Воспитание этичного отношения к животным как часть нравственного
воспитания
Задача нравственного воспитания - формирование
этичного человека. Как указывалось выше, этика понимается как ответственность
перед окружающими в самом широком смысле. Но человек может чувствовать
ответственность за окружающих и действовать в их интересах только,
если он способен к сопереживанию, к восприятию чужой боли. Поэтому
нравственное воспитание, в первую очередь, должно иметь задачей
формирование у ребенка милосердия, доброты, способности к состраданию.
Практически это сводится к созданию ситуаций, когда ребенок выступает
в роли лица, совершающего акт милосердия, когда он получает удовлетворение
от того, что кому-то реально помог. Для маленького ребенка таким
слабейшим, нуждающимся в его добром поступке, может быть только
животное. Окружающие ребенка взрослые до такой степени сильнее ребенка,
что любая ситуация, когда ребенок "оказывает помощь" взрослому,
страдает нарочитостью.
В отличие от взрослого, для ребенка контакты с животными гораздо
более важны, потому что их уровни восприятия мира сближены, поведение
тех и других носит также черты сходства; кроме того, ребенок живо
познает мир и для него представляют интерес даже такие просто устроенные
существа, как насекомые и другие беспозвоночные.
Ребенок легче эмпатирует, т. е. смотрит на мир глазами другого существа,
и ему гораздо легче поэтому сопереживать с другим существом. Известно,
что дети более отзывчивы в отношении животных, более обостренно
переживают то, что происходит с животными. Для детей жестокий поступок
по отношению к животному воспринимается как тяжелая драма; жестокость
родителей к животным иногда служила причиной отчуждения ребенка
от родителей, неприязни к ним.
Следовательно, отношение детей к животным - это та область деятельности
ребенка, где можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание.
Кроме прямой цели: воспитания доброго отношения к животным, уважения
к их жизни, - при этом достигается и другая цель - формирование
нравственного человека в целом. Милосердие, доброта, отзывчивость
- это черты характера, которые являются базовой характеристикой
личности, неотъемлемы от нее. Если человек научился сопереживать
с другим существом - пусть это животное - он также сочувственно
отнесется к чужой боли, если страдает человек.
Сейчас становится очевидным, что взаимоотношения человека с окружающим
миром должны отвечать принципам универсальной этики Швейцера - человек
должен уважать все живое. Это принцип биоцентризма, и в случае формирования
у ребенка биоцентрического мировоззрения, выигрывает и общество:
биоцентрическое мировоззрение предполагает уважение к интересам
всего живого, и людей, и животных.
Пути формирования этичного отношения к животным
Этичное отношение ребенка к животному должно начать формироваться
в семье с первых лет жизни ребенка. Главным воспитывающим фактором
является пример родителей и других взрослых, окружающих ребенка.
Доброе обращение с домашними животными: исключение грубого обращения
с ними, причинения им боли, внушения страха - должно стать нормой
отношения к животным для ребенка. Взрослые должны с серьезностью
относиться к потребностям животных, удовлетворять не только их потребности
в пище, воде, моционе, но и в общении; животные могут страдать от
одиночества, бездействия, скуки. Из поведения взрослых ребенок должен
усвоить, что животные - тоже члены семьи, что их потребности важны,
что они могут чувствовать и понимать окружающее в большой степени,
как и люди. Ребенок может понять, когда взрослые испытывают ответственность
за судьбу животного, за его психическое и физическое состояние,
- и для ребенка становится нормой помнить об интересах животного.
Воспитывающим моментом для ребенка может служить не только обращение
с домашними животными; взрослые должны всегда комментировать поведение
или состояние животных, которых ребенок наблюдает в природе. Взрослый
должен рассказать о жизни животного: муравья, червя, жука, гусеницы,
вороны, воробья; показать, как осмысленно поведение каждого; отметить
ум вороны и воробья, плодотворный труд муравья, рассказать о будущем
чудесном превращении гусеницы в бабочку; указать на недопустимость
причинения им боли или умерщвления их. Ребенок должен почувствовать
в словах взрослого его уважение к жизни этих существ, восхищение
их гармоничным слиянием с природой, их эстетическим обликом.
Этичное отношение к животным продолжает формироваться у ребенка
в школе. Сейчас подготовлен новый учебник для школы "Биоэтика в
школе", который должен использоваться на уроках природоведения и
уроках биологии.
Рассматривая методику формирования этичного отношения учащихся к
окружающему миру на уроках природоведения и биологии, можно выделить
следующие три принципа.
Принцип первый. Формирование этичного отношения ребенка к окружающим
происходит через воздействие на эмоции ребенка - "путь через сердце".
Выбор этого пути диктуется возрастными особенностями учащихся, которые
острее воспринимают эмоциональную информацию, чем рациональную;
хотя в каждом случае эмоции и подкрепляются рациональными аргументами.
