Насекомые
1. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ:
Из членистоногих, конечно, самый замечательный класс - насекомые.
Насекомые воспеты в литературе, изображены в музыке, запечатлены
в изобразительном искусстве; о них сочиняли легенды, им поклонялись
как божествам.
Человека всегда привлекла сложная жизнь насекомых, их необычно
искусный непрерывный труд, их высокая организованность социальной
жизни, сложность отношении между особями. У насекомых - например,
у пчел - существует определенного рода "язык" - умение передавать
информацию от одной пчелы всем остальным. Высокий уровень организации
жизни некоторых насекомых заставляет думать о сложности организации
их нервной системы, управляющих центров. На это указывает и возможность
с их стороны контактов с человеком: известно, что пчелы не жалят
"своего" пасечника, иными словами, они могут узнавать человека
и определенным образом строить свое отношение к нему.
В насекомых нас привлекает, конечно, красота. Насекомые могут
летать, а полет всегда завораживал человека. И, если к этому прибавить
ничем не превзойденную красоту расцветки бабочек, их грацию и
легкость, то не удивительно, что они всегда вызывают у человека
чувство восторга. Замечательно красивы и различные жуки, мухи,
отливающие металлом, распускающие яркие подкрылья. Знаменитый
жук-скарабей, обожествленный в Древнем Египте, имеет необыкновенную
расцветку - кажется, что он сделан из золота.
О замечательной организации труда насекомых, их взаимоотношениях
можно рассказывать очень много. Насекомые - это мир внутри мира
животных, мир еще до конца не изученный. Последние открытия приносят
все новую информацию о насекомых: например, о том, как чувствительны
к запахам бабочки, улавливающие присутствие в воздухе нескольких
молекул ферморонов.
Насекомых отличает от других живых существ доступное только им
чудо метаморфоз, превращение одного существа в другое.
Насекомые - не только часть прекрасного на земле, но и мудрая
созидательная сила. Они - образец многих "добродетелей": трудолюбия,
самоотверженности, верности. Есть среди них и виды, приносящие
другим видам, в частности человеку, вред: саранча, гнус, малярийные
комары к др., от них человек вынужден защищаться; но насекомые
в целом гармонично вписываются в природу планеты; они не разрушают
этот мир, как иногда делает человек, а укрепляют его. Насекомые
оживляют и украшают мир не только своим привлекательным видом,
своей деловитой суетой, но и мелодичными звуками, к которым мы
так привыкли, без которых мир покажется нам мертвым. Это жужжание
мух над цветами, гудение шмеля, трели кузнечиков, цикад, это даже
стрекот сверчка, который для многих представляется символом домашнего
уюта.
Человек охотно изображал в своем творчестве насекомых. Достаточно
вспомнить всем известную басню "Стрекоза и муравей", стихотворение
А.Толстого "Где гнутся над омутом лозы", тоже посвященное стрекозам:
"У нас бирюзовые спинки, а крылышки точно стекло". Великий Шекспир
посвятил несколько строк умирающему жуку в пьесе "Мера за меру":
Несчастный жук, попавший нам под ноги,
В своих физических мученьях такую же боль терпит,
Как и гигант, когда он умирает.
Жук попал и в приключенческую литературу - "Золотой Жук" Эдгара
По. А о шмеле написано музыкальное произведение "Полет шмеля"
композитором Римским-Корсаковым.
Если насекомые попали даже в художественную литературу, то в натуралистической
литературе, им, разумеется, отведено значительное место. Самым
замечательным произведением о насекомых в этом жанре является,
может быть, работа французского натуралиста Ж.Фабра. Всю жизнь
он с глубоким восхищением наблюдал за жизнью насекомых и необычайно
живо описал их в своей книге.
Хотя многие люди искренне восхищаются этими замечательными животными
-насекомыми, - в целом человек всегда относится к насекомым без
капли сострадания. Он эксплуатировал тех, кто был ему полезен,
уничтожал тех, кто ему или не нужен или мешал, даже не допуская
мысли о том, что насекомые, как все живые существа, имеют право
на жизнь: У Э.Хемингуэя есть несколько строчек о муравьях на коряге,
брошенной в костер. Человек сидит и смотрит на их суету, попытку
убежать от подступающего огня. Он выплескивает на них из кружки
остатки чая, который на время может ослабить огонь, но тут же
соображает, что чай только обожжет их. и не поможет спастись.
Человеку лень пошевелиться, ему не приходит в голову, что следовало
бы спасти ни в чем не повинных муравьев.
