24.10.06.
24 октября объявлен Днём гуманного образования и альтернатив
к экспериментам на животных
Российские и зарубежные зоозащитные организации приняли решение
о создании в России и странах бывшего СССР Дня гуманного образования
и альтернатив к экспериментам на животных. Это событие будет ежегодно
отмечаться 24 октября. В этом году День гуманного образования ознаменуется
подписанием договора о прекращении опытов на животных между Великолукской
государственной сельскохозяйственной академией (ВГСХА) и международным
сообществом за гуманное образование ИнтерНИЧ. Таким образом, в России
появился первый вуз, полностью исключивший опыты на животных. До
этого, ряд российских вузов внедрили альтернативы внутри ОТДЕЛЬНЫХ
КАФЕДР. Выпускники ветеринарного отделения ВГСХА, которые будут
обучаться с помощью современных альтернативных технологий, станут
первыми гуманными ветврачами в России и странах бывшего СССР.
Организаторами Дня гуманного образования выступили Международное
сообщество за гуманное образование ИнтерНИЧ, Центр защиты прав Животных
"Вита" и Международная Ассоциация Против Болезненных Экспериментов
на Животных.
"Почему мы выбрали именно 24 октября?" - рассказывает региональный
представитель ИнтерНИЧ в России Елена Маруева, "Ровно год назад,
24 октября 2005 года, мы подписали договор о прекращении опытов
на животных на кафедре фармакологии Санкт-петербургской Государственной
академии ветеринарной медицины. В октябре этого года подобный договор
будет подписан между ИнтерНИЧ и Великолукской государственной сельскохозяйственной
академией"
ВГСХА давно имеет славу прогрессивного и гуманного вуза. Ещё несколько
лет назад академия встала на путь этического прогресса, приняв решение
о внедрении альтернатив к опытам на животных. 24 октября 2006 года
это решение будет подкреплено подписанием договора о сотрудничестве
между главой ИнтерНИЧ Ником Джуксом и руководством ВГСХА. Заключение
договора совпало по времени с открытием в академии ветеринарного
отделения, где студенты будут обучаться исключительно гуманными
методами.
Важно отметить, что ВГСХА стала первым российским вузом, полностью
исключившим опыты на животных. Преподаватели Великолукской академии
проявили наибольшую прогрессивность взглядов и стремление к гуманизации
учебного процесса. "Приблизительное количество подопытных животных,
которых ранее использовали для демонстрации студентам по зоологии
и физиологии составляло около 600 особей, из них 177 кроликов, 300-400
лягушек, 10 кур и др. животных" - рассказывает Сулейманов Ф.И.,
проректор ВГСХА.
"Мы побывали во многих вузах России и стран бывшего СССР"- рассказывает
глава ИнтерНИЧ Ник Джукс, "Посещение Великолукской академии произвело
на нас неизгладимое впечатление: искренняя заинтересованность руководства
академии в замене опытов на животных , их небывалый энтузиазм и
широта взглядов сделали для нас Великие Луки поистине великим городом.
Решение ВГСХА о полном отказе от опытов на животных вызывает глубочайшее
уважение зоозащитной общественности. Мы будем рады поддержать академию
всеми силами и средствами для продолжения этого гуманного начинания"
Дополнительная информация о проблеме использования животных
в учебном процессе:
За последнее время число студентов, требующих альтернатив экспериментам
на животных, а также преподавателей, которые их поддерживают, кардинально
увеличилось.
Студенты настаивают на свободе совести, свободе выбора и зачастую,
не добившись решения в свою пользу, подают в суд на свое учебное
заведение. Первый такой случай был в 1987 году, когда американка
Дженифер Грехем отказалась от участия в вивисекции в рамках курса
физиологии. В результате ей не зачли данную дисциплину. Она обратилась
в суд и выиграла дело.
После этого события был утвержден Билль прав калифорнийских студентов,
позволяющий студентам не участвовать в опытах на животных, если
это противоречит их нравственным принципам. А судебные процессы,
в которых в качестве истцов выступали студенты, испытывающие сострадание
к животным, стали достаточно распространенным явлением. Некоторым
студентам даже был возмещен моральный ущерб (рекорд - 90 тыс. долларов).
