МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ К ПРОГРАММЕ ПО БИОЭТИКЕ ДЛЯ ВУЗОВ
Задача данного курса биоэтики - приобщить студентов естественных
отделений - будущих ветеринарных врачей, биологов, медиков, которым
предстоит работать с животными, к наиболее современным понятиям,
оценкам в области отношения человека к животным. В определенной
степени взгляды студентов определяются традициями во взаимоотношениях
человек/животное и чаще всего не подверглись тем изменениям, которые
произошли в сознании современного западного человека.
Успехи физиологии, этологии (наука о поведении животных) однозначно
доказали наличие у животных рассудочной деятельности, эмоций.
Еще в прошлом столетии Ч.Дарвин и его последователи показали,
что животное руководствуется в своем поведении не только условными
и безусловными рефлексами, но и адекватно оценивает окружающую
ситуацию, иными словами, думает. Наблюдения Л.Крушинского за млекопитающими,
птицами доказали разумное поведение животных; этолог К.Лоренц
раскрыл в своих работах сложный мир собаки, ее глубину эмоций.
Хотя была научно доказана способность животных чувствовать, понимать,
страдать и радоваться на практике люди исходили из предпосылки,
что животные лишены всех этих качеств и представляют лишь подручный
материал, "ресурс", сырье, животные использовались как неодушевленные
вещи, этическая сторона обращения с ними игнорировалась. Тем не
менее, признание того факта, что животные могут чувствовать, заставило,
в конце концов, людей пересмотреть свои взгляды на отношение к
животным.
Свидетельством этому явилось создание законодательства по защите
животных от жестокого обращения; быстрота, с которой законодательство
принималось в странах Европы, показывает, что вопрос защиты животных
был достаточно назревшим. То, что проблеме отношения к животным
придается все большее значение в современном мире, свидетельствует
тот факт, что зоозащитные документы принимаются на все более высоком
уровне: не только на национальном уровне, но и на международном.
Примером могут служить Европейские конвенции по защите животных
(сельскохозяйственных, экспериментальных, домашних - животных-компаньонов).
Примечательно, как меняются формулировки в конвенциях - более
категорично обязывая человека быть гуманным по отношению к животным.
Если в Конвенции от 1968 г. задача конвенции определялась как
предотвращение страданий животных, то в Конвенциях 60-х гг. провозглашается
нравственный долг человека перед всеми живыми существами. Совет
Европы, принявший данные Конвенции, был создан как орган, имеющий
целью защиту прав человека; в то же время Совет Европы считал,
что достоинство человека предполагает защиту животных от страданий.
Гуманное, этичное отношение к животным стало признаком цивилизованности
человека. Именно биоэтика рассматривает принципы этичного отношения
ко всем живым существам.
При чтении курса биоэтики существенно подчеркнуть необходимость
занимать те нравственные позиции, которые стали достоянием цивилизованного
общества. Вторым важным моментом является мысль о том, что та
или иная традиция (в отношении к животным, например), та или иная
нравственная оценка носит ограниченный, исторически обусловленный
характер, т.е. переходящая, а не носит абсолютный характер. Эту
мысль убедительно иллюстрируют примеры обращения с животными в
разных странах в различные эпохи. Если у нас вызывает отвращение
жестокость людей эпохи средневековья, протыкавших вертелом живых
свиней, то так же какие-то действия в отношении животных наших
современников смогут вызвать шок у человека будущего столетия.
Поэтому целесообразно оценивать действия в отношении животных
с позиций разума и нравственности, а не придерживаться бездумно
установившихся традиций. Таким образом, большое значение приобретает
подчеркивание исторического характера человеческих взглядов, представлений.
Одним из таких представлений, глубоко укоренившихся в сознании
западного человека, т.е. продукта западной культуры, является
мысль об абсолютной важности человека, его абсолютной ценности,
и отсутствии какой-либо ценности, присущей животному, самоценности
животного. Лозунг "все для человека" отрицал какое-либо право
животных на какие-либо блага: пищу, территорию, кров, а, следовательно,
и право на жизнь. Этот лозунг, понятый буквально, помог подготовить
почву для экологической катастрофы на земле и явился причиной
бесчисленных жестокостей по отношению к животным, в значительной
части бессмысленных. Необходимо подчеркнуть моральную и историческую
несостоятельность антропоцентризма, его наивность в свете учения
о космическом пространстве и жизни во вселенной, и противо-
поставить ему другой принцип - нравственного долга наиболее сильного
и мудрого существа перед более слабыми сопланетными жителями,
нуждающимися в его защите.
Биоэтика является молодой наукой, и многие ее понятия могут показаться
парадоксальными для студента, противоречащими привычным для него
понятиям. Задача преподавателя - предвосхитить возникающие вопросы,
показать логичность излагаемого материала, расширить границы знания
и понимания студента, показать связь излагаемых идей с историей
человечества. В методических указаниях выделяются те разделы,
понятия, которые требуют осмысления для начинающего изучать эту
науку. Второй раздел методических указаний содержит дополнительный
оригинальный материал - отрывки из произведений автора, изучаемых
в курсе биоэтики.
Ниже приводятся комментарии к отдельным главам пособия "Биоэтика
в высшей школе".
|