Центр защиты прав животных "Вита",
Международное сообщество за гуманное образование ИнтерНИЧ
www.vita.org.ru, www.interniche.org/ru E-mail:vita-russia@yandex.ru
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Большинство западных стран давно взяли курс на коренное изменение
системы образования в медико-биологических и ветеринарных вузах.
Проводимая ранее практика экспериментирования на животных подверглась
критике как со стороны учёных, так и общественности. Эксперименты
на животных были признаны малонаучными и жестокими, воспитывающими
бессердечие у будущих врачей и биологов. В связи с этим преподавателями
были разработаны высококачественные альтернативные методы, позволяющие
полностью исключить использование животных на занятиях. В настоящее
время в учебных заведениях Нидерландов, Швейцарии, Аргентины,
Словакии больше не проводится вивисекция; альтернативные методы
обучения используются в большинстве вузов Италии, Швеции, Англии
и Германии. При этом качество образования улучшилось.
Движение за гуманное образование добралось до России лишь в последние
несколько лет. Первыми ласточками стали Украина и Беларусь, где
ряд вузов уже несколько лет назад перешли на альтернативное образование.
"Сейчас мы изменили всю программу практических занятий по физиологии
и анатомии и полностью отказались от использования животных в
образовательном процессе. Компьютерные программы по анатомии позволяют
студентам видеть тела и структуры в различных проекциях и планах"
- пишет в своём докладе "Обучение физиологии возможно без убийства"
Николай Макарчук, заведующий кафедрой физиологии и анатомии Киевского
национального университета им. Т. Шевченко
Фото 1. Проф. Макарчук демонстрирует разработанную им комп.
программу-альтернативу опытам на животынх
Российские вузы начали проявлять интерес к гуманизации образования
в течение последних 2 лет. Именно тогда российское отделение ИнтерНИЧ
(Международное сообщества за гуманное образование) и Центр "Вита"
предоставили вузам на бесплатную апробацию альтернативы к опытам
на животных.
В этом году глава ИнтерНИЧ Ник Джукс посетил Россию с целью пропаганды
гуманных методов обучения. Во время турне по вузам России (с 12
по 26 октября )Ник, сотрудники российского отделения ИнтерНИЧ
и Центра "Вита" продемонстрированы самые интересные и современные
альтернативы к опытам на животных, специально привезённые из Англии:
пластиковые модели животных, муляжи собак и кошек, попавших под
машину (для тренировки оказания первой помощи), видеофильмы, компьютерные
программы и др.

Фото 2. Путешествие ИнтерНИЧ Киев-Москва. Ник Джукс с тренировочным
манекеном "Джери"
17 октября ИнтерНИЧ и "Вита" провели в Москве пресс-конференцию,
на которой было объявлено о вручении гранта в размере 20.000 евро
тем преподавателям, студентам или общественным организациям, которые
предложат самый эффективный проект по замене подопытных животных
в учебном процессе.
Пресс-конференция и выступления ИнтерНИЧ и "Виты" в вузах получили
широкое освещение на каналах российского телевидения и в печатных
изданиях.
Самые первые российские вузы, сказавшие "нет" убийству на занятиях.
Великолукская государственная сельскохозяйственная академия
Великолукская государственная сельскохозяйственная академия (ВГСХА)
одна из первых апробировала компьютерные программы, видеофильмы
и др. альтернативы к опытам на животных, предоставленные российским
отделением ИнтерНИЧ. 26-27 октября 2005 года ИнтерНИЧ и "Вита"
посетили академию и провёли встречу с преподавателями и студентами

Фото 3.Аудитория кафедры физиологии.
Теперь здесь не проводятся опыты на животных.
"Мы были приятно удивлены огромным энтузиазмом, проявленным преподавателями
академии, выразившими готовность перейти на гуманные методы обучения
студентов. Благодаря компьютерным программам, подаренным ИнтерНИЧ,
ВГСХА с этого года отменила опыты на животных, проводимых ранее
в рамках физиологии и др. дисциплин внутри факультета технологии
животноводства" - говорит Ник Джукс. "Теперь виварий кафедры физиологии
переоборудован в ветклинику, в которой студенты помогают опытным
врачам лечить больных животных, а также проводить благотворительные
операции по стерилизации бездомных животных"

