Пресмыкающиеся
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ:
Страх человека перед змеями, унаследованный от его обезьяноподобных
предков, определил его неприязненное отношение не только к этим
животным, но и другим близким к ним хладнокровным животным: лягушкам,
жабам, которые никогда не причиняли человеку вреда. И сами змеи
далеко не так агрессивны и опасны, как принято считать. Натуралисты,
много наблюдавшие змей в естественных условиях, утверждают, что
большинство видов змей не нападают первыми на человека, они могут
укусить, если примут некоторые действия человека за угрозу: например,
если он отрезает их путь к жилищу.
Несмотря на это, человек ведет себя по отношению к змеям удивительно
жестоко, считая правильным убивать подряд всех змей, которые ему
встречаются, В некоторых странах уничтожение змей считается развлечением.
Это неправильные, негуманные действия. Змеи - такие же животные,
как и теплокровные, у них очень высоко организована центральная
нервная система, хорошо развиты - как у высших животных - органы
чувств, они имеют задатки рассудочной деятельности. Известно,
что змей приручают: в Индии, например, змей держат как домашних
животных; кобрам могут поручать охранять детей; ум змей - их "мудрость"
- вошли в поговорку. Поэтому бессмысленное причинение им вреда,
уничтожение этих существ, если они не угрожают человеку, - неоправданная
жестокость, такая же, как издевательство над собакой или кошкой.
Человек еще недостаточно изучил психику змей, они ведут скрытую
жизнь, но есть редкие кадры необыкновенного "танца" змей, снятые
в Индии. Известна музыкальность змей, на чем основана дрессировка
этих животных.
Другое пресмыкающееся, которое почти стало у нас домашним животным
- черепаха. Ее приобретают часто, потому, что она неприхотлива,
не требует особого ухода. Но черепаха нуждается, как и все животные,
в обществе себе подобных; она стремится исследовать всю территорию,
на которой может свободно ходить и беспокоит своим непрерывным
шуршанием. Держать же черепаху в маленьком террариуме - это обречь
ее на тюремное заключение. Поэтому лучше не заводить это животное
тем, кто не любит черепах по-настоящему и не готов терпеть их
напористый характер.
Сейчас организации по защите животных уже ряд лет ведут компании
по защите крупных черепах, обитающих в теплых морях; их жестоко
уничтожают местные жители, ставя некоторые виды под угрозу уничтожения.
Домашние задания:
Написать сочинения на темы: "Меня зовут мудрой", "Хотим ли мы,
змеи, войны", "Почему я, черепаха, сижу в стеклянном ящике?"
Птицы
1. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ:
Для многих людей птицы - любимейший вид существ. Человека восхищает
в них красота оперения и изящество форм, музыкальный голос и способность
летать. Их легкость, хрупкость, беззащитность тоже привлекают
к ним сердца людей, Птицы действительно необыкновенные существа,
это самые артистичные создания на земле: они поют и танцуют, их
полет исполнен грации, красота их оперения ни с чем не сравнима:
сверкающее, как драгоценные камни, оперение павлинов и фазанов,
ослепительный наряд попугаев, порхающие, как живые цветы, колибри
- поражают яркостью и красотой. Но и наши северные птицы очень
красивы; самые обыкновенные, хорошо знакомые нам: ворона, сорока,
снегирь, синица, дятел - необыкновенно эстетичны своей сдержанной,
но гармонично подобранной расцветкой, тонкими сочетаниями черного,
серого, синего и красного. Они прекрасны своей пластикой, отточенностью
движений, стремительностью и легкостью полета. Полет птиц всегда
зачаровывал человека. Самым живописным называют полет сороки:
ее как бы ленивые взмахи крыльев, сопровождаемые ритмичными движениями
хвостом, вырисовывают сложный плавный узор. Парадный фрак вороны,
черный элегантный костюм с красной шапочкой дятла, вспыхивающий,
как цветок; красный нагрудничек снегиря, мерцающий синим наряд
синицы - все это несравненные произведения искусства природы,
которым человек может только подражать.
Как бы мы не восхищались птицами, мы должны помнить, что красота
эта не создана специально для нас, для услаждения нашего слуха
и зрения. Птицы - это высоко развитые существа, которые радуются
и страдают, как и люди, и также хотят жить своею жизнью. У птиц
очень сложное строение головного мозга, хорошо развитая центральная
нервная система и развитые подкорковые отделы мозга, поэтому они
могут переживать сложную гамму чувств: радость, испуг, удовольствие,
привязанность; птицы чувствуют боль, как и мы с вами, эмоционально
реагируют на внешние раздражения. Птицы могут оценить ласковое
отношение к ним человека; привыкнуть к нему узнать его, обнаруживать
привязанность к нему. Люди, державшие ворон, рассказывают, что
ручная ворона может заботливо и осторожно расчесывать у человека
брови и ресницы, не задевая глаза, потому что она понимает, какой
чувствительный и важный орган глаз.
