ЗАНЯТИЕ 6 (стр. 112 учебника)
1. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ: "Охрана животных".
Человек уже некоторое время охраняет диких животных, чтобы они
не исчезли на земле. Ему жаль их и они нужны ему. Но есть и другого
рода охрана животных: их может быть очень много, они могут быть
самые обыкновенные существа: собаки, голуби, воробьи -и потому
что они живые, каждая жизнь драгоценна.
Многие виды животных: прекрасных, неповторимых - исчезли навсегда,
потому что человек думал только о себе - что ему нужно, что ему
полезно. И убивал животных, не задумываясь. Если человек начнет
думать о том, не что ему нужно, а что нужно всем живым существам
на земле - это будет самый справедливый подход, от которого будет
хорошо всем.
Сейчас ученые начинают говорить о том, что человек это не центр
вселенной, природа не создана ради него, он такая же часть живой
природы, как и другие животные. Он должен жить и давать жить другим.
Общества по защите животных показывают цветные фотографии разных
животных и говорят: "Этот мир принадлежит и им тоже. У них нет
другой земли, где бы они могли бы жить ".
Если человек - самое умное животное на земле, то он должен быть
справедливым, заботиться о живых существах, все время помнить
о благополучии всех животных. Можно защищать и домашних животных,
которым не грозит вымирание; защищать их от жестокого с ними обращения.
Почти во всех странах есть общества по защите животных и есть
законы по которым людей наказывают, если они жестоко обращаются
с животными. В России тоже есть законы, по которым наказывают
людей, в том числе и детей, за жестокое обращение с животными,
за жестокое обращение со своей кошкой или собакой могут быть наказаны
и их владельцы. Виновных могут оштрафовать, посадить в тюрьму.
О жестоких поступках можно написать письма в милицию, в газету,
на радио, на телевидение, там письмо могут направить, куда нужно,
чтобы принять меры.
В некоторых странах общества защиты животных объединяют очень
много людей - и взрослых, и даже детей - и добиваются, чтобы с
животными обращались хорошо. Общества проверяют, как содержатся
животные, наказывают тех, кто жестоко поступает с домашними животными,
призывают людей последовать их примеру и перестать убивать животных.
Защитники животных выпускают красивые журналы по защите животных,
пишут книги, где учат людей жить без жестокости.
В некоторых городах России, в Москве и других, есть общества защиты
животных, они помогают людям, любящих животных. Об этих обществах
защиты животных рассказывают телевидение, радио, газеты. Например,
в Москве имеется Центр этичного отношения к животным, который
отвечает на письма из любого конца страны и помогает советами
всем. Его телефоны: 172-86-33, 173-31-66.
1. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ "Хороший владелец"
Обычно, когда страдают домашние животные: попадают под машину,
заболевают, получают тяжелые травмы - бывает виноват владелец.
Человек может предусмотреть заранее, какая опасность грозит животному,
и не допустит беды. Небрежный владелец, у которого гибнут или
страдают животные - неумный и жестокий человек, который в действительности
не любит свою собаку или кошку.
Очень жестоко подвергать собаку риску быть сбитой машиной, гуляя
с ней около проезжей части дороги. Собака может выскочить на мостовую
молниеносно и оказаться под колесами. Надо обязательно брать собаку
на поводок заранее, не приближаясь к проезжей части.
Если собака всегда на поводке в опасных местах: рядом с транспортом,
там, где большие и злые животные, если ее не выпускают одну бегать
вне дома - опасность потеряться или погибнуть для такой собаки
сведена до минимума.
Если вы кормите собаку здоровой собачьей пищей, а не объедками
(среди которых и соленые, и острые, и сладкие продукты, вредные
для животных, колбасные изделия, копчености, консервы, которые
являются самой неполезной пищей), то ваше животное скорее всего
не будет страдать от болезней желудка и от других заболеваний
(например, чесаться). Если у вас не породистая собака с родословной,
то она проживает намного дольше. Породистые собаки легко заражаются
инфекционными болезнями, тяжелее переносят их.
