Раздел 1
При изучении принципов этичного отношения к животным также необходимо
подчеркнуть тот факт, что наиболее распространенная мировоззренческая
позиция на Западе - лишь один из различных типов мировоззрения,
который связан с определенной исторической эпохой, с характером
цивилизации, развивающейся в определенных регионах. Речь идет
о мировоззренческой позиции, называемой антропоцентризмом. Антропоцентризм
оправдывал многие действия человека, в частности, разрушение человеком
окружающей среды на начальных этапах этого процесса. В то же время
биоцентрическое мироощущение отвергало жестокое отношение ко всему
живому.
Знакомство человека с альтернативными взглядами на окружающий
мир позволяет ему сделать свободный выбор самостоятельно давать
нравственные оценки фактам действительности. Именно эту цель преследует
приводимый анализ этико-философских учений и мировоззренческих
концепций.
Утверждая, что животные имеют право на защиту от страданий и что
нравственный долг человека как существа более высокоразвитого,
этического и разумного, - защищать их, философы-этисты исходили
из убеждения, что животные способны понимать и чувствовать, что
происходит с ними. Именно то обстоятельство, что животные способны
переживать страдания, как и человек, делает проблему защиты их
от страдания столь весомой. Отсюда - важность обсуждения фактов,
иллюстрирующих рассудочную, эмоциональную деятельность животных,
чувствительность к физическим воздействиям.
Раздел 2
История отношения человека к животным, что нормы обращения с животными
значительно отличались в различные эпохи и у разных народов. При
изучении этой темы необходимо довести до понимания студентов,
что традиции обращения с животными, к которым они привыкли, не
являются чем-то незыблемым, не подлежащим критике; отношение человека
к животным колебалось от культа животных в Древнем Египте до неприкрытого
садизма в эпохи средневековья и Возрождения в Европе. Приготовление
пищи из живых животных, травля привязанных животных как популярное
развлечение, которые вызывают у современного человека отвращение
и которые были запрещены законом, воспринимались как норма поведения
римлянами в античную эпоху, англичанами лишь в несколько сотен
лет назад.
Раздел 3
При изучении общественного движения в защиту животных важно подчеркнуть,
что появление законодательства в защиту животных свидетельствует
о том, что общество признало аморальность жестокого обращения
с животными, признало долг человека защитить их от жестокого обращения
и права животных на такого рода защиту. Фактически создание законов,
карающих жестокость по отношению к животным, доказывает частичный
переход человечества на биоэтической позиции, поскольку человеку
стали отказывать в его праве, провозглашенном антропоцентрическим
учением, произвольно совершать жестокие действия по отношению
к животным.
Россия отстала от западных стран - и не только западных - в вопросе
создания правовой защиты животных от жестокого обращения, однако
за последние несколько лет наша страна стала быстро наверстывать
упущенные возможности, и начало создаваться и приниматься региональное
и даже федеральное законодательство по защите животных.
Раздел 4
Студентам необходимо ознакомиться с учениями выдающихся философов
и гуманистов различных эпох, философия которых была по своей сути
биоцентрической, - Буддой, Пифагором, Францизском Ассизским, Иеремией
Бентамом, Альбертом Швейцером. Знакомство с основными положениями
философии этих замечательных людей не только расширит кругозор
студентов, но и поможет им сформировать свою нравственную позицию
в вопросах этики отношения к животным.
Особый интерес представляет анализ концепции прав животных, которая
является наиболее современным изложением биоэтических идей с использованием
с профессиональной глубиной философских, теологических аргументов,
а также достижений социологии, этологии и психологии, поскольку
создателями концепции прав животных были выпускники наипрестижнейшего
университета в мире - Оксфордского, докторами психологии, философии,
богословия. Мало известная до последних лет в нашей стране эта
концепция получила значительный резонанс в западном мире. Заслуживают
внимания аргументы доктора богословия Эндру Линзи, а также его
единомышленника религиозного философа XVIII в. X. Приматта. Э.
Линзи- автор богословских трудов, в которых он в доходчивых выражениях
отстаивает право животных на защиту от страданий, их самоценность
в глазах Бога и роль человека как хранителя слабых.
Раздел 5
Сравнительный анализ важнейших религий мира показывает, что основой
их всех является призыв к милосердию, т.е. их нравственная суть
едина. В то же время обращает на себя внимание тот факт, что в
стране древнейшей цивилизации - Индии - религиозный подход к вопросам
милосердия, этики наиболее прогрессивный, фактически это биоэтическая
позиция, когда руководящим принципом в поступках человека должен
стать принцип ахимсы - не причинения зла никому, когда ответственность
человека не только перед своим видом, но перед всеми живыми существами
почитается наиболее высокой нравственной позицией. Более варварское
состояние народов на Западе обусловило более примитивное понимание
нравственных истин, раскрытых в религиях их великими основателями.
|