пальцы, с головой
собаки. Две таких куклы или маски могут построить диалог о том,
как им живется у своих владельцев, как к ним относятся, как они
сами относятся к хозяевам. Другой вид диалога - между любым из детей
и маской собаки, собаку также расспрашивают о ее жизни, хозяевах
и прочее. Куклы могут пожаловаться на плохое к ним отношение людей
и сделать заявление: как бы им хотелось, чтобы к ним относились.
Это заявление можно написать на отдельном плакатике и повесить на
стену. Например: "Нас никогда нельзя бить". Хозяева должны заботиться
о своих собаках всю их жизнь".
2. Игра "письмо". Все дети в классе пишут письмо от имени своей
собаки другой собаке. В письме они жалуются на свою жизнь или хвалят
ее. Описывают, что им нравится и что нет в их жизни.
3. Дети могут нарисовать свою собаку. Рисунок может быть тематическим,
например,
"Любимая игра моей собаки", "Места, где собака отдыхает и кушает".
4. Учащиеся отвечают на вопрос, как можно рассказать о своих чувствах
без слов.
Ученики пишут на доске названия чувств: радость, удивление, страх
и др. Рассказывают, как человек их может выразить без слов. Потом
составляется список чувств, которые могут иметь животные, в той
же последовательности. Оба списка сравниваются и делается вывод
-
какие эмоции для человека и животного общие. Затем учащиеся рассказывают,
как животные передают свои эмоции, мысли. Как они говорят о том,
что им больно. Дети рисуют плакат: "Чувства животных", где эти чувства
перечисляются.
5. Учащиеся составляют список действий, одинаковых для собаки и
для человека: спит, ест, зевает, чешется, моется, смотрит в окно,
плавает, слушает музыку и прочее. Выясняется,
что собака не может очень немногое из того, что может делать человек.
|