Млекопитающие
У животных много сходства с человеком, даже у беспозвоночных;
насекомые, например, "сделаны" по тому же типу: голова - управляющий
орган, туловище - вместилище органов, обеспечивающих жизнь, конечности
- рабочие части. Это сходство усиливается у позвоночных; но млекопитающие,
действительно, устроены как мы. Совпадает все: материал, из которого
мы состоим - кровь, костные и мышечные ткани, устройство и функции
органов, в частности мозга, что особенно важно: у нас одинаковая
деятельность подкорки - те же эмоции. Даже рефлексы одни и те
же: моргание, чихание, зевота. Мы одинаково производим на свет
потомство и выкармливаем его.
Конечно, есть и различия. Разное количество серого вещества мозга,
по-разному развиты функции отдельных органов - в силу различия
образа жизни. В чем-то человек превосходит животное - в его творческой
деятельности, в абстрактном мышлении, а что-то лучше получается
у животных. Мы, люди, утратили экстрасенсорные способности - не
обладаем умением чувствовать приближение опасности, а многие из
животных сохранили эту способность. Некоторые из них лучше видят,
чем мы, лучше слышат, обоняют.
Животные способны на глубокие чувства; эта способность проявляется
у высокоорганизованных животных, у млекопитающих. Известны рассказы
о верности супружеских пар у животных, о преданности животных
людям, о собаках умирающих на могиле своего хозяина, отказывающихся
принять пищу из чужих рук. У Джека Лондона есть волнующий рассказ
о том, как на далеком севере умирал от голода человек. Он постепенно
съел всех собак своей упряжки. Остался вожак, умный и преданный
пес, которого он не решался убить. Но когда человек все-таки решил,
что настала пора убивать и съесть последнюю собаку, пес исчез.
И не появлялся, пока человек с трудом не достиг жилых мест и не
спасся от голода. Тогда собака вернулась к хозяину. Тут поражает
не только ум и сверхчувственные способности животного, но и то,
что собаке не приходило в голову съесть человека, а она тоже умирала
от голода! А вот человек своих "меньших братьев" съел. Внутренний
запрет сделать что-нибудь плохое другому называется моралью, этикой.
В данном эпизоде собака оказалась более этичной, чем человек.
Мы находим в животных то, что мы ищем. Ищем в них съедобное мясо
- и они становятся для нас пищей. Ищем в них тягловую силу - и
они становятся машиной, передвигающей тяжести. Мы намеренно обедняем
свои отношения с животными, не интересуясь их внутренним миром:
их чувствами, умом, восприятием мира. А ведь они могли бы открыть
перед нами особый мир, увиденный их глазами. Мы сводим отношения
с ЖИВОТНЫМИ по большей части к грубой эксплуатации, мы берем и
ничего не даем взамен. Мы не догадываемся о возможности обмена
на более высоком уровне - на уровне чувств и мыслей. Такое общение
с животными является главным условием достижения биологической
эмпатии.
Мы привыкли считать, что если ум устроен не по-нашему, не по-человечески,
то это ущербный ум или его не существует. Но почему другие существа
должны быть точной копией человека, чтобы иметь рассудок и чувства,
и, соответственно, право на жизнь, на защиту от страданий? Животные
понимают наши настроения, наши слова, угадывают наши мысли, а
почему мы так ограничены, что не можем проникнуть в их мысли и
чувства? Великий гуманист нашего времени Альберт Швейцер говорил
полушутя, полувсерьез; "Чтобы понять, есть ли у животных душа,
надо самому иметь душу". Те из нас, кто действительно "имел душу",
находили общий язык с животными. Известны рассказы Серой Совы,
цивилизованного индейца, который удалился жить в глуши, и звери,
перестав бояться его, приходили к его хижине. Известны истории
из жизни русских святых Серафима Саровского, Сергия Радонежского,
которые не боялись диких зверей, те тоже не испытывали перед ними
страха и приходили принимать пищу из их рук. Альберт Швейцер,
который уехал в Центральную Африку, чтобы помогать страдающему
народу этой страны, построил там на свои средства больницу, оказывал
помощь животным наравне с людьми. В его больнице лечились и обезьяна,
и лань, и пеликан. На столе доктора Швейцера всегда стояла чашка
со сладкой водой, которую приходили пить муравьи.
Долгое время животные считались бессмысленными существами, предполагалось,
что у них нет разума, сознания, только одни рефлексы. Принижение
интеллекта животных всегда устраивало человека, потому что облегчало
его совесть - человек утешал себя тем, что животное не может в
полной мере страдать от жестокого с ним обращения. История "знает
еще дальше идущие попытки заглушить угрызения совести в отношении
животных: в XY1I веке французский философ Декарт создал теорию,
согласно которой животные были объявлены простыми механизмами,
не чувствующими и не сознающими ничего. Он утверждал, что животные
даже не в состоянии почувствовать боли, и крики, которые они испускают,
если им причинять мучения, - это звуки, производимые машиной,
наподобие звона пружины в механизме.
Одним из ученых, начавших изучать вопрос рассудка у животных,
был Чарльз Дарвин; позднее его работы были продолжены его учениками.
Ч.Дарвин показал, что у животного реакции на окружающую среду
протекают, как и у человека, по трем типам. Это могут быть и врожденные
рефлексы, и приобретенные, и рассудочная деятельность, представляющая
собой переработку информации, поступающей извне и принятие самостоятельного
решения. Реакция на окружающую среду и постоянное изменение поведения
в зависимости от условий - в этом Дарвин видел доказательство
рассудочной деятельности у животных.