Но последние не должны стать основой этой программы обучения. Особенно
следует избегать ссылок на "пользу" животного. Такого рода мотивы
не имеют отношения к этике взаимоотношений человека и животного.
Положительные эмоции у ребенка могут быть сформированы, если раскрыть
перед ним самостоятельную ценность животного, его способность чувствовать
боль и радость, способность думать; если указать на красоту животного,
высокую организацию его поведения, сложность эмоций и рассудочной
деятельности.
Принцип второй. Принцип воздействия на эмоции ребенка и подростка
диктует необходимость использования также принципа активности, т.
е. личной заинтересованности в судьбе животного, личного участия
в судьбе животного, в различных формах; сбор информации о нем, деятельность,
приносящая пользу животному, дискуссии, касающиеся вопросов отношения
к животному. Учащиеся в классе и при выполнении внеклассных работ
обсуждают проблемы, связанные с жизнью животных, помогают животным,
наблюдают за ними, читают о них, пишут сочинения, рисуют животных,
играют в ролевые игры, представляя себя на месте животного.
Принцип третий. Формирование этичной личности воспитателя. Важнейшим
воспитывающим фактором при осуществлении данной программы становиться
личность учителя. Только его искренняя заинтересованность в теме,
доброе отношение к животным убедят детей в серьезности того, что
он рассказывает. Формальный подход к осуществлению программы этического
воспитания приводит к пустой потере времени.
Учитель биологии в средней школе призван формировать у учащихся
новое отношение к окружающему миру, учить их не просто предмету,
фактам о разных видах животных, но этике, положительным эмоциям,
новой философии отношения к окружающему миру. Новые требования к
преподаванию биологии нуждаются не столько в других учебниках, сколько
в методике ведения занятий, в атмосфере, созданной вокруг фактов
учителем, в новой личности учителя. Поэтому подготовка учителей
для преподавания курса биоэтики при прохождении биологии заключает
не только освоение нового подхода к преподнесению материала, но
важнейшим моментом является формирование положительного отношения
самого учителя к предмету биоэтики, положительных эмоций по отношению
к различного вида живым формам.
Наблюдение детей и подростков за животными подразумевает наличие
каких-либо объектов наблюдения, деятельности ребенка. Здесь необходимо
сделать несколько оговорок. Имеющееся у некоторых педагогов мнение
о том, что детям полезно наблюдать животных, содержащихся в живом
уголке в школе, в принципе неверно. Одной стороной организации живых
уголков является отсутствие штатных сотрудников по уходу за животными,
хороших помещений, что приводит к содержанию животных в недопустимо
плохих условиях; возникают проблемы ухода за животными в каникулярное
время. Живой уголок становится школой жестокости по отношению к
животным, бездушного и безответственного к ним отношения. Но даже
в том случае, если усилиями преподавателей и сотрудников школы живой
уголок содержится в хорошем состоянии, четко определены обязанности
детей и взрослых по уходу за животными, даже в этом случае живой
уголок приучает детей к мысли, что это этично - лишить свободы животное,
посадить его в тюрьму, пусть благоустроенную, для увеселения человека.
Если стремление животного к свободе не имеет значения, тогда почему
другие потребности должны иметь значение для человека? И мы снова
возвращаемся к идее вседозволенности со стороны человека по отношению
к животному. Поэтому ребенку лучше рекомендовать наблюдать домашних
животных, которые не сидят в клетках, а живут в комнате с человеком,
или рядом с его домом, наблюдать диких животных: птиц, насекомых
и др.- в их свободном состоянии.
Есть и еще одно неправильное мнение о том, как следует воспитывать
у детей доброе отношение к животным - приобретать для ребенка животных.
Ребенок не может нести ответственность за животное не только потому,
что он не имеет денег покупать пищу для животного, своего дома,
чтобы его держать и пр. Ребенок может заиграться и забыть о животном,
оставить его голодным, ненапоенным, так как раньше он не представлял,
какая это скучная обязанность. Сама идея дарить животное, как неодушевленный
предмет, неэтична. Животное в доме - член семьи, и решать вопрос
о приобретении животного нужно всей семье, распределив обязанности
по уходу за животным, определив свои возможности - держать животное
до его естественного конца. Ребенок не может оценить всей важности
этого шага, и его мнение о необходимости приобретать животное не
должно приниматься во внимание. Никому ненужное в семье, мешающее
животное - это не объект для воспитания добрых, гуманных чувств
у ребенка. Стремление приобрести ребенку "породистого" животного
отрицает этику отношения к животному, оно перестает цениться за
свои истинные качества - характер, природную красоту, а ценится
только его стоимость и "породность".