"Я была первой студенткой в Германии, выигравшей судебный процесс
против своего университета, поводом для которого была жестокость
по отношению к животным во время экспериментов" - пишет студентка
Франкфуртсокго Университета Биргит Воллм.
В Италии, Великобритании и Швеции существует закон, разрешающий
студентам отказаться от проведения опытов на животных, если это
противоречит их нравственным убеждениям. В этом случае университет
обязан предоставить им гуманную альтернативу.
В настоящее время учёными разработано более 500 альтернатив к экспериментам
на животных. Альтернативы - это трехмерные модели, компьютерные
программы, интерактивные видеодиски, видеофильмы, культуры тканей
и клеток, трупы животных, умерших естественной смертью. Огромную,
ни с чем не сопоставимую роль играет клиническая практика: сначала
студенты наблюдают, как опытные врачи лечат больных животных, потом
ассистируют во время операций и прочих процедур, затем начинают
сами оперировать под контролем специалистов. То есть, вместо того,
чтобы убивать здоровых животных, они помогают лечить больных, которым
действительно нужна ветеринарная помощь. Клиническая практика и
оперирование трупов животных, умерших естественной смертью, сводят
на нет главный аргумент сторонников вивисекции, что при работе исключительно
с альтернативами студент не получит практического опыта.
Многие гуманные альтернативы на самом деле эффективнее вивисекции,
в чем преподаватели смогли убедиться во время работы с теми, кто
добился права учиться с помощью альтернативных методов. Кроме того,
проводились специальные исследования, целью которых было выяснить,
насколько гуманные альтернативы действенны. Оказалось, что большинство
современных альтернатив способствуют обучению и получению практического
опыта не хуже, а иногда даже лучше чем вивисекция. (Р. Дауни, Дж.
Медоуз (1995), М. Б. Кинзи, Р. Штраус и Дж. Фосс (1993))
Преимущества альтернатив объясняются следующими причинами:
o Альтернативные методы интересны и легко запоминаются (например,
виртуальная реальность, проведение экспериментов на себе)
o Они позволяют подобрать индивидуальный темп обучения
o Опыты на животных не всегда удаётся воспроизвести, в то время
как при использовании, например, компьютерной программы, студент
может повторить опыт несколько раз и при самых разных условиях
o Альтернативные методы экономичны. Многие из них недорого стоят,
в то время как ежегодные затраты на покупку и содержание подопытных
животных могут быть весьма значительными
Вот почему в настоящее время в учебных заведениях Нидерландов, Швейцарии,
Аргентины, Словакии больше не проводится вивисекция; альтернативные
методы обучения используются в большинстве вузов Италии, Швеции,
Англии и Германии. При этом не пришлось жертвовать качеством образования.
Более того, благодаря альтернативам, качество образования улучшилось.
ИнтерНИЧ помогает вузам внедрить гуманные методы обучения студентов.
В нашей "Библиотеке альтернатив" насчитывается несколько десятков
альтернативных моделей, которые можно бесплатно получить во временное
пользование для ознакомления.
По вопросам получения альтернатив, каталога альтернатив с описанием
всех существующих альтернативных моделей к опытам на животных и
видеофильма об альтернативах и движении за гуманное образование
обращайтесь в Российское отделение ИнтерНИЧ. Для студентов и абитуриентов
медико-биологических факультетов ИнтерНИЧ выпустила брошюру, в которой
студенты и специалисты из разных стран мира рассказывают о том,
как они боролись за право обучаться без проведения экспериментов
на животных. Брошюру и другие материалы можно получить, обратившись
по адресу: InterNICHE-Russia@yandex.ru (Российское отделение ИнтерНИЧ)
Международное сообщество за гуманное образование
ИнтерНИЧ
Центр Защиты Прав Животных "Вита"
Международная Ассоциация Против Болезненных Экспериментов на Животных
www.interniche.org www.vita
.org.ru www.iaapea.org
Другие материалы по теме:
15-й
Всемирный ветеринарный конгресс прошёл под призывом к гуманному
образованию и внедрению альтернатив к опытам на животных
Видеоролик
с 15-го Международного ветконгресса
(03:13, wmv, 8Mb)
В
мастерской Александра Цигаля рождён приз для самого гуманного
вуза
|