Рассудочной деятельностью животных - точнее, их поведением - занимались
многие ученые; наиболее известный из них - Конрад Лоренц, автор
книг о животных, написавший прекрасную книгу о собаках - "Человек
находит друга". В книге он приводит убедительные примеры сложности
разумной деятельности у собак, которые не только способны тонко
оценивать поведение человека, но и предпринимают иногда попытки
управления человеком. Он рассказывает замечательную историю о
собаке, которая разыгрывала целый спектакль, притворяясь хромой,
когда ей надо было заставить Лоренца идти на прогулку туда, куда
ей хотелось. Лоренц приводит прекрасные примеры глубины переживаний
у собак, их благородства. Он рассказывает о своей собаке, которая
впала в глубочайшую депрессию, когда его призвали в армию и он
уехал из дома на два года. Поведение собаки изменилось, от горя
она стала другим существом, как бы морально опустилась, - стала
пачкать в доме, душить кур. Но стоило вернуться хозяину, собака,
после бурной встречи снова переродилась, все признаки деградации
пропали бесследно. Лоренц описывает случай, когда подрались во
дворе два огромных пса и их бросилась разнимать 1 его маленькая
дочь. Она ухватилась за ошейник двух грызущихся собак, в драке
они повалили ее на землю. Отец выскочил как безумный из дома,
слыша ее крики и думая, что девочку искусали собаки. Но, к его
великому облегчению, двое разъяренных псов, не прикоснулись к
ребенку, потому что у большинства животных есть запрет обижать
детенышей. Этот внутренний запрет причинять зло слабому, называемый
этикой, позволяет думать, что не только человек нравственно совершенствовался
в ходе эволюции, животные тоже шли вперед в своем нравственном
развитии. Сейчас некоторые виды из них могут обнаруживать альтруизм,
готовность проявить заботу о другом, постороннем для него существе.
Замечательным образом проявили себя с этой точки дельфины.
Хотя они живут в иной среде, чем человек, и внешне отличаются
от человека в большей степени, чем другие животные, они ушли далеко
в своем интеллектуальном и нравственном развитии. Никто не знает
случаев, чтобы дельфин нападал на человека; и наоборот известны
факты, когда дельфины спасали утопающих, поддерживая их на поверхности.
Дельфинам известно, что для поддержания жизни нужен кислород,
они выносят на спине новорожденных детенышей, чтобы они могли
вдохнуть впервые воздух. И это умение они используют при спасении
человека.
Во взаимоотношениях с дельфином именно человек поступает неэтично:
вместо того, чтобы общаться с дельфином как с существом интеллектуальным
и альтруистичным, человек отлавливает его способами, при которых
половина дельфинов умирает; помещает дельфинов в бассейны, в которых
эти животные испытывают сильнейшие физические и психические страдания;
экспериментирует на дельфинах; дрессирует, заставляя выполнять
бессмысленные команды. Дельфины, как правило, гибнут в бассейнах
очень быстро, не выдерживая постоянного стресса. Поразительно
поведение обезьян во время одного эксперимента, показавшее, что
эти животные обладают альтруистическими чувствами, доступными
не всем людям. Во время знаменитых опытов американского ученого
Стэнли Милграма на людях участникам было предложено оценивать
ответы человека на экране и при ошибках наказывать его, нанося
ему электрические разряды. За отказ выполнять инструкции - причинять
боль человеку, показываемому на экране, - наказания не полагалось.
Тем не менее, большинство участников эксперимента нажимали на
выключатели, нанося сильные электрические удары человеку, даже
после того, как он начинал кричать и просить о пощаде. Ученые
были поражены жестокостью поведения испытуемых, которые не знали,
что на экране был актер, изображавший сильные страдания. Но вот
эксперименты на обезьянах -мартышках резус - дали совсем другие
результаты. Обезьяна должна была потянуть за две цепочки, чтобы
получить пищу. При натягивании одной из цепочек другая обезьяна
в соседней клетке получала электрический удар. Этот удар был настоящим.
Первая обезьяна должна была выбрать между двумя альтернативами:
или остаться голодной, или бить током другую обезьяну. Большинство
обезьян, подвергавшихся этому эксперименту, предпочитали оставаться
голодными. Одна обезьяна - боясь причинить боль другому животному,
оставалась без пищи в течение 5 дней, а еще одна - голодала 12
дней.
1.БЕСЕДА:
o Можете вы показать, что животные обладают рассудком? o Можете
вы показать, что животные могут чувствовать?
o Можете вы показать, что животные обнаруживают альтруистическое
поведение?
o На каких уровнях можно общаться с животными? На каких хотели
бы вы общаться?
o Что обнаруживают этологи, наблюдая животных (интересное в их
поведении)?
2. ИГРЫ:
1) Нарисуйте таблицу на доске: виды животных и их качества (по
вертикали и по горизонтали) - ум, смелость, трудолюбие, верность
и прочее. Учащиеся ставят оценки каждому зверю и подсчитывают
очки.
2) Несколько учащихся описывают воображаемого хозяина собаки,
кошки - как они обращаются со своими животными. Потом рисуется
таблица с характеристиками хозяев или просто устно ставятся оценки
за разные поступки по отношению к животным. Учащиеся могут играть
роли собак и кошек, принадлежащих этим людям и сами ставить им
оценки.
Ролевая игра:
Учащиеся организуют диспут между картезианцем (сторонником Декарта)
и современным человеком на тему чувствуют ли и думают ли животные.
Приводят доказательства.
Учащиеся чертят таблицу черт сходства и различия между человеком
и определенным видом животных. Смотрят, каких черт - сходства
или различия - больше.
Домашнее задание:
o Сочинение о своем опыте общения с животными, доказывающим наличие
у них ума и чувств.
|