Интересный пример практического использования принципов биоэтики
при обучении в средней школе - экспериментальная программа обучения
в начальной школе, проводимая в Коста-Рике с 1989 года. Программа
финансировалась обществами по защите животных - Всемирным обществом
защиты животных и Королевским обществом по предотвращению жестокого
обращения с животными (Великобритания), она получила поддержку костариканского
правительства, органов образования страны и самих учителей. Цель
программы - воспитание у детей уважения ко всем формам жизни, друг
к другу, бережное отношение к окружающей среде. С 1992 года программа
использовалась в 1-4 классах, по ней обучалось более 12 000 детей,
в 1993 году - уже более 20 000 детей.
Особенностью программы является ее междисдиплинарность - идеи ответственности
перед всеми формами жизни развиваются при изучении различных предметов.
Принципом обучения биоэтичному отношению к миру является развитие
положительного эмоционального отношения к другим формам жизни, к
животным, а также к другим людям. Метод формирования эмоций предполагает
активное поведение детей в процессе обучения: активный сбор и обсуждение
информации, личное участие в контактах с изучаемыми объектами; это
способствует формированию личного отношения ребенка к другим существам.
Активное участие учителя в деятельности учащихся и его положительное
отношение ко всем живым формам являются также обязательным условием
успешного осуществления программы.
Задания, которые выполняют учащиеся, направлены на то, чтобы вызвать
у детей сострадание к животным, ответственное отношение к ним. Перед
учащимися ставят такого рода задачи: показать, что все живое на
земле взаимосвязано и все живые формы важны. Учащимся показывают
картину, где нарисованы различные объекты живой и неживой природы:
солнце, птица, облако с дождем, лошадь, цветок, человек и пр. Детей
спрашивают: "Что случится, если растения исчезнут?", "Что случится
с животными, если не будет воды?". Затем детям дают задание соединить
на картинке линиями предметы, которые связаны между собой в своем
существовании.
С целью пробуждения у детей интереса к различным формам живых
существ им предлагают наблюдать в природе за фауной около пня или
упавшего ствола дерева и нарисовать картинку на тему: "Животные,
которые живут внутри пня, на нем, под ним, над ним и вокруг него".
Чтобы сформировать у детей чувство ответственности за природу, сострадания
к живым существам, проводится обсуждение картинок, изображающих
лесной пожар, охоту, вырубленный лес и белку около пней, обработку
ядами и мертвого животного. Детям предлагается рассказать, что люди
делали, прежде чем наступила показанная ситуация.
Деятельность учащихся связана с экскурсиями, наблюдениями (самостоятельными),
учащиеся пишут сочинения, играют в ролевые игры, рисуют, ведут дискуссии,
решают проблемы.
Экспериментальная программа доказала свою эффективность. В 1991
году и в 1992 году были проведены тесты с целью определения изменений
в отношении детей к окружающему миру, животным и людям после прохождения
программы по сравнению с контрольными группами. 81% учащихся, обучающихся
по экспериментальной программе, показали этичность отношения к окружающему
миру, животным и экологическую грамотность. Успеху программы способствовало
положительное отношение к ней родителей детей, энтузиазм учителей,
а также хорошая оснащенность школ красиво оформленными пособиями.
Учителя, участвовавшие в программе, получили специальную подготовку.
В России также идет процесс гуманизации образования. Учебники .для
средней и высшей школ по биоэтике призваны воспитывать у учащихся
и студентов уважение к жизни - к животным, к природной среде, к
человеку. Такая последовательность учитывает возрастные особенности
детей, когда ребенку легче проявить сострадание к животному, как
к слабейшему.
Особенно важно развитие биоэтического мышления у студентов ветеринарных
и биологических факультетов вузов, которым предстоит работать с
животными или преподавать биологию.
Имеет право на существование новый термин - ветеринарная биоэтика
- принципы этичного отношения к животным ветеринарного специалиста.
Система подготовки ветеринарных специалистов за рубежом давно направлена
на выпуск ветврачей, проникнутых важностью оказания помощи животному.
В сельскохозяйственных вузах России подготовка ветеринарных врачей
должна помочь будущим специалистам ориентироваться в их работе на
потребности животного, видеть в них чувствующих существ, имеющих
самостоятельную ценность, а не просто орудия удовлетворения потребностей
человека. В центре внимания ветеринарного врача должно оставаться
животное.
Система подготовки биологов также должна позволять воспитывать у
будущих педагогов и исследователей уважение к любой жизни, понимание
животного и сочувствие к нему. Хотя отношение человечества в целом
к животным во многом не отвечает принципам этики и биоэтики, каждый
вклад в укрепление биоэтических взглядов приближает время их полной
победы. Именно ветеринарные специалисты и биологи должны показывать
путь к гуманизации отношений человека и животных.
Т.Н. Павлова,
Биоэтика в высшей школе
|