Если вы не привязываете собаку у магазинов, где ее могут обидеть
или украсть, не оставляете ее привязанной на солнцепеке, не запираете
ее подолгу одну, гуляете с ней три раза в сутки, ласкаете ее -
ваше животное будет счастливо.
Кошки требуют немного другой заботы, вопрос с прогулками решается
с ними по-разному, но они также требуют себе внимания, ласки,
правильного питания; у всех животных должна стоять всегда поилка
с водой.
Ласкать животных надо, когда им этого хочется; если животное устало,
уклоняется от рук, надо оставить его в покое. Если оно само подходит,
чтобы его погладили - надо ответить ему лаской. Нужно, чтобы животное
слушалось хозяина, любя его, доверяя ему, а не из страха перед
ним. Мерзкое зрелище - запуганное животное, которое ждет, что
его в любую минуту побьют. Где-то приходится животному и уступить,
у него могут быть свои вкусы, но не в тех случаях, когда это для
него опасно, например, оно хочет бежать за другой собакой через
улицу с проходящими машинами.
В начале и в конце зимы (весной) собаки становятся беспокойными,
перестают слушаться и могут убежать от хозяина, несколько дней
не возвращаться домой. Это бывает, когда собаки ищут себе "пару",
чтобы дать потомство. В это время с собаками вообще нельзя гулять
без поводка, даже послушные собаки в такой период становятся неуправляемыми.
Убежав от вас, собака может так и не вернуться - или заблудиться,
или погибнуть, перебега" улицу. Если вы любите вашу собаку, вы
не должны допустить ее гибели.
На случай потер" собаки, всегда выводят ее на улицу в ошейнике,
на котором жетон с номером или телефоном. По этому жетону можно
найти собаку, если ее забрала служба отлова.
Существует дрессировка собак, когда их учат выполнять команды,
учат быть послушной и вести себя хорошо в любом месте, не бросаться
на людей. Такая собака на улице не отходит от хозяина, меньше
опасность, что она попадет под машину, она не бросится внезапно
на человека, ее можно остановить. Если собака большая и сильная,
это помогает держать собаку в городе, где транспорт, много людей.
Но есть еще тренировка на злобность, когда собаку учат нападать
на человека. Такая собака становится опаской для людей, а значит
это грозит опасностью и для нее. Если она начнет кусать людей
- ее просто уничтожат. Делать из собаки злобное животное - это
подвергать ее жизнь опасности, не только людей.
Тренировка собак должна быть основана не на запугивании, наказании
животного -иначе собака будет несчастной, трусливой, или наоборот,
озлобленной. Тренировка основывается на поощрении животного, на
ласке. Если команда выполняется, собаку хвалят, ласкают, она довольна
сама. Никогда не надо самому пытаться дрессировать собаку - это
целая наука, как обучить собаку командам. Обычно дети, пытающиеся
дрессировать животное сами, только мучают его, дают бестолковые
команды, которые собака не может понять, дергают поводок, кричат
на нее. Собака бывает сбита с толку, перепугана и расстроена.
Не надо мучить собаку для своего удовольствия. Если вам приятно
чем-то заниматься с собакой, это обязательно должно доставлять
удовольствие и ей!
Некоторые люди держат животных, чтобы продавать потомство: щенят,
котят, птиц. Они живут за счет эксплуатации животных. Этим людям
все равно, кто купит котят или щенят; это могут оказаться жестокие
люди, у которых животному будет очень плохо; у них могут купить
животных для экспериментов в научно-исследовательские лаборатории.
Там на животном поставят эксперимент, а потом его убьют.
Поэтому, если вы заводите собаку, кошку, старайтесь, чтобы у нее
не было потомства. Для этого животному можно давать в определенное
время таблетки. Потому что иначе Вам тоже придется думать, кому
отдать или продать новорожденных животных.
Животных могут воровать. Если вы привязываете собаку перед входом
в магазин и уходите делать покупки - это очень опасно. Красивую
собаку могут украсть, чтобы перепродать другому владельцу. И любую
собаку могут украсть, чтобы продать ее на эксперименты. До сих
пор изготовляются шубы из меха собак и кошек. Поэтому особенно
опасно продавать или оставлять без присмотра собаку с красивым
пушистым мехом.
