ЗАНЯТИЕ 4 (стр.
52 учебника)
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ: "Домашние животные"
Много лет назад человек стал приручать домашних животных, чтобы
использовать их для своих целей. Он изменил природу диких животных;
коровы, овцы, свиньи - стали более неподвижными, смирными, чем
на воле, перестали быстро бегать и прыгать, располнели. Поэтому
некоторым они кажутся сонными, не очень умными существами. Однако
это совсем не так. Неподвижная жизнь в хлеву, на огороженном пастбище
не лишила этих животных ума, способности чувствовать.
Сельские жители, которые держат этих животных, знают, что у них
у каждого свой характер, они умны и хорошо разбираются в отношении
к ним людей. Ученые, которые изучают домашних животных, пишут,
что, хотя эти животные одомашнены, их характер, ум те же что и
были у них, когда они жили на воле. Домашние животные жили группами
и привыкли видеть рядом товарищей, поэтому, когда теленка или
свинью запирают в хлеве одного, ему очень тоскливо. Эти животные
могут чувствовать скуку, не говоря о боли, о холоде или голоде
- все это домашние животные переживают так же, как и человек.
Многие люди задавали себе вопрос: хорошо ли убивать этих умных,
благородных животных, тем более, если хватает другой пищи. Теперь
таких людей стало очень много, особенно в зарубежных странах.
Они отказываются есть мясо животных, они посещают только магазины,
где продают растительную пищу. Эти люди называются вегетарианцами.
Они меньше болеют, чем другие, те, кто питается мясом, потому
что мясо содержит в себе, кроме питательных веществ, еще и вредные
вещества, о которых предупреждают врачи. Поэтому, становясь вегетарианцем,
люди делают хорошо и животным, и себе. Защитники животных считают,
что все животные имеют право жить.
Эти люди рассуждают так: Чем животное хуже человека? Оно чувствует
и понимает все: животные страдают от боли или несправедливости,
также хотят есть и пить, как люди, они любят своих детей и друзей
и все хотят жить. Животные родились на земле, как и человек, на
нас светит одно солнце, мы дышим одним воздухом. Поэтому некоторые
считают, что животные имеют права, как и человек, - право жить
и не страдать. Человек должен быть честен и справедлив к животным,
он не должен их убивать, мучить тяжелой работой. 8 обществах по
защите животных - за рубежом и в нашей стране - люди борются,
чтобы все признавали права животных. Тогда животные перестанут
быть несчастными. Уже сейчас люди в некоторых странах пытаются
отпускать домашний скот на свободу. В Великобритании есть парки,
где живут свободно, в диких условиях лошади, свиньи, олени. Свиньи
обросли густой шерстью, похудели - опять стали такими, какими
были раньше в природе.
2. БЕСЕДА:
o Как появились домашние животные?
o Для чего их вывел человек: чтобы жилось лучше ему или этим
животным?
o Что предпочли бы сельскохозяйственные животные: жить с человеком
или на воле? Почему?
o Как надо содержать их?
o Что можно, по-твоему, брать от них?
o Стал бы ты заводить корову?
o Есть ли разница между коровой и собакой, или свиньей и кошкой?
Чувствуют ли они одинаково?
o Как относится человек к ним, одинаково?
o Кто такие вегетарианцы?
o Почему люди становятся ими?
o Полезно ли мясо или вредно?
o Жестоко ли убивать домашних животных?
o Можно ли сказать, что домашние животные - бесчувственные существа,
что они не стремятся жить и радоваться жизни?
o Могут ли домашние животные в конце концов снова вернуться
а природу?
o На что животные могут иметь право? Что им нужно больше всего?
ЗАНЯТИЕ 4 (продолжение) Как мы выражаем свои чувства
1. БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ: Человек и животные одинаково чувствуют
боль, голод, холод, тепло, удобства, радость или печаль. Но выражать
свои чувства они могут по-разному. Человек умеет говорить, он
всегда, скажет вслух, если ему плохо. Животные обычно не умеют
разговаривать с человеком (впрочем, обезьяны и дельфины были научены
и языку людей). Как они сообщают друг другу и человеку если им
что-то надо, если им больно, плохо, или наоборот, они очень рады?
Животные умеют испускать звуки: собака скулит - жалобно, если
ей плохо, громко и радостно, если приветствует хозяина. Производят
звуки - говорят на своем языке - и другие звери: воют, кричат,
щебечут, пищат. Но есть и другой язык - не звуков, а жестов. Животные
принимают позы, делают движения, которые имеют определенный смысл.
Если кошка размахивает хвостом - она раздражена, просит оставить
ее в покое, если щенок падает ни спину - он просит пощады у более
сильного животного; животные могут приглашать взглядами следовать
за ними. Есть много историй, как животные предупреждали хозяев
об опасности. Так в Италии около одной горы, где был вулкан, в
одном доме держали кошку. Однажды ночью она стала царапать хозяина
и не переставала это делать, хотя он ее бранил и гнал, пока этот
человек не догадался, что дело неладно и не ушел из дома с семьей.
Этим людям было известно, что кошки могут предчувствовать приближение
извержения вулкана. В ту же ночь такое извержение произошло на
горе над их поселком, и спаслись только владельцы кошки.
2. ИГРЫ: Учащиеся составляют на доске список
выражений, действий в различных ситуациях, например: Боль: Выражения:
Ай, больно, ой, не надо! Действия: нахмуренные брови сморщенное
лицо, слезы, берут больной палец в рот и прочее. Далее учащиеся
составляют рядом список действий животных в той же ситуации, сравнивают,
чем отличаются реакции животных. Учащиеся разбирают вопросы: меньше
ли животные чувствуют боль, если не умеют говорить? Можно ли понять
чувства животного без слов с его стороны?
Игра: Воспроизводятся ситуации, когда заболевает
домашнее животное. Один учащийся называет болезнь, другой симптомы,
третий - что надо делать. Обсуждаются пути оказания первой помощи
животным, пути предотвращения травм у животных из-за небрежности
владельца.
|