Птицы могут проявлять глубокие эмоции - это заботливые, самоотверженные
родители; пингвиниха, например, стоит не шевелясь, сутками на
льду, согревая яйца, положив их сверху себе на лапы; куропатка
отводит собаку от гнезда, притворяясь раненой.
У птиц прекрасная память, что тоже свидетельствует о высоко развитом
мозге; птицы умеют и считать. Умственная организация различна
у различных видов птиц. Наблюдения этологов (специалистов, изучающих
поведение животных) - К.Лоренца (Германия), Л. Крушинского (Россия)
показали, что особенно высокой организованностью отличается рассудочная
деятельность врановых, они могут обнаружить очень сложное поведение,
гибко реагировать на различные ситуации, изобретательно находить
различные решения. Так, вороны сбрасывают с высоты на асфальт
орехи, чтобы расколоть, размачивают в лужах сухой хлеб, дразнят
вдвоем собаку с костью: одна клюет собаку в хвост, вторая - ждет,
когда собака обернется и выпустит кость из зубов.
Птицы способны к обучению, известно, что любители соловьиного
пения подсаживают молодых соловьев в клетку к опытным певцам,
где они перенимают музыкальные фразы другой птицы. Любители канареек
учат также их пению, наказывая птицу за "ошибки".
"Обучение" канареек - один из примеров жестокого обращения человека
с птицами. Человек всегда полагал, что может распоряжаться их
жизнью, лишать их свободы - самого дорогого для птицы, созданной,
чтобы парить в небе, проделывать многие километры в день. Как
ни удобна клетка - она всегда тюрьма для птицы. Поэт в своем знаменитом
стихотворении так и назвал клетку темницей: "Я отворил окно темницы
воздушной пленницы моей". В стихотворении говорится, что птица
"так запела, улетая, как бы молилась за меня". В действительности
известно, что выпущенные на свободу птицы обычно не выживают,
потому что в неволе утрачивают навыки жизни на свободе. Поэтому
посаженная в клетку птица - погубленная птица. Она тяжело переносит
одиночество, неподвижность и первое время не прекращает попыток
вырваться на волю.
Но певчие и декоративные птицы - далеко не самые жестоко эксплуатируемые
существа этого класса. Гораздо безжалостнее человек ведет себя
по отношению к домашней птице: курам, гусям и др. Человек не только
отнимает у них жизнь, и делает это жестоким способом, он также
превращает их жизнь в мучения на птицефабриках, там кур содержат
в маленьких клетках, где они не могут повернуться. В тесноте,
в постоянном cтpecce, птицы выщипывают друг у друга перья, их
ноги изуродованы от содержания на проволочном полу, их инстинкты
подавлены: они не могут не разгрести землю, не поискать корма,
не погулять. Они никогда не видят солнца, не выходят из своих
клеток.
За рубежом сейчас проходит движение общественности за запрещение
такою рода содержания кур - называемого батарейным; люди отказываются
покупать яйца батарейных кур и не едят куриного мяса. Это тоже
одна из альтернатив, которую выбирает современный человек. Чтобы
не потерять покупателей, многие фермеры начинают разводить кур
"на свободном содержании" и продают яйца с соответствующей надписью.
2. БЕСЕДА:
o Нужно ли заводить комнатных птиц? Почему?
o Хорошо ли птицам в клетке? Хорошо ли их выпускать?
o Слетки и птицы с травмой - кого из них можно подбирать?
o Можно ли любить птицу и покупать птиц в клетке?
o Как можно установить контакты с птицами? (помощь птицам, подкормка).
o Нужно ли приручать диких птиц - брать корм и т. д. (опасность
их oтловa другими).
o Хорошо ни ловить диких птиц, торговать ими? Любят ли птицы свободу?
Как они это выражают?
o Почему сажают птиц в клетку: потому что очень любят их или наоборот?
o Что думает птица в клетке, видя летающих птиц?
o Могли бы вы убить канарейку? Снегиря? Утку? Гуся? Кого из них
могли бы вы съесть?
o Можете ли вы убить цыпленка, который сидит у вас в руках? А
бройлерную курицу?
o Что надо сделать, чтобы человеку не хотелось убивать птицу?
Ролевая игра: диалог вороны и человека (о их взаимоотношениях).
Домашние задания
Написать сочинения на темы:
"Я - ворона" (воробей, синица, канарейка, попугайчик). (Может
быть выполнено устно, тогда разыгрывается как игра).
План сочинения:
o Как я выгляжу, почему я красива?
o Где я живу?
o Что я ем?
o Как я рощу своих детей?
o Как ко мне относятся люди?
o Что мне хочется изменить в отношении ко мне людей?
o Что я больше всего люблю и не люблю?
2) "Какой бы птицей я хотел стать?"
3) "Птица и ее проблемы".
|