Биоцентризм; антропоцентризм
Испокон веков человек считал, что окружающий мир принадлежит ему,
что животные созданы, чтобы удовлетворять его потребности и прихоти.
Этот взгляд на мир называется
антропоцентризмом - от слов "антропос", по-гречески "человек" и
"центр", Иными словами, человек ставил себя в центр вселенной.
Более того, человек, не только полагал себя центром мировоздаиия,
но не хотел хотя бы в какой-то степени учитывать интересы других
живых существ, населяющих землю. История знала, правда, некоторые
имена философов, религиозных деятелей, которые запрещали жестокое
отношение к животным; так, индийские религии всегда запрещали
убивать животных и употреблять их в пищу. Но впервые мысль о том,
что человек имеет ответственность не только перед другими людьми,
но и перед всеми живыми существами, была высказана только великим
гуманистом XIX-XX столетий Альбертом Швейцером. Альберт Швейцер
утверждал, что этичным, нравственным человек может считать себя
только тогда, когда он будет уважать любую жизнь и приходить на
помощь любой жизни, находящейся в бедствии.
Что такое этика? Философы определяли этику, как ответственность
человека перед окружающими, перед другими людьми. Этика - это мысль
о другом, забота о другом; это жизненная позиция, противоположная
эгоизму, жестокости, когда люди защищают только свои интересы, безразличны
к несчастьям другого. Слово этика употребляется как равнозначно
словам мораль, нравственность, которые также рассматривают отношение
к другому и: предписывают защищать интересы другого, Самые благородные
движения души человека, самые его благородные поступки состоят именно
в заботе об интересах других. Никто не восхищается людьми, завитыми
только своим благополучием; и, наоборот, люди, бескорыстно действующие
в интересах другого, вызывают уважение.
В течение веков человечество пребывало в убеждении, что внимания
человека может заслуживать только другой человек. Пока не появился
замечательный философ гуманист, который почувствовал несправедливость
этой философии - она тоже была "Неэтичной", потому что оберегала
интересы своего вида, человека, гомо сапиенс, и ничего не говорила
об интересах других живых существ на земле, с такими же желаниям"
радостями и горями, как и он сам. Этот человек, Альберт Швейцер,
создал стройную этико-философскую систему - универсальную этику,
согласно которой гуманное отношение к животным довершало долг
человека перед окружающим миром. А.Швейцер говорил: "Ошибкой всех
существующих этик было мнение о том, что они рассматривали отношение
человека к человеку, когда в действительности речь идет о том,
как относится человек ко всему, что его окружает ".
"Этика есть ответственность за все, что живет ".
Биография А. Швейцера - это история личного подвига, самоотвержения
во имя страдающего человечества.
А.Швейцер родился в Эльзасе, принадлежавшем Германии; окончил
два университета и получил звания доктора философских и доктора
богословских наук; прославил себя как исследователь и выдающийся
исполнитель органной музыки Иоганна Себастияна Баха, другими словами,
сделал блестящую карьеру, когда его размышления о доброте, справедливости,
о цели его жизни заставили его внезапно изменить всю его жизнь.
А.Швейцер пришел к решению, что он должен посвятить себя помощи
страдающему человечеству, он видел сосредоточие этих страданий
в Африке, среди народа, угнетенного европейскими завоевателями.
Он увидел свой моральный долг в служении именно этим людям, перед
которыми испытывал чувство вины, как европеец. И А.Швейцер заканчивает
еще один университет, получает степень доктора медицинских наук,
женится на девушке, (которая ждала его все годы, пока он заканчивал
университет) и уезжает в джунгли Центральной Африки, в страну
со столь плохим климатом, что его жена вынуждена была через несколько
лет вернуться в Европу. Здесь один, в первые годы без помощников
и какой-либо поддержки, своими руками и на свои деньги, А.Швейцер
построил здание больницы для африканцев и стал лечить их. Здесь
он и прожил многие десятилетия, до смерти в глубокой старости;
здесь он пережил и свою славу, когда о нем стали писать, к нему
приезжали ученики и помощники, и его именем стали называть больницы.
Но жить по справедливости среди людей было еще не все для А.Швейцера.
Он видел вокруг себя огромный мир животных, которому не было места
в этических системах человека. С ранних лет А.Швейцер испытывал
сострадание ко всем живым и страдающим существам. Он рассказывал,
что две встречи в детстве определили его дальнейшую жизнь, его
мироощущение. Первая встреча - со стариком-евреем, над которым
издевались на улицах; вторая встреча - сцена истязания ослика.
