ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ
ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ
1. Как вы докажете, что в червяке нет ничего противного?
2. Каковы доказательства, что червяк чувствует боль?
3. Может ли быть этичным отношение к беспозвоночным, например,
к червяку?
4. Почему чувство боли присуще всем живым существам?
МОЛЛЮСКИ
1. Чем можно доказать, что нервная система моллюска более высоко
организована, чем таковая у червя?
2. Каких высокоорганизованных моллюсков вы знаете?
3. Чувствует ли что-нибудь прудовик или беззубка, если начать,
ломать их внешнюю оболочку?
РЕЧНОЙ РАК
1. Почему рак исчезает?
2. Как человек относится к раку?
3. Выделите черты сходства рака с человеком.
НАСЕКОМЫЕ
1. Что нравится человеку в насекомых?
2. Как понимать выражение, что у насекомых высокая организованность
социальной жизни? Приведите примеры.
3. Приведите примеры сложного поведения насекомых,
4. Приведите примеры более тонко, чем у человека, устроенных органов
чувств у насекомых,
5. Почему мы не должны причинять вреда насекомым (речь не идет
о защите от агрессивных насекомых, таких, как гнус и др.)?
6. В каких случаях человек без надобности губит насекомых?
7. Где можно найти насекомых в природе?
8. Правильно ли собирать коллекции насекомых?
9. Правильно ли накалывать насекомых на булавку для коллекции?
10. Можно ли брать в руки бабочек?
11. Почему метаморфоз насекомых - замечательное явление?
РЫБЫ
1. Какие сходные черты строения рыбы и человека вы можете указать?
2. Немы ли рыбы?
3. Чувствуют ли рыбы?
4. Как доказать, что рыбы чувствуют боль?
5. Хорошо ли рыбам в аквариуме?
6. Где лучше всего наблюдать рыб?
7. Что в рыбе самое драгоценное?
ЛЯГУШКА
1. Безобразна ли лягушка?
2. Что замечательного в строении лягушки, об ее поведении вы знаете?
3. Как нужно обращаться с лягушкой, если вы ее увидите?
4. Много ли осталось лягушек в природе?
5. Как вы расскажете маленькому ребенку, что лягушку не надо бояться?
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
1. Почему люди боятся пресмыкающихся, в первую очередь змей?
2. Может ли змея чувствовать, понимать? Докажите наличие рассудка
у змеи.
3. Может ли человек дружить со змеей?
4. Следует ли нападать на змею, если ее встретишь?
5. Все ли змеи агрессивны? Что надо делать при встрече со змеей?
6. Удобна ли черепаха как домашнее животное?
ПТИЦЫ
1. Что привлекает человека в птицах?
2. Какими замечательными способностями птицы обладают?
3. Приведите пример красивой птицы из местных видов.
4. Есть ли у птиц рассудок? Назовите умных птиц?
5. Докажите, что ворона - очень умная птица.
6. Могут ли птицы быть дружны с человеком, быть привязанным к
нему? Дайте примеры.
7. Одобряете ли вы содержание птиц в клетках?
8. Что происходит с птицей, содержащейся в клетке и выпушенной
на волю?
9. Нужно ли подбирать в природе птенцов, едва начинающих летать
(слетков)?
10. Можно ли сказать, что домашние птицы - куры, гуси - чувствуют
и понимают, как и
дикие?
11. Могут ли они ценить свободу?
12. Почему для птицы мучительно "батарейное" содержание на птицефабриках?
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
1. Дайте черты сходства между млекопитающими и человеком.
2. Есть ли разница в эмоциях у человека и млекопитающего животного?
3. Доступны ли животным этические чувства? Приведите примеры.
4. Какие формы контакта могут быть у человека с животными?
5. Может ли животное однозначно понимать человека и человек -
животное?
6. Может ли животное испытывать сильную любовь к человеку?
7. Может ли человек любить животное по-настоящему?
8. Как вы понимаете слова "любить животное по-настоящему"?
9. Почему дикие животные боятся человека? Возможно, чтобы они
перестали бояться его?
