ПРИЛОЖЕНИЕ III
Освобождение животных. Новая этика нашего обращения с
животными
Питер Сингер Нью-Йорк, 1975 г.
Предисловие
(сокращено)
Эта книга о тирании человеческих существ над нечеловеческими существами.
Эта тирания причиняла и причиняет столько боли и страданий, что
ее можно сравнить с многовековой тиранией белых людей по отношению
к черным. Борьба против данного вида тирании так же важна, как
любая из нравственных и социальных проблем, которые отстаивались
в последние годы.
Большинство читателей посчитают то, что они сейчас прочли, несуразным
преувеличением. Пять лет назад я сам посмеялся бы над теми утверждениями,
которые я теперь изложил с полной серьезностью. Пять лет назад
я не знал, что знаю сейчас. Если вы прочитаете эту книгу внимательно,
обращая особое внимание на вторую и третью главы, вы будете знать
значительную часть того, что знаю я об угнетении животных, насколько
это возможно уместить в книге. Тогда вы сможете судить сами, является
ли первый абзац вступления несуразным преувеличением или трезвой
оценкой ситуации, в целом не знакомой широкой общественности.
Эта книга не о домашних любимцах. Ее вряд ли приятно будет читать
тем, кто думает, что любовь к животным заключается только в поглаживании
кошки или кормлении птичек в саду. Книга скорее предназначена
для людей, кто стремится положить конец угнетению и эксплуатации,
где бы они не имели места, и которые заинтересованы в том, чтобы
основной нравственный принцип равного соблюдения интересов - не
ограничивался произвольно по отношению к членам нашего собственного
биологического вида. Предположение, что для того, чтобы заинтересоваться
такими вопросами, нужно быть "любителем животных", само по себе
показывает полное отсутствие понимания основной вещи: что нравственные
нормы, приложенные к людям, могут распространяться и на другие
существа. Никто, кроме расиста, стремящегося запятнать своих оппонентов
как "обожателей нигеров", не скажет, что для понимания проблемы
равенства угнетенных расовых меньшинств нужно любить эти меньшинства
или находить их забавными и миленькими. Почему же выдвигать эти
условия в отношении людей, кто стремится улучшить условия существования
животных?
Отношение к тем людям, кто протестует против жестокости к животным,
как к сентиментальным, эмоциональным "обожателям животных" привело
к тому, что вся проблема нашего обращения с существами, не людьми,
не вышла в круг обсуждаемых серьезных политических и нравственных
проблем. Легко видеть, почему мы так поступаем. Если бы мы всерьез
рассмотрели этот вопрос, если бы мы, например, ознакомились с
условиями, в которых содержатся животные на современных "фабриках-фермах",
которые производят для нас мясо, мы бы чувствовали себя неловко,
вспоминая о бутербродах с ветчиной, ростбифе, жареных курах и
прочих блюдах в нашем рационе, о которых мы предпочитаем не думать,
как о мертвых животных.
Эта книга не является сентиментальным призывом сочувствовать "симпатичным"
животным. Убой лошадей или собак на мясо не больше приводит меня
в негодование, чем убой свиней для этой цели, когда Министерство
обороны США узнает, что использование биглей для испытания смертельно
опасных газов вызвало взрыв протеста и предложило вместо этого
использовать крыс, меня это не успокаивает.
Эта книга является попыткой обдумать - тщательно и последовательно
- вопрос о том, каким должно быть наше обращение с нечеловеческими
существами. Книга также вскрывает те предрассудки, которые лежат
в основе нашего отношения к животным и поведения.
Когда приходится описывать неприятные вещи, было бы нечестно пытаться
выбрать нейтральный путь и скрыть самое неприятное. Нельзя писать
правду об экспериментах нацистских "врачей" в концентрационных
лагерях над теми, кого они считали "недочеловеками" и не испытывать
волнения; то же касается некоторых экспериментов, проводимых сегодня
на животных в лабораториях в Америке, Британии и в других странах.
Протест против обоих видов экспериментов однако оправдан не с
точки зрения эмоций. Следует обратиться к основным принципам морали,
которые мы все признаем: наш разум, а не эмоции требуют, чтобы
эти принципы использовались в обоих случаях.
Название книги имеет важный смысл. Движение за освобождение означает
требование положить конец предвзятому отношению и дискриминации
на основе произвольных характеристик, такой как расовая или половая
дискриминация. Классический пример - движение за освобождение
негров.
Для перспектив развития движения за освобождение животных очень
важным является тот факт, что почти все члены группы угнетателей
непосредственно заинтересованы в сохранении этого угнетения. Очень
мало людей рассматривают проблему отстранено, без личной заинтересованности,
как, например, это было в случае белых с Севера, протестовавших
против института рабства в Южных штатах страны. Людям, которые
ежедневно съедают кусочки убитых нечеловеческих существ, трудно
поверить, что они поступают плохо; и, кроме того, они с трудом
могут себе представить, что еще они могли бы есть. Они извлекают
пользу - или, по крайней мере, думают, что извлекают пользу -
из того обстоятельства, что интересы нечеловеческих существ теперь
не принимаются во внимание.
Привычка. Это главная преграда на пути движения за освобождение
животных. Привычка не только питаться определенным образом, но
и думать, и выражать мнение - всех их требуется изменить.
|