Если вы приобрели собаку или кошку, вы ответственный за них: они
не могут защититься от людей, это должны сделать вы.
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ: "Зоомагазины" (продолжение)
Хорошее ли место зоомагазины? Там продается много диких птиц и
животных, которых поймали, лишили свободы, они сидят в страхе
и ждут решения своей судьбы. Можно ли быть уверенным, что все
люди, которые пришли купить животное, будут уметь обращаться с
ним правильно, что будут добрыми к нему? Что дети не будут мучить
и дразнить животное? Что животное или птица не надоест скоро этим
людям и они не выбросят его? (или отдадут другим, таким же людям?).
Когда вы платите деньги за птичку или зверька, покупая их в магазине,
на рынке, вы поддерживаете торговлю животными; ради этой торговли
ловят зверей и птиц, часть их умирает от плохих условий, от страха,
и все это делается ради денег, которые вы и другие люди платите
за животных.
Совсем другое дело, когда вы подбираете на улице животное в беде
- погибающего котенка, раненую птичку - вы спасаете жизнь.
Птиц и животных в зоомагазинах часто содержат в тесных клетках,
где они мешают друг другу. Клетки бывают грязные, животные заболевают
и умирают. Плохой владелец магазина не станет тратить денег на
лечение заболевшего животного, для него дешевле, дать этому животному
умереть. Если дети и взрослые перестанут покупать птиц и зверей
в зоомагазинах и на рынках, их перестанут ловить, разводить, делать
их несчастными. Зато больше людей будут подбирать животных без
хозяина на улице и спасать их от гибели.
Вы тоже можете помочь животным в зоомагазине. Посмотрите, как
они держатся: не тесно ли им в клетке, чистая ли клетка, есть
ли вода, пища в клетке. Выглядит ли птица или животное радостным,
здоровым, аккуратным, или шерсть его запачкана, крылышки обтрепаны,
животное грустное. Заявите об этом заведующему в магазине и сообщите
в общество защиты животных через радио или телевидение.
2. БЕСЕДА: (зашита животных)
o Нужно ли помогать животным, защищать их, независимо от того
редкое ли оно?
o Может ли каждый человек помочь животным?
o Каким животным нужно помогать: домашним, диким?
o Что надо делать, чтобы ваше домашнее животное: собака, кошка
- были счастливы? Перечислите, что им надо в первую очередь? Что
им нужно, чтобы они не страдали от скуки? Как защитить их от опасностей
на улице?
o Как надо воспитывать животное: можно ли бить, пугать животное?
o Можно ли помочь диким животным?
o Можно ли держать диких и экзотических животных дома?
o Почему этим животным плохо, если их держать в доме, в клетке?
o Какал разница в образе жизни дикого животного и человека?
"Могут ли жить на воле выпущенные животные, жившие в домах, в
клетке?
o Имеет ли человек право лишать животных свободы, отнимать их
у их семьи?
o Что такое право? (для людей).
o Какие действия нарушают наши права? (пугать кого-то, не давать
есть, красть чужие вещи и прочее?
o Какие действия нарушают права животных? Есть различие в большинстве
прав человека и животных?
o Есть ли у животных права? Можно ли их обижать? (дразнить, не
кормить) ?
o Можно ли защитить животных от жестоких людей? Как?
o Кто это может сделать?
o Куда можно обращаться? (милиция, общества, редакции).
o Как нужно поступать, чтобы не вредить диким животным?
o Можно сказать, что в зоомагазин приходят настоящие любители
животных? Почему? О ком заботятся эти люди - о животных или о
себе?
o Хорошо ли животным в магазине? Зачем они находятся в магазине?
o На рынках часто продают диких животных, отлов которых запрещен,
вы бы стали покупать этих незаконно отловленных зверей и птиц?
Почему?
o Как вы можете помочь животным, если видите, что с ними плохо
обращаются?
o Наказывают ли людей, которые жестоко обращаются с животными?
