Рыбы
1. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ:
Рыбы - это животные, значительно более высоко организованные и
ближе стоящие к человеку, чем любые беспозвоночные животные. Все
позвоночные существа проходят в утробном развитии стадию рыбы.
Рыбы воспроизводят в своем строении схему, присущую всем позвоночным,
в том числе и человеку: позвоночный столб и отходящие от него
конечности, расположение внутренних органов, строение головы.
И сам набор внутренних органов у рыбы одинаков с человеком (не
считая плавательного пузыря): сердце, желудок, кровеносная система,
нервная система. Рыбы имеют центральную нервную систему, построенную
по типу, как и у других позвоночных: имеется головной мозг, спинной,
хорошо развитые органы чувств. Наличие центральной нервной системы
означает, что рыбы способны испытывать боль так же, как и теплокровные
животные, как человек; они дают такую же физиологическую реакцию
на боль, как и другие животные. В частности это наблюдается при
отлове рыбы сетями, что причиняет им сильные мучения, вызывает
смертельный страх. Наличие высоко развитой нервной системы объясняет
сложность поведения рыбы, способность рыбы к общению: известно,
что рыбы не "немы", как это долгое время думали, они испускают
под водой разнообразные звуки. Рыбы играют, узнают других рыб
своего вида, хищника по его силуэту, умеют держаться вместе, определенным
образом реагируют на людей. Любители подводного плавания отмечали,
что рыбы могут привыкнуть к человеку и являться за подачкой, как
это делают другие дикие животные.
Сложность поведения рыб проявляется и при выращивании ими потомства
(оберегание гнезда), при миграции нерестовых рыб.
Рыбам присуща особая, ни с чем не сравнимая эстетика. Жизнь в
водной среде придала им необычайную грацию движений, быстроту
и легкость. Чешуя рыб светится как драгоценные камни. Не только
экзотические рыбы с их фантастическим нарядом, даже oбычные рыбы
наших северных рек и озер необыкновенно красивы в своей стихии.
Не удивительно, что многие любят держать дома аквариумы, чтобы
наблюдать постоянно волшебный подводный мир. Правда, сказать,
что любители аквариумов любят рыб, было бы неверным: нельзя по-настоящему
любить того, кого лишаешь свободы. Но особое несравненное удовольствие
- наблюдать рыб в их родной стихии. Для этого нужна только маска-очки.
И перед глазами открывается сказочно-красивый подводный мир, пронизанный
золотистым светом, где рыбы, как танцоры, грациозно движутся взад
и вперед. Можно понять любителей подводного плавания, которые
годами готовятся к спуску под воду в тропических морях, где они
смогут наблюдать фантастических жителей морских вод. Природа создала
необыкновенных подводных существ: рыбу-шар, рыбу-пилу, рыб-гигантов,
например, тунца, и рыб-крошек, летающих рыб. Но даже самые маленькие
рыбешки приобретают красоту и поэтичность под водой. Вытащенные
из воды рыбы блекнут, становятся жалкими погибающими существами.
Рыбы так же мучительно гибнут, как и другие живые существа: истекая
кровью, с разорванным ртом, задыхаясь от удушья. Человек в течение
всей своей истории относится к рыбам одинаково: oн использовал
их в пищу, убивая их, сколько хотел и как хотел. И если великий
Пифагор обращался к людям с призывом: "Хитросплетенные сети, крючки
с смертоносной наживой бросьте! Доверчивых рыб не ловите обманом
коварным", то это был глас вопиющего в пустыне. Только в нашем
веке появились люди, которые предложили альтернативы различным
действиям человека, в частности они предлагают не использовать
в пищу рыб, потому что человек может хорошо прожить, питаясь растительной
пищей. Они предлагают не убивать рыб, а любоваться ими.
БЕСЕДА:
o Стали бы вы ловить рыбу в аквариуме на крючок?
o Что чувствует рыба на крючке?
o Что бы вы сказали рыбам, если бы вы были рыболовом и вдруг перестали
им быть?
o А что рыбы, если бы умели говорить, ответили вам?
o Если бы у вас была возможность помешать рыбе умереть, вы бы
воспользовались ею?
ИГРЫ:
Ролевая игра:
1) Несколько учащихся "становятся рыбами" и рассказывают, что
им нужно, чтобы они жили спокойно и счастливо.
