ХИЩНЫЕ
Хищные звери, как ни странно, в лице кошки и собаки стали ближе
человеку. чем другие отряды животных, хотя они и отстоят дальше
от человека по своей биологии. Человек отличается от хищников,
в первую очередь, своей пищеварительной системой, которая аналогична
таковой у обезьян, т. е. фруктоядных существ
. У человека зубы приспособлены для сравнительно нежесткой пищи,
а не для разрывания мяса, кишечник длиннее, чем у хищников, -
для переваривания клетчатки, и температура тела ниже, что не позволяет
ему полноценно усваивать мясо. Однако человек в эпоху оледенения
перешел на питание несвойственной ему пищей, мясом убитых животных
, а потом так и остался полухищником. Может быть поэтому он испытывает
такие симпатии к хищным животным, делящим с ним его жилище.
В отношении собаки и кошки человек готов делать исключение -
признавать у них ум, наличие чувств, в которых он отказывает остальным
животным. Человек приглядывается к собаке и кошке и в определенной
степени может понимать их - хотя и хуже, чем они его. Человек
научился расшифровывать выражение морды кошки, очень эмоционального
животного; встревоженное выражение кошки нельзя спутать с блаженно-расслабленным
выражением кошки-матери, сидящей среди котят. Многие люди понимают
и мимику собаки: желая задобрить человека, она наклоняет голову
набок, сдвигает кожу лица назад, что равноценно улыбке у человека;
некоторые собаки умеют приопускать веки, придавая морде "ангельское"
выражение и поднимать подбородок, как это сделал бы человек в
аналогичной ситуации. От испуга животные округляют глаза -как
и человек, от удовольствия - прикрывают их, ласково касаются лапой,
головой, мордой того, кого они любят. Рассказать, как устроена
собака - где у нее какие органы - так же недостаточно, что бы
познакомить с собакой, как если бы мы, рассказывая инопланетянам
о человеке, дали бы почитать атлас его анатомии и тем и ограничились.
Об уме, сообразительности, мужестве, верности собак написано
очень много. Лучше вспомнить рассказ об одной из них, написанный
человеком чувствующим животных (Чтение рассказа Э.Сетона-Томпсона
"Чинк"). Хотя многие люди утверждают, что они любят собак или
кошек, значительная их часть не понимает, что любить животное
- это значит нести за него ответственность, обеспечивать его необходимым,
устранять опасность гибели или травмы животного, уделять ему внимание
и ласку. Многие владельцы обращаются с домашними животными эгоистично
и безответственно, поэтому так много животных гибнет под колесами
транспорта, теряется, болеет и умирает.
Любящий животное хозяин следит за тем, что животное любит, а
что нет, чего боится, какое место ему нравится для сна, какую
пищу оно предпочитает, в какое время дня ему хочется есть. Такой
хозяин разговаривает с животным, проводит с ним определенное время
ежедневно, не оставляет его подолгу в доме одного, выводит гулять
три раза в день. Обычно кошка и собака едят 2-3 раза в день, вода
всегда стоит в поилке, потому что жажда может возникнуть внезапно.
Все животные любят спать на мягком, собаки любят, чтобы можно
было прислониться боком к чему-то, кошки любят спать на креслах
- повыше, там они себя чувствуют в большей безопасности и там
им теплее. Все животные могут испытывать скуку, поэтому для кошки
- особенно молодой - хорошо оборудовать картонный ящик для игры
-"кошкин дом". Для этого в коробке прорезаются окошки, в которые
кошка может пролезать, а внутри с "потолка" подвешивается на ниточке
бумажка ("мышка"). Молодые собаки любят играть с резиновыми предметами
- мячами, спринцовками. Очень важный вопрос - прогулки с собакой.
Нельзя отпускать ее без поводка вблизи проезжей части улицы около
шоссе, собака всегда может неожиданно броситься на другую сторону
улицы, увидев другую собаку. Нельзя оставлять собаку одну на улице
в городских условиях, ее могут обидеть, отловить.
Животных нельзя бить, запугивать, хотя выражать свое недовольство
плохим поведением нужно. Нельзя дергать собаку за ошейник, грубо
обращаться с ней во время прогулок - ведь они совершаются для
ее удовольствия и пользы.
Хотя в целом человек использует собаку как домашнее животное -
для охраны дома, как друга, компаньона, несколько столетий назад
человек стал применять собак в медицинском эксперименте. Сначала
опыты шли на животных вообще без обезболивания; в нашем веке большая
часть из них проходит на животном, которому дан наркоз, но эксперименты
продолжают приносить животному тяжелые страдания и кончаются всегда
его смертью. Сейчас для опыта берут все виды животных: кошек,
мышей, крыс, кроликов, собак, обезьян, даже дельфинов. Это область
деятельности человека, по поводу которой уже сто лег идут ожесточенные
споры: нужны ли опыты на животных вообще? Допустимы ли опыты в
цивилизованном обществе? Ряд организаций работает над тем, чтобы
заменить животных в эксперименте другими объектами.
ИГРЫ:
Ролевая игра: один из учащихся "папа" или "мама", второй - ребенок.
Родитель отпускает ребенка погулять с собакой и дает наставления,
что можно и что нельзя делать. Класс следит за диалогом, потом
перечисляет ошибки, допущенные "родителем".
Ролевая игра:
o один из учащихся собака, второй - кошка, они сообщают, что собираются
делать на улице. Им даются советы - что очень опасно, а что не
очень..
o учащиеся составляют "письмо владельцу" собаки или кошки, выбросившего
свое животное.
o учащиеся перечисляют изменения в жизни семьи, которые повлекут
за собой приобретение домашнего животного. Выигрывает тот, кто
назвал больше всего пунктов.
o несколько учащихся описывают критические ситуации, которые возникают
при содержании животного, остальные присутствующие дают советы,
лучший совет завоевывает приз (помните, что бить животное запрещается).
Ролевая игра-шутка: один из учащихся играет роль собаки, он рассказывает
о себе: "Как я воспитываю своего хозяина".
БЕСЕДА:
o Если бы от вас это зависело, всем бы людям вы разрешили держать
собак, кошек? Кому бы не разрешили? Почему? Перечислите причины.
o Что нужно для того, чтобы люди знали, как обращаться с животными?
o Что неправильного можно наблюдать в обращении с собаками? Кошками?
o Имеет право ли человек, который купил собаку и заплатил за нее
деньги, распоряжаться жизнью собаки - убить ее, например?
o Хорошо это или плохо, что собака - собственность человека?
o Если бы вам было нужно для спасения своей жизни, для здоровья
убить свою собаку, вы бы согласились? А собаку вашего знакомого?
А незнакомую вам собаку? (кошку?) Вы согласны, что нужно убивать
собак и кошек, чтобы испытывать па них лекарства? o Вы любите
наблюдать хищников в зоопарке? Почему?
o Вашей кошке понравилось бы жить в клетке? Нравится ли это лисе,
льву, медведю?
o Как может человек познакомиться с животными, помимо зоопарка?
o Как домашние животные общаются друг с другом? С человеком?
o Как выражают эмоции: кошка, собака?
|