ЗАНЯТИЕ 1 (стр. 35, 39 учебника А.А.Плешакова)
1. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ: "Насекомые - замечательные животные"
Они живут повсюду, куда ни посмотришь: на земле, на листьях и
травинках, на деревьях и в воздухе - везде идет деятельная жизнь
насекомых. Они так разнообразны по окраске, по форме; то блестят,
как золото, то переливаются яркими красками. Наш мир прекрасен
благодаря насекомым. Насекомые умеют летать - и это тоже чудесное
свойство, потому что способны летать очень немногие животные.
Вот человек не умеет. Насекомые умеют издавать музыкальные звуки:
трещит кузнечик, пускает трели сверчок; наша земля оживает от
присутствия насекомых.
Но не надо думать, что насекомые созданы, чтобы нам было приятнее
жить: они такие же равноправные жильцы на земле, как и другие
животные и человек. Они заняты своими делами, такими же важными
для них, как для человека его дела. Они занимаются почти тем же,
что и люди: они строят свои дома, растят детей, добывают пищу.
Хотя насекомые устроены просто - проще, чем человек или собака,
они все равно могут чувствовать боль и страх; они также стремятся
выжить, они радуются свободе. Если вы поймали жука и посадили
его в коробку - вы обрекли его на мучения, на гибель в тюрьме
Насекомое будет искать выхода из тюрьмы, пока не умрет. Человек
бывал очень жесток к насекомым: если они ему не нравились - он
их убивал, если нравились тоже убивал, делая из них коллекции.
Тому, кто любит все живое, кто восхищается красивыми насекомыми,
не доставит удовольствие смотреть на этих мертвых животных. Если
вы встретили особенно крупное красивое насекомое, разве вам не
захочется, что бы оно осталось жить, что бы от него родились такие
же большие и красивые существа? Когда люди собирают коллекцию,
они не задумываются над тем, что самое красивое будет уничтожено
их руками. Насекомые так слабы по сравнению с человеком, и мы
должны их жалеть,не причинять им мучений.
2. БЕСЕДА
o Почему не надо быть жестоким к насекомым?
o Безразлично ли жуку, если его посадят в коробку?
o Хотели бы вы делать коллекцию из насекомых?
o Каким бы был мир без насекомых?
o Чем замечательны насекомые?
o Могут ли насекомые чувствовать?
3. ИГРЫ:
Ролевая игра: "Кто лучше всех"
Дети берут роли различных насекомых: бабочек, жуков, стрекоз,
муравьев, пчел и каждый рассказывает о себе - почему он или она
самое замечательное насекомое. Жюри решает, кто же самый замечательный
из насекомых. Одним из решений может быть: все замечательны и
одинаково ценны. ИГРА: "Угадай, кто я?" Каждый
из класса решает, каким насекомым он будет. Затем учащиеся поочередно
отвечают на одни и те же вопросы:
o Где ты живешь?
o Чем ты питаешься, где берешь пищу?
o Что делаешь днем, ночью?
o На что похожи твои дети?
o Какого ты цвета?
o Какой у тебя голос? '
Летаешь ты или нет?
Остальные дети угадывают, какое это насекомое.
Ролевая игра. Половина учащихся выбирают
себе роль - какое-нибудь из следующих насекомых: пчела, муравей,
оса, жук-короед, бабочка, стрекоза, кузнечик, майский жук. "Насекомые"
предъявляют обвинение людям - второй половине класса. Они задают
вопросы, почему с ними плохо обращаются, объясняют свои поступки.
Люди спрашивают их, чем они недовольны и что можно сделать, как
исправить положение.
ИГРА: "Конкурс насекомых" Учащиеся
предлагают насекомых на роли победителей конкурсов красоты, музыкальности,
силы, ума, благородства; подсчитывают голоса и объявляют победивших.
Портреты "победителей" можно нарисовать и повесить с соответствующими
подписями на стене класса. Ролевая игра: "Чем я похож на человека?"
Учащиеся выбирают себе роль какого-нибудь насекомого и отвечают
на этот вопрос.
|