2) Игра "Угадай". Несколько учащихся поочередно описывают от лица
рыбы свой внешний вид, свой образ жизни, место обитания, а остальные
учащиеся отгадывают, какая это рыба. это рыба.
Домашние задания:
o Задать учащимся сочинения на темы: "Что в рыбах самое ценное",
"Роль человека в жизни рыб", "Я - рыба".
o "Мои враги" (рассказ рыбы).
o Дать задание понаблюдать за рыбами в естественных условиях и
описать наблюдение. o Нарисовать самую красивую рыбу, раскрасить
ее.
Лягушка
Лягушка - замечательное существо. Все ее, наверное, видели, но
не обратили внимание, как она красива. Известный натуралист Дж.Даррел
восхищался красотой жаб и писал так: "Они сидели у меня на ладонях,
похожие на слегка спущенные воздушные шары, мигали своими прекрасными,
из золотистой филиграни глазами и старались поудобнее устроиться
на моих пальцах. Жабы смотрели на меня очень доверчиво, и, казалось,
их широкие, толстогубые рты раскрываются в робкой, растерянной
улыбке".
("Моя семья и другие звери", М., 1986, с. 139)
Пусть наши русские лягушки не так красивы, как те, которых видел
на острове Корфу Дж.Даррелл, они, все равно, по своему привлекательны,
у них нежная расцветка кожи, разного цвета спинка и брюшко, глазки
как янтарь, деликатные пальчики на лапках. Кожа у лягушки нежная
и прохладная как у плода.
Лягушка замечательна еще и тем, как устроен ее рот. У всех животных
- и у человека, тоже - язык прикреплен к глотке, конец его у зубов
- свободно движется. А у лягушки -наоборот: конец языка обращен
вглубь рта. Когда лягушка видит комара, севшего перед ней на травинку
или листик, она открывает рот и со всего размаху выкидывает язык:
хлоп! И накрывает насекомое.
Лягушку отличает и то, что она - певица. Другие животные: черви,
раки, моллюски -молчат 0сю жизнь, а лягушка летними вечерами распевает
во весь голос. Горло у нее раздувается, чтобы трель была громче
и дольше. Может быть, лягушки и не умеют петь, как соловьи, но
так прекрасно слушать их трели вечером у пруда: светит луна, пахнет
влагой, в темноте поблескивают глаза певцов, и радость поющих
лягушек передается и человеку.
Пусть лягушка кажется неповоротливой, вы можете счесть ее не очень
умной, но лягушка такое же чувствующее существо, как и мы с вами.
А, может быть, и больше нас с вами. У лягушки чрезвычайно восприимчивая
кожа: она не только покрывает тело, но лягушка еще и дышит ею
- поэтому лягушке очень мучительно перегревание и пересыхание
кожи. У лягушки высоко развита центральная нервная система - она
может ощущать боль так же, как человек. Поэтому обращаться жестоко
с лягушкой, делать ей больно - так же нехорошо, как обижать собаку,
кошку, ребенка. Лягушка не может пожаловаться, позвать на помощь,
но и она может издать писк при сильном ужасе или боли.
БЕСЕДА:
o К нам прилетели инопланетяне. У них прохладная влажная кожа,
большие рты как у лягушек. Это разумные добрые существа, с высоким
уровнем цивилизации. Вы подадите им руку, хотя у них только три
пальца и влажная ладонь? Если вы не сделаете этого, они обидятся.
Какое решение вы примете?
o Если вы увидите лягушку, которая не может выбраться из ямы и
гибнет там? Вы поможете ей спастись, вынете ее из ямы и посадите
в тень, в укромное место?
o Что важнее - как выглядит существо или, что оно чувствует? Что
для вас важнее: знать, что вы спасли живое существо, или, что
вы не выпачкали рук?
o Перед вами па земле сидит лягушка и смотрит на вас со страхом,
она не знает ваших намерений, не знает, как вы к ней относитесь.
Что вы ей могли бы сказать, если бы она понимала человеческий
язык?
o Что вы подумаете о человеке, который убил лягушку; что вы ему
могли бы сказать?
Домашние задания
1) Собрать все, что говорится о лягушке - в прозе, поэзии, в музыке.
2) Сочинения на темы: "Я и лягушки ", "Музыкальные жители пруда
", "Враги
лягушки".
3) Нарисовать или вылепить лягушку.
|