История этики защиты животных и ее современный этап
Р. Райдер
International Committee RSPCA
Многие древние римские и греческие писатели
описывали связь, отношение к животным - Плутарх, Овидий. Но в общем,
больше всех - Аристотель. Аристотель утверждал, что животным не
хватает души, мышления, поэтому у нас с ними нет ничего общего.
Поэтому, утверждал он, не может идти речь ни о какой справедливости
по отношению к ним. Аристотель также отрицал какой-либо моральный
статус у женщин и рабов. Только греки-мужчины (вроде Аристотеля)
могли иметь моральный статус!
Древние египтяне восхищались животными. Свидетельство тому - их
искусство. У них были любимцы - животные, и они даже мумифицировали
их. Геродот говорил, что существовал даже закон, защищающий жизнь
диких животных, но мы не уверены, что основа тому - уважение к животным
как таковым или религиозные причины. В Европе не отмечены случаи
поклонения животным, как на Востоке, в буддизме. Хотя в христианстве
встречаются случаи спасения благодаря животным. До нас дошли истории
спасения животных от охотников, заботы о них. Отцы восточной церкви,
в особенности проповедовали уважение к животным. Иоанн Креститель
проповедовал любовь к животным не ради нужд человека, но чтобы славить
создателя. "Создатель любит и людей и животных, - утверждал
Креститель. - Мы должны проявлять заботу и доброту к ним по многим
причинам, но основная - потому, что они похожи на нас". Святой
Базилик тоже проповедовал доброе отношение "к нашим братьям
меньшим". Чувство родства с животными присутствовало в христианстве
до 1300 г., но потом стало меняться. Это было вызвано появлением
чумы, развитием Ренессанса и писаниями Фомы Аквинского.
Появились первые признаки негативного отношения к животным. Аквинский
развил теорию Аристотеля и привнес ее в западное христианство. Появились
виды спорта, связанные с жестоким обращением с животными. Декарт
утверждал, что животные не чувствуют боли, поэтому мы можем обращаться
с ними, как с кусками дерева и камня. Только с 1700 г. в таких странах
как Англия и Скандинавия мы нашли свидетельства сопротивления этой
жестокости. Ученые и писатели начали борьбу с жестокостью по отношению
к животным. К ним примкнули философы и поэты. Роберт Бернс преследовал
тиранию по отношению к животным. Писатель Т. Лэйн - тоже. В 1822
г. два известных политика - Р. Мартин и Т. Эрскин убедили Британский
парламент утвердить закон о наказании за жестокость к животным.
Другие северные страны последовали его примеру. С 1866 г. к ним
присоединились Америка, Канада, Австралия, другие страны. Постепенно
отношение к животным менялось. Появились организации по защите животных.
Первая - Организация по Защите Животных была основана в 1824 г.
в Лондоне. Сейчас это самая влиятельная организация в мире. Интересно
отметить, что она была основана политиками, которые были известны
своими реформаторскими позициями и критическим отношением к рабству.
Поэтому ясно, что благополучие человека и животных часто тесно взаимосвязаны.
Немного позже, в 1800-х гг. ярые феминисты, такие как Ф. Кобб, опять
подняли вопрос об отношении к животным. Связь между феминистами,
антирабской позицией и ценителями животных объясняется стремлением
помочь угнетенным. В 1800-х гг. было сделано для этого много. Л.
Толстой был участником этого движения.
Столетие между 1815 и 1914 гг. было временем прогресса для животных.
Почему я отмечаю этот период? Потому что войны препятствуют прогрессу.
После войны, развязанной Наполеоном, наступил прогресс. Американский
прогресс начался после гражданской войны 1860-х гг. Первая мировая
война остановила движение в защиту животных, и не было времени его
возобновить до войны 1939-1945 гг. Много времени ушло на восстановление
и только с 1960-х гг. новое поколение Запада стало наводить порядок.
Зародилось новое движение в защиту животных. И опять в Великобритании,
против жестоких видов спорта, против экспериментов над животными.
С 1914 г. развилась технология применения животных для разведения,
в исследовательских работах. Некоторые оксфордские ученые посвятили
свои работы этике взаимосвязи животных и человека. В 1970 г. я ввел
термин "спесиецизм". В 1975 г. П. Сингер - участник группы
в Оксфорде - опубликовал "Свободу животных". Книга имела
большой успех, особенно в США. В Великобритании им проложен путь
к современной кампании по узакониванию запретов на применение животных
- в лабораториях, фермах, для развлечений, дома. Права животных
широко обсуждаются на Западе. Но мы не ограничиваемся философией.