Фото 4. Вет.клиника ВГСХА (бывший виварий,
где содержались подопытные животные)
Инициатором нововведения стал первый проректор по учебной работе
ВГСХА, доктор биологических наук Сулейманов Фархат Исмаилович,
который проявил необычайную прогрессивность взглядов в отношении
новых образовательных технологий и способствовал внедрению альтернатив
в академии. "По курсам физиологии, морфологии, зоологии и ветеринарии
альтернативы могут, в достаточной степени заменить опыты на животных.
На факультете технологии животноводства имеются три видеокласса
и один компьютерный класс. Следует отметить, что студентам нравится
работать с виртуальными компьютерными программами, и они предпочитают
их вивисекции. Альтернативы дают возможность студентам лучше усвоить
материал по тем дисциплинам, где необходимо проводить опыты на
животных и одновременно несут огромное этическое, воспитательное,
экологическое и гуманное значение, а также для академии имеют
ещё и материальную выгоду" - считает Фархат Исмаилович.

Фото 5. Сулейманов Фархат Исмаилович во время лекции ИнтерНИЧ
рассказывает о решении перехода на альтернативные методы обучения
Санкт-петербургскская государственная академия ветеринарной медицины
24 октября 2005 года стал решающим днём для подопытных животных,
ранее использовавшихся на кафедре фармакологии Санкт-петербургской
государственной академии ветеринарной медицины (СПГАВМ). В этот
день между ИнтерНИЧ и зав. кафедрой Соколовым В.Д. было подписано
историческое соглашение о полном прекращении проведения опытов
на животных. Осуществление этого проекта стало возможным благодаря
сотрудничеству с ИнтерНИЧ и помощи британской организации IAAPEA,
которая выделила средства на покупку компьютеров и компьютерных
программ. ИнтерНИЧ и "Вита" выражают благодарность IAAPEA за предоставленную
помощь.

Фото 6. Зав. Каф. Фармакологии Соколов В.Д. подписывает соглашение
о прекращении опытов на животных

Фото 7. Студенты после лекции ИнтерНИЧ в СПГАВМ изучают альтернативы
к опытам на животных
25 октября ИнтерНИЧ и "Вита" организовали в Санкт-Петербурге пресс-конференцию,
посвящённую решению кафедры фармакологии СПАГВМ об отмене опытов
на животных. На пресс-конференции глава ИнтерНИЧ Ник Джукс, региональный
представитель ИнтерНИЧ в России и директор "Виты" Елена Маруева
продемонстрировали альтернативы к опытам на животных. Преподаватели
кафедры фармакологии Новосадюк Татьяна Владимировна и заведующий
кафедрой Соколов Владимир Дмитриевич рассказали о своём решении
перейти на альтернативные методы обучения.