10. Приведите примеры поведения животных, которое можно назвать
благородным,
великодушным, самоотверженным, бескорыстным, гуманным.
11. Можно ли сказать, что человеку близки хищники, потому что
они умнее, благороднее
других животных, глубже чувствуют?
12.Объясните, почему вы любите то или иное животное?
13.Следует ли защищать от жестокого обращения какие-то определенные
виды животных
или их всех?
14.Почему дельфинам тяжело жить в бассейне?
ХИЩНЫЕ
1. Какие хищники ближе всего человеку? Почему?
2. Можно ли сказать, что собаки лучше волка и заслуживают доброго
обращения с ним, а волки нет?
3. Является собака полной собственностью хозяина, как неодушевленный
предмет? Если нет, то почему?
4. Что нужно собаке, чтобы она была счастлива?
5. Нужно ли всем иметь собаку?
6. Может ли человек приобретать собаку из эгоистических соображений?
7. Можете ли вы доказать, что кошки очень умны?
8. Можете ли вы привести примеры экстрасенсорных способностей
у собаки или кошки?
9. Могут ли домашние животные: собака; кошка - также переживать
горе, бояться боли, как и человек (из ваших личных наблюдений)?
10. Можно ли бить животных?
11.Что нужно сделать, чтобы кошка полюбила вас?
12. Правильно ли убивать домашних животных: для экспериментов,
для получения меха? Вы бы одели пальто из собаки, кошки?
1З. Из кого пальто вы бы одели, если не из домашних животных?
14. Нуждаются ли домашние животные в нашем сострадании, защите?
А какие? В чем
разница в переживаниях дикого и домашнего животного?
15.Ваши собака убила бы вас для спасения своей жизни? А вы ее?
А кошка?
16.Вам нравится видеть хищников в зоопарке? Счастливы ли они?
17.Ваша кошка была бы счастлива в клетке?
18.Почему животные в цирке выполняют трюки? Как их заставляют?
(дрессировка, битье). Вы любите ходить в цирк?
ПРИМАТЫ
1. Опишите черты сходства обезьяны и человека.
2. Опишите особенности поведения обезьяны, сближающие ее с человеком.
3. Какие качества у обезьян в естественных условиях вы можете
назвать, которые делают их неопасными животными?
4. Считаете ли вы, что человек может ловить обезьян, ставить на
них эксперименты, умерщвлять их?
5. Докажите высокий уровень рассудочной деятельности у обезьян?
6. Считаете ли вы, что обезьяна может иметь право жить, где ей
хочется, иметь семью?
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ
1. Можете ли вы доказать, что сельскохозяйственные животные -
высокоорганизованные существа?
2. Что вы можете сказать об условиях интенсивного выращивания
скота?
3. Считаете ли вы допустимым, что некоторые люди едят собак? Кого,
вы считаете, следует есть?
4. Полезно ли животноводство для планеты?
ДВИЖЕНИЕ В ЗАЩИТУ ЖИВОТНЫХ
!. Какова цель организаций по защите животных?
2. На что направлено законодательство по защите животных?
3. От кого защищают эти организации и закон животных?
4. Нужно ли защищать животных?
5. Есть законодательство такого рода в России? Какое?
6. Что значит - "альтернативы использованию животных"? Какие альтернативы
вы знаете, почему они могут потребоваться?
7. С какими жестокостями в жизни вы не согласны? Что бы вы предложили?
8. Можно ли реально что-то изменить в мире в лучшую сторону, чтобы
животным жилось лучше? Примеры.
9. Какие альтернативы для себя вы считали бы приемлемыми?
СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМА
1. Каковы источники загрязнения планеты?
2. Какой вклад вносит каждый из нас?
3. Как бороться с устранением этих источников?
4. Чем грозит для животных загрязнение планеты?
5. Какой образ жизни ориентирован на защиту природы?
6. Потребительское отношение к окружающему миру. В чем оно выражается?
7. Какой образ жизни целесообразен, полезен?
8. Какой план сохранения животных на планете вы бы предложили?
|