ВВЕДЕНИЕ
Слово "этика" имеет своими синонимами слова "нравственность",
"мораль" и определяется как ответственность за другого; как форма
сознания этика предполагает заботу о другом, как норма поведения
-действия, направленные на благо другим. Биоэтика - это этика,
понимаемая более широко: если, раскрывая понятие этики, под "другим"
мы понимаем человека, то для биоэтики этим "другим" становится
любое живое, чувствующее существо, в первую очередь, человек и
животные.
Следует привлечь внимание студентов к тому факту, что этические
понятия не являются чем-то универсальным, неизменным во все эпохи
и для всех народов. В действительности понятие нравственного,
понимание этического долга - т.е. ответственности за другого -
менялось на протяжении развития человеческого общества. И по мере
того, как человек рос духовно, расширялось его представление о
моральном долге перед другими. Можно сказать, что эволюция человека
проходила в направлении развития его альтруизма, его чувства сопереживания
и чувства справедливости по отношению к другим людям.
Тот этап развития человеческого менталитета, на котором находится
сейчас общество, - промежуточный. Часть человечества отрицает
равные права всех людей на свободу, благополучие, не усматривает
морального долга каждого человека по отношению ко всем остальным
людям, проводя дискриминацию по половому, по расовому, национальному
признакам, т.е. отстает в своем развитии от большинства, закрепившего
идеи равенства, гуманизма в законодательных документах. В то же
самое время часть человечества уже преодолела тот рубеж в своем
духовном развитии, который считается их нормой в современном обществе,
и раздвинуло рамки понятия этики. В конце прошлого века была предложена
концепция универсальной этики. Мысль о том, что нравственность
- это ответственность за всех, не причинение страдания любому
существу, которое может страдать, далеко не нова и высказывалась
величайшими этистами различных эпох (см. разделы 4 и 5), нашла
отражения в мировых религиях Востока и, наконец, была сформулирована
как основное положение универсальной этики Альбертом Швейцером.
Не только представление об этике, но отношение человека к животным,
к окружающему миру живого менялось в различные эпохи (см. раздел
2), то отношение, которое можно наблюдать сейчас, - это лишь этап
движения общества более высокой ступени духовного и нравственного
развития.
|