Есть ли у нас в стране такие законы?
3. ИГРЫ:
Учащиеся составляют на доске список мест обитания диких животных:
ручей, болото, гора, лес и прочее. Затем составляют списки животных,
которые имеют свои жилища в перечисленных местах. Далее перечисляется
тип жилища каждого животного, а также указываются тип пиши животного,
размер жилища, нахождение других животных в месте обитания данного
животного. Учащиеся отвечают на вопрос: может ли данное животное
жить в другом месте. Затем учащиеся обсуждают вопрос: имеют ли
животные право на жилье, на свой образ жизни - свою пищу, сон,
отдых. Учащихся спрашивают: какова бы была их реакция, если бы
они пришли и нашли свой дом разрушенным?
ИГРА:
Учащиеся говорят, что обычно права животных на землю не учитываются,
человек может и выгнать животных из их дома. Учащимся предлагается
составить договор с человеком от лица разных животных - на право
на землю, где животные имеют жилище, оговорить, что им необходимо
для жизни. Договор составляется для нескольких животных в письменном
виде.
Игра: диалог ежиков, жившего в доме и дикого.
Игра: диалог мамы и дочки о птичке в клетке на
рынке (в магазине).
Игра: списки "можно " и "нельзя " - правила поведения собаки на
улице.
К странице 117. Животные в зоопарке.
1. РАССКАЗ УЧИТЕЛß
Кому нужно, чтобы животные сидели в зоопарке? Животным? уж, конечно,
нет. Никому в тюрьме сидеть не хочется. Человек посадил их туда,
потому, что ему так нравится, ему на них смотреть интересно, а
что животные об этом думают - человека не волнует. Потому ли человек
собрал животных в зоопарке, что любит их? Нет, об удобстве животных
он думает меньше всего. Некоторые зоопарки пытаются держать и
разводить животных, которые начинают исчезать в природе. Но таких
животных содержится очень мало. В основном, а зоопарке их держат,
чтобы на них смотрели зрители. Посмотрите, какие грустные все
животные зоопарка. Им нечем занять себя, им негде бегать. Животные
жарких стран мерзнут в умеренном климате, а белые медведи с Северного
Ледовитого океана задыхаются от жары. Но главное - животные лишены
того, чем они дорожат больше всего, свободы. Пусть в природе и
холодно, и иногда голодно, и опасно, но есть смысл в жизни, есть
свобода, а это счастье. За что мы лишаем животных счастья?
2. БЕСЕДА:
o Кому нужно, чтобы животные жили в клетках: человеку или животным?
o Имеют право животные жить на свободе?
o Нарушает ли человек права животных, сажая их в клетки?
o Чего недостает животным в клетке: тигру, лисе, орлу, белому
медведю, обезьяне - перечислите для каждого животного? (Какие
потребности животных остаются неудовлетворенными).
o Доставляет ли вам удовольствие смотреть на животных в клетке?
К странице 168. Помощь животным.
1. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ.
При экологических катастрофах, вызванных действиями человека,
при стихийных бедствиях - землетрясения, наводнения и др., - в
результате войн может страдать сразу большое количество животных.
Животные тонут при наводнении погибают при завалах, во время обстрелов
городов и сел; в городах, разрушенных войной, могут гибнуть от
голода и жажды животные в зоопарках. Для того, чтобы помочь такому
количеству животных, нужны большие средства, специально подготовленные
люди. Эту работу - по спасению погибающих при различных катастрофах
животных - взяло на себя Всемирное общество защиты животных. Оно
посылает отряды людей в разные уголки мира и спасает от гибели
зверей и птиц. Одной из таких акций было спасение птиц в Красном
море, куда была спущена нефть, и оказание помощи животным в зоопарке
в Бейруте, где животных бросили погибать от голода и жажды в своих
клетках. Руководит действиями группы спасателей один из директоров
Всемирного общества защиты животных Джон Уолш. Он собственноручно
вытаскивал из моря и отмывал облепленных нефтью птиц, разносил
пищу и воду животным в зоопарке.
|