В 1979 г. многие из нас приняли участие в обсуждении законов о животных
в Британии накануне выборов. Это применялось не только в Великобритании,
но и в Европейском Союзе. В Британии издано около 30 таких законов
в защиту животных, в Европейском Союзе - 20 директив и законов.
Девять стран присоединились к Европейскому Союзу с 1992 г. Создана
специальная комиссия по защите животных в Европейском Союзе. Это
действительно прогресс. После десятилетий бездействия опять началась
новая кампания! Действительно, последние 30 лет продемонстрировали
беспрецедентный прогресс!
Есть научные доказательства того, что животные чувствуют боль
и страдания, как и человек. Первое, это ясно из их поведения. Когда
им больно, они скулят и визжат, как и мы, и стараются избавиться
от причины боли. Когда животное испугано, оно дрожит, как и мы,
или убегает, как мы. То есть, они в случае боли и страданий ведут
себя аналогично. Научные исследования доказали, что когда мы испуганы,
в мозге происходят определенные химические изменения. Эти изменения
обнаружены в мозге млекопитающих, рыб, птиц и рептилий. Когда мы
испуганы, наша нервная система начинает действовать по-другому,
то же происходит и с животными. Как и у нас, эти химические вещества
попадают в кровь животных. Повышается уровень кортизола, изменяется
ритм сердца, меняется кровяное давление. Такие же изменения происходят
у животных. Животные чувствуют, страдают от боли и радуются комфорту.
Эти чувства помогают нам и животным избежать опасности. Эти чувства
помогают выжить. Есть 4 свидетельства того, что животные страдают:
поведение, изменение биохимического состояния, физиологическое состояние
и способность выжить. Конечно, я не могу абсолютно точно доказать,
что еще кто-то страдает от боли. Но действительно то, что животные
страдают и боятся как вы и я.
Это очень важно для этики. Потому что боль (и страдания) - это
центральная концепция этики. В большинстве этических систем то,
что вызывает боль и страдания - это от дьявола.
В последние тридцать лет область прикладной этики распространилась
на Запад. И способы обращения с животными стали частью этой этики.
С 1970-х гг. был взрыв интереса к моральному состоянию животных.
Но началось это еще 200 лет назад, когда люди стали задумываться,
такие ли животные, как мы? Ходили анекдоты о лошадях, которые могли
считать, собаках, которые понимали все, что говорят люди. Если так,
почему мы всегда обращались с животными, как с рабами? Можно ли
использовать их для спорта, охоты, есть их? Это все называют сентиментальной
чепухой. Бог дал их нам для использования. Некоторые повторяют слова
Декарта о том, что животные не чувствуют боли. Другие говорят, что
с ними можно обращаться как угодно, потому что они не говорят.
В 1789 г. британский философ И. Бентам писал: "Взрослая лошадь
или собака конечно мудрее тех, кому неделя, месяц от роду. Но если
наоборот? Вопрос не в том, мыслят ли они? Не в том, умеют ли говорить.
А в том, страдают ли они?"
Моральные основы дарвинизма в отношении обращения с животными
только сейчас начинают реализовываться. Ч. Дарвин сам понимал, что
мы обращаемся с животными как с рабами. Он отмечал сходство строения
мозга у животных и человека. И кроме того, он утверждал, что мы
тоже животные. Мы связаны с ними эволюцией. Почему же мы обращаемся
со своими двоюродными братьями так жестоко? Мы держим их на фермах.
Мы откармливаем их. Мы режем их на бойнях. Мы сажаем их в клетки.
Мы проводим над ними болезненные опыты. Мы подвергаем их электрошоку.
Мы ловим их в капканы. Мы убиваем их забавы и спорта ради. Так ли
надо обращаться с родственниками?
Мы живем в период моральной революции. Мы переоцениваем нашу мораль.
Мы вовлекаем животных - наших братьев по эволюции, в сферу морали.
Мы расширяем границы традиционной морали и права, чтобы дать место
и им. Как однажды сказал И. Бентам, другие животные тоже нуждаются
в защите под сенью закона, как мы.
Проще говоря, это вопрос морали. Я верю, что нет научных и логических
причин, почему нам не привлечь всех животных, способных к страданиям,
в сферу морали.
Опубликовано: Міжнародний симпозіум "Біоетика
на порозі ІІІ тисячоліття".
Харьков, 2000. Стр. 11-16.
|