Белорусские и российские ВУЗы выступают за альтернативу
опытам над животными
С 14-15 ноября в Минске прошёл семинар "Гуманное
обучение специалистов медико-биологического профиля". Минск - последний
из списка городов, которые посетили сотрудники ИнтерНИЧ и Виты в
рамках осеннего турне во ВУЗам, заинтересованным во внедрении гуманных
альтернатив к экспериментам на животных.
С 1-16 ноября глава международной сети за гуманное образование ИнтерНИЧ
Ник Джукс и сотрудники российского отделения ИнтерНИЧ и Центра "Вита"
провели ряд лекций с демонстрацией альтернатив к опытам на животных.
"Мы встретились с преподавателями и студентами из различных ВУЗов
Ростова, Санкт-Петербурга, посетили знаменитую Великолукскую академию,
где только что открылось ветеринарное отделение, которое будет готовить
первых гуманных ветврачей", - рассказывает Алексей Скробанский,
консультант по альтернативам российского отделения ИнтерНИЧ.
"В Минске семинар "Гуманное обучение специалистов медико-биологического
профиля" собрал десятки преподавателей из различных уголков Беларуси"
- говорит Елена Маруева, региональный представитель ИнтерНИЧ в России.
"Многие из них проявили большую заинтересованность в вопросах гуманизации
образования. Ряд ВУЗов, например, Международный Государственный
Экологический Университет им. Сахарова и Белорусский Государственный
Медицинский Университет поделились собственным опытом внедрения
альтернатив к опытам на животных, применяя созданные ими видеофильмы
и другие разработки, которые они с успехом используют в процессе
обучения"
Видео семинара
и презентаций в ВУЗах (1,6Mb)
Дополнительная информация о проблеме использования животных
в учебном процессе:
За последнее время число студентов, требующих альтернатив экспериментам
на животных, а также преподавателей, которые их поддерживают, кардинально
увеличилось.
Студенты настаивают на свободе совести, свободе выбора и зачастую,
не добившись решения в свою пользу, подают в суд на свое учебное
заведение. Первый такой случай был в 1987 году, когда американка
Дженифер Грехем отказалась от участия в вивисекции в рамках курса
физиологии. В результате ей не зачли данную дисциплину. Она обратилась
в суд и выиграла дело.
После этого события был утвержден Билль прав калифорнийских студентов,
позволяющий студентам не участвовать в опытах на животных, если
это противоречит их нравственным принципам. А судебные процессы,
в которых в качестве истцов выступали студенты, испытывающие сострадание
к животным, стали достаточно распространенным явлением. Некоторым
студентам даже был возмещен моральный ущерб (рекорд - 90 тыс. долларов).
"Я была первой студенткой в Германии, выигравшей судебный процесс
против своего университета, поводом для которого была жестокость
по отношению к животным во время экспериментов" - пишет студентка
Франкфуртсокго Университета Биргит Воллм.
В Италии, Великобритании и Швеции существует закон, разрешающий
студентам отказаться от проведения опытов на животных, если это
противоречит их нравственным убеждениям. В этом случае университет
обязан предоставить им гуманную альтернативу.
В настоящее время учёными разработано более 500 альтернатив к экспериментам
на животных. Альтернативы - это трехмерные модели, компьютерные
программы, интерактивные видеодиски, видеофильмы, культуры тканей
и клеток, трупы животных, умерших естественной смертью. Огромную,
ни с чем не сопоставимую роль играет клиническая практика: сначала
студенты наблюдают, как опытные врачи лечат больных животных, потом
ассистируют во время операций и прочих процедур, затем начинают
сами оперировать под контролем специалистов. То есть, вместо того,
чтобы убивать здоровых животных, они помогают лечить больных, которым
действительно нужна ветеринарная помощь. Клиническая практика и
оперирование трупов животных, умерших естественной смертью, сводят
на нет главный аргумент сторонников вивисекции, что при работе исключительно
с альтернативами студент не получит практического опыта.
Многие гуманные альтернативы на самом деле эффективнее вивисекции,
в чем преподаватели смогли убедиться во время работы с теми, кто
добился права учиться с помощью альтернативных методов. Кроме того,
проводились специальные исследования, целью которых было выяснить,
насколько гуманные альтернативы действенны. Оказалось, что большинство
современных альтернатив способствуют обучению и получению практического
опыта не хуже, а иногда даже лучше чем вивисекция. (Р. Дауни, Дж.
Медоуз (1995), М. Б. Кинзи, Р. Штраус и Дж. Фосс (1993))
Преимущества альтернатив объясняются следующими причинами:
- Альтернативные методы интересны и легко запоминаются (например,
виртуальная реальность, проведение экспериментов на себе)
- Они позволяют подобрать индивидуальный темп обучения
- Опыты на животных не всегда удаётся воспроизвести, в то время
как при использовании, например, компьютерной программы, студент
может повторить опыт несколько раз и при самых разных условиях
- Альтернативные методы экономичны. Многие из них недорого стоят,
в то время как ежегодные затраты на покупку и содержание подопытных
животных могут быть весьма значительными
Вот почему в настоящее время в учебных заведениях Нидерландов, Швейцарии,
Аргентины, Словакии больше не проводится вивисекция; альтернативные
методы обучения используются в большинстве вузов Италии, Швеции,
Англии и Германии. При этом не пришлось жертвовать качеством образования.
Более того, благодаря альтернативам, качество образования улучшилось.
ИнтерНИЧ помогает вузам внедрить гуманные методы обучения студентов.
В нашей "Библиотеке альтернатив" насчитывается несколько десятков
альтернативных моделей, которые можно бесплатно получить во временное
пользование для ознакомления.
По вопросам получения альтернатив, каталога альтернатив с описанием
всех существующих альтернативных моделей к опытам на животных и
видеофильма об альтернативах и движении за гуманное образование
обращайтесь в Российское отделение ИнтерНИЧ. Для студентов и абитуриентов
медико-биологических факультетов ИнтерНИЧ выпустила брошюру, в которой
студенты и специалисты из разных стран мира рассказывают о том,
как они боролись за право обучаться без проведения экспериментов
на животных. Брошюру и другие материалы можно получить, обратившись
по адресу: InterNICHE-Russia@yandex.ru
(Российское отделение ИнтерНИЧ)
Центр Защиты Прав Животных "Вита"
Международное сообщество за гуманное образование ИнтерНИЧ
|