Фото 8. Пресс-конференция ИнтерНИЧ и "Виты" в Санкт-Петербурге

Фото 9. Преподаватель кафедры фармакологии Новосадок Т.В.
В этот день должны были проводиться опыты на крысах по изучению
анестезии. Впервые в истории академии студенты проводят виртуальные
эксперименты, использую компьютерную программу "Анестезия животных-компаньонов",
предоставленную ИнтерНИЧ
Таким образом, эти 3 дня (24 - 26 октября) стали поворотным моментом
в судьбе тысяч крыс, лягушек, мышей, кроликов, собак и др. подопытных
животных, которые используются студентами медико-биологических
и др. вузов.Мы надеемся, что другие российские вузы последуют
примеру Санкт-Петербуржской и Великолукской академии, которые
проявили мудрость, смелость, и сострадание, и которые, теперь,
несомненно, пополнили список гуманных и прогрессивных вузов мира.
Спасибо всем, кто помогал ИнтерНИЧ и "Вите" в осуществлении этого
проекта!
Дополнительная информация о проблеме использования животных
в учебном процессе:
За последнее время число студентов, требующих альтернатив экспериментам
на животных, а также преподавателей, которые их поддерживают,
кардинально увеличилось. Они образовали организацию ИнтерНИЧ.
Студенты настаивают на свободе совести, свободе выбора и зачастую,
не добившись решения в свою пользу, подают в суд на свое учебное
заведение. Первый такой случай был в 1987 году, когда американка
Дженифер Грехем отказалась от участия в вивисекции в рамках курса
физиологии. В результате ей не зачли данную дисциплину. Она обратилась
в суд и выиграла дело.
После этого события был утвержден Билль прав калифорнийских студентов,
позволяющий студентам не участвовать в опытах на животных, если
это противоречит их нравственным принципам. А судебные процессы,
в которых в качестве истцов выступали студенты, испытывающие сострадание
к животным, стали достаточно распространенным явлением. Некоторым
студентам даже был возмещен моральный ущерб (рекорд - 90 тыс.
долларов). "Я была первой студенткой в Германии, выигравшей судебный
процесс против своего университета, поводом для которого была
жестокость по отношению к животным во время экспериментов" - пишет
студентка Франкфуртсокго Университета Биргит Воллм.
В Италии, Великобритании и Швеции существует закон, разрешающий
студентам отказаться от проведения опытов на животных, если это
противоречит их нравственным убеждениям. В этом случае университет
обязан предоставить им гуманную альтернативу.
В настоящее время учёными разработано более 500 альтернатив к
экспериментам на животных. Альтернативы - это трехмерные модели,
компьютерные программы, интерактивные видеодиски, видеофильмы,
культуры тканей и клеток, трупы животных, умерших естественной
смертью. Огромную, ни с чем не сопоставимую роль играет клиническая
практика: сначала студенты наблюдают, как опытные врачи лечат
больных животных, потом ассистируют во время операций и прочих
процедур, затем начинают сами оперировать под контролем специалистов.
То есть, вместо того, чтобы убивать здоровых животных, они помогают
лечить больных, которым действительно нужна ветеринарная помощь.
Клиническая практика и оперирование трупов животных, умерших естественной
смертью, сводят на нет главный аргумент сторонников вивисекции,
что при работе исключительно с альтернативами студент не получит
практического опыта.
Многие гуманные альтернативы на самом деле эффективнее вивисекции,
в чем преподаватели смогли убедиться во время работы с теми, кто
добился права учиться с помощью альтернативных методов. Кроме
того, проводились специальные исследования, целью которых было
выяснить, насколько гуманные альтернативы действенны. Оказалось,
что большинство современных альтернатив способствуют обучению
и получению практического опыта не хуже, а иногда даже лучше чем
вивисекция. (Р. Дауни, Дж. Медоуз (1995), М. Б. Кинзи, Р. Штраус
и Дж. Фосс (1993))
Преимущества альтернатив объясняются следующими причинами:
o Альтернативные методы интересны и легко запоминаются (например,
виртуальная реальность, проведение экспериментов на себе)
o Они позволяют подобрать индивидуальный темп обучения
o Опыты на животных не всегда удаётся воспроизвести, в то время
как при использовании, например, компьютерной программы, студент
может повторить опыт несколько раз и при самых разных условиях
o Альтернативные методы экономичны. Многие из них недорого стоят,
в то время как ежегодные затраты на покупку и содержание подопытных
животных могут быть весьма значительными
Вот почему в настоящее время в учебных заведениях Нидерландов,
Швейцарии, Аргентины, Словакии больше не проводится вивисекция;
альтернативные методы обучения используются в большинстве вузов
Италии, Швеции, Англии и Германии. При этом не пришлось жертвовать
качеством образования. Более того, благодаря альтернативам, качество
образования улучшилось.
ИнтерНИЧ помогает вузам внедрить гуманные методы обучения студентов.
В нашей "Библиотеке альтернатив" насчитывается несколько десятков
альтернативных моделей, которые можно бесплатно получить во временное
пользование для ознакомления и апробации на занятиях со студентами.
По вопросам получения альтернатив, каталога альтернатив с описанием
всех существующих альтернативных моделей к опытам на животных
и видеофильма об альтернативах и движении за гуманное образование
обращайтесь в Российское отделение ИнтерНИЧ. Для студентов и абитуриентов
медико-биологических факультетов ИнтерНИЧ выпустила брошюру, в
которой студенты и специалисты из разных стран мира рассказывают
о том, как они боролись за право обучаться без проведения экспериментов
на животных. Брошюру и другие материалы можно получить, обратившись
по следующему адресу: InterNICHE-Russia@yandex.ru (Российское
отделение ИнтерНИЧ)
|