Каждый квадратный метр почвы, травы, кора старых деревьев, прелые
листья - кишат маленькими беспозвоночными. Люди весной и осенью
бездумно сжигают траву, листья, устраивают пали, и при этом гибнут
бесчисленные крошечные существа, которые только проснулись после
зимы, или которые не успели заснуть осенью. И убивают их без необходимости,
потому что если оставить гнить на месте органический материал,
это будет прекрасным удобрением. Послужив пищей и домом для насекомых,
он обогащает почву.
У насекомых нервная система развита в значительной степени: кроме
нервной цепочки, членистоногие имеют органы чувств: осязания,
обоняния, слуха, зрения. Они хорошо реагируют на внешние раздражения
и, конечно, переживают в полной мере болевые раздражения, угрозу
гибели. Их восприятие мира, поскольку они обладают органами чувств
- видят, слышат, обоняют и поскольку у них значительно развит
инстинкт самосохранения - приближается к человеческому. Поэтому
нет оснований считать, что насекомые ничего не чувствуют. Обращаться
с этими существами как с неодушевленными предметами - большая
жестокость.
Маленьких детей в первые годы их жизни привлекают насекомые: они
не просто рассматривают их, но стремятся поймать насекомое, посадить
в коробку; к этому поощряют их и взрослые. Учащимся следует сказать
о том, что они должны вмешиваться в действия малышей, объяснять
своим братьям и сестрам, что насекомые - живые существа, а не
маленькие машинки. Они тоже хотят жить на воле, и сажать их в
коробку - жестоко, в коробке они погибнут от голода, жажды и страха.
Дети-подростки должны следить, чтобы дети младшего возраста не
разоряли муравейников, не ловили бабочек, не жгли без надобности
листья и травы, где обитают насекомые.
Хотя между насекомыми и человеком, казалось бы, лежит пропасть,
они во многом похожи на нас: они едят, пьют и спят, они оставляют
потомство, трудятся и отдыхают. В их движениях, особенно при работе,
есть много человеческого, их инстинкт самосохранения не отличается
в своем проявлении от поведения людей в минуту опасности. И это
неудивительно: ведь насекомые - такие же дети планеты земля, что
и люди. И для них земля - единственное место обитания. Почему
человек считает, что мир создан для него одного, ведь это мир
и этих маленьких существ тоже; они имеют также право на жизнь,
на воздух, воду, землю планеты, право жить, радоваться солнцу
и давать жизнь следующим поколениям.
Темы беседы:
О ловле насекомых - жуков, бабочек.
Стал бы ты делать коллекцию насекомых? Почему?
Что бы ты сказал, если бы при тебе сажали живых насекомых па булавку
для коллекции?
Можно или нельзя поймать бабочку, подержать ее в руках и отпустить?
Почему? (пыльца на крылышка, хрупкость бабочки).
Стал бы ты дарить сачок малышу?
Что может заменить коллекции насекомых? (имитация)
Как ты строишь свои взаимоотношения с насекомыми, когда приходишь
в
чес?
o Что можно делать в лесу, не повредив его обитателя?
o Чего делать нельзя?
o Как ты можешь лучше узнать о жизни насекомых? Посадив их в коробку
или банку?
o Что будет, если все будут ловить бабочек?
o Что будет с бабочкой, если ее брать в руки? (пыльца)
o Принадлежат ли тебе бабочки? Считаешь ли ты себя в праве убить
их?
o Как вы представляете себе луг, лес без бабочек?
Что вы знаете замечательного - волшебного из жизни насекомых?
(метаморфоз, гибернация, социальная жизнь некоторых насекомых,
и т. д.) Как вы можете защищать жилища насекомых? Что угрожает
насекомым?
ИГРЫ:
1) Представьте себе метаморфоз у человека: во что бы люди, например,
вы и ваши товарищи, превратились. Расскажите о метаморфозе одного
из вас.
2) Вообразите момент, когда пчелы решили создать свою социальную
структуру: разделить обязанности, договориться о языке, распределить
порядок рабочего дня, выбрать жилище. Проведите собрание общины
пчел,
. где каждый выступит с предложением, а затем будут приняты решения
главой улья. Распределите роли между товарищами.
3) Ролевая игра: "Насекомые" отстаивают свое право жить на земле.
Домашние задания:
o Учащимся предлагается понаблюдать за определенным насекомым,
в естественных условиях.
o Учащимся предлагается понаблюдать за миром насекомых: за пнем
или старым бревном, или небольшим участком земли, прудом, зарисовать
и описать результаты наблюдений.
o Учащимся предлагается нарисовать и раскрасить свое "любимое
насекомое" или "самое красивое насекомое".
o Задаются сочинения на тему: "Не трогайте меня, я насекомое".
"Мрачный мир без насекомых" (что делают насекомые), "Чем они на
нас похожи" (о "человеческом" строении и поведении насекомых).
o "Кто на свете всех милее" - рассказ насекомого о себе, с цветной
иллюстрацией.
|