Он запомнил эти картины, эти две жертвы, стали для него символом
страдания, несправедливости в мире, и на всю жизнь он сохранил
отвращение к шовинизму и к жестокому обращению с животными.
На его столе обычно стояла чашка со сладкой водой, к которой приходили
лакомиться муравьи. Животные вызывали у А.Швейцера глубокую любовь
и восхищение. "Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому
иметь душу", - говорил он полу в шутку, полу всерьез.
И вот однажды, когда Швейцер медленно плыл по реке на закате и
наблюдал величественную картину купания гиппопотамов в реке, ему
представилась стройная система этики, где животные имели свое
место, как и люди. Он отразил эти мысли в главе своего труда "Культура
и этика", называвшейся "Благоговение перед жизнью". В этой главе
он утверждал, что этика, которая не рассматривает взаимоотношения
человека и других живых существ, неполноценна: "Он (человек) станет
этичным только тогда, когда жизнь как таковая, Жизнь животных
и растений будет для него так же священна, как жизнь человека,
и когда он посвятит себя жизни, находящейся в бедствии. Только
универсальная этика переживаний, ответственность которой перед
всем живым неограничена, дает возможность обосновывать себя 'в
мышлении ".
А.Швейцер не случайно преклонялся перед Львом Толстым, который
глубоко чувствовал проблемы нравственности. Л.Толстой остро реагировал
на социальные язвы общества и не менее серьезно он переживал страдания
животных,''причиняемые им человеком. Он считал, что культура и
нравственность человека несовместимы с жестокостью, убийством,
на кого бы эта жестокость не была направлена: прежде, чем причислять
себя к категории нравственных людей, каждый человек, считал он,
должен снять с себя личную ответственность за убийство живых существ,
должен перестать есть мясо. Его страстная статья "Первая ступень"
и посвящена этому вопросу - первой ступенью нравственности Л.
Толстой считал неучастие в насилии, убийстве.
Хотя Л.Толстой был смолоду страстным охотником, в смерти свиньи,
которую при нем резали, было что-то отличное от гибели застреленных
на охоте животных. Позднее, когда
Л.Толстой стал вегетарианцем, он пересмотрел свои взгляды на допустимость
охоты и стал считать ее также бессмысленной жестокостью.
Философские взгляды А.Швейцера, Л.Толстого получили дальнейшее
развитие в конце 60-х гг. нашего века, когда группа выпускников
Оксфордского университета в Англии, философов, психологов и теологов
(богословов) выдвинула концепцию Прав животных. Животные - рассуждали
эти люди - способны чувствовать и понимать, они имеют потребности,
как и человек: оставаться живым, быть защищенным и от страданий,
удовлетворять голод и жажду; потому справедливость требует, чтобы
и их потребности был" удовлетворены. Еще мудрецы Индии говорили:
"Все живое бежит от страданий, все живое боится смерти. Познай
оке в живом самого себя и не причиняй зла".
Право человека убивать и заставлять страдать животных никем не
доказано, если человек постепенно понял, что имеют одинаковое
право на жизнь и на счастья все люди, независимо от их цвета кожи,
расы, национальности, то теперь человеку осталось понять последнюю
вещь - и животные также равны с ним в своих страданиях, жизнь
у каждого животного тоже одна; они тоже имеют право на эту планету,
она - их единственный дом, как и для человека. Животное и человек
одинаково обладают даром создавать новую жизнь -давать потомство.
Человек не сумеет создать даже самую скромную зверушку искусственным
путем. Возникновение жизни - величайшее из чудес природы, неподвластное
человеку, и человек должен относиться к живому с уважением, и
даже, как говорил А. Швейцер, с благоговением. Каждое живое существо
познает мир - отражает его в себе, как говорят философы. Гибель
любого живого существа - это катастрофа, это гибель отраженной
в нем вселенной.
Те люди, которые смогли осознать справедливость Прав животных,
начали с того, что отказались от животной продукции, требующей
убийства животного: от мяса, мехов, натуральной кожи.
Сейчас большинство обществ по защите животных за рубежом, в России
o Центр этичного отношения к животным в Москве, - стоят на позициях
Прав животных; среди них много молодежи, которая строит свою жизнь
по принципам "Жизни без жестокости". Наиболее известные деятели
в области Прав животных - это американец Том Риган, написавший
"Дело о правах животных" и другие книги по этому вопросу; Питер
Сингер, также находящийся сейчас в США, автор книги "Освобождение
животных"; англичане Ричард Райдер, психолог, и Эндру Линзи, богослов.
|