Прогресс внедрения альтернатив в России и Украине
(Перевод Д.Лепорского, ИнтерНИЧ-Украина)
Введение
В апреле 2006 г. зарубежный визит ИнтерНИЧ в города России и Украины
привел к последующей замене использования животных, причиняющего
им вред, в регионе, включая подписанное соглашение о прекращении
экспериментов на животных в физиологическом и фармакологическом
образовании в Казанской государственной ветеринарной академии. Со
времени визита ИнтерНИЧ в Октябре 2005г. была учреждена мультимедийная
лаборатория в Санкт-Петербурге, большее количество экспериментов
заменено (1), а региональная встреча собрала вместе единомышленников
стран бывшего Советского Союза в целях обмена опытом, обучения альтернативам
и создания движения за гуманное образование.
Поездка в Казань
Казань, столица Республики Татарстан, расположена в приблизительно
800 км восточнее Москвы. Контакт со значимой Казанской Государственной
Ветеринарной Академией был осуществлен через преподавателей, которые
интересовались возможностью брать альтернативы из системы займа
альтернатив ИнтерНИЧ. Об этой возможности, а также о других имеющихся
ресурсах преподаватели узнали от "ВИТЫ", присутствовавшей на научных
конференциях в Москве.
Посещение Казани Ником Джуксом и Еленой Маруевой в качестве представителей
ИнтерНИЧ оказалось важной результативной поездкой, которая помогла
найти применение альтернатив, как в городе, так и за его пределами.
Наряду с презентациями для студентов и педагогов, индивидуальные
встречи с ключевыми лицами, и возможностями для сбора информации,
это также положило конец болезненным и стрессирующим экспериментам
на животных в физиологическом и фармакологическом образовании.
Вице-ректор и заведующий кафедрой физиологии, профессор Талгат
Валирахманович Гарипов объяснил, что академия - очень старинное
и уважаемое учебное заведение с большим преподавательским опытом
и известной кафедрой физиологии. Инновации со стороны преподавателей
в истории Академии включают и текущую заинтересованность в альтернативах.
Не смотря на свою убежденность в значимости использования лягушек
в экспериментах, профессор Гарипов помог заменить большинство болезненных
экспериментов на животных и выразил явную заинтересованность в модернизации
образования.
Один из отзывов оставленных о взятых в пользование альтернативах
включал комментарий программы, разработанной в университете Марбурга:
"СимНерв - это чудо! Я хочу его". В данное время кафедра физиологии
использует английскую версию бесплатной программы "Виртуальная физиология",
которая была создана благодаря международной премии гуманного образования
ИнтерНИЧ. Программа "всецело удовлетворяет целям наших практических
занятий" и помогла заменить ряд экспериментов на сердце, нерве,
мышце лягушки и пр. эксперименты. Разработанная и выпущенная в этом
году при спонсорской поддержке WSPA русская версия "Виртуальной
физиологии" была также с радостью воспринята педагогами.
Дискуссии и переговоры, проведенные между ИнтерНИЧ и Академией
за год до визита, поспособствовали созданию мультимедийной лаборатории,
где студенты используют программу, воплощая не только интересы преподавателей
по улучшению качества обучения, но также вклад и поддержку Академии
со стороны Министра сельского хозяйства Татарстана.
Тем не менее, приобретение компьютерного обеспечения все еще остается
проблематичным с экономической точки зрения. На данное время существует
лишь небольшое количество других бесплатных ресурсов, а стоимость
многих западных альтернатив, в особенности программного обеспечения
по физиологии и фармакологии, недоступна для России и других постсоветских
и развивающихся стран. Однако существует значительный потенциал
для замены и улучшения качества образования в биологических науках
при условии уменьшения стоимости компьютерных программ производителями
- по крайней мере, путем создания системы цен, распределенных в
соответствии с валютной стабильностью стран.
За время своего пребывания в Казани Ник и Лена прошли через прогресс
эксперимента на животном, который "не должен был произойти", однако
сейчас в образовании проводятся лишь немногие из болезненных экспериментов.
Дело в том, что Академия следует рекомендательному письму №13032/358
"О современных альтернативах использованию животных в образовательном
процессе" Российского правительства, подписанному 22 Февраля 2005г.,
и, следовательно, не выполняет жестоких экспериментов, описанных
в документе.
Наряду с изменениями в программе, которые произошли по поводу замены
животных болезненных экспериментов на компьютерные альтернативы,
Академия также имеет клинику, и дружественные опекуны животных зачастую
согласны, что студенты могут наблюдать за терапевтическими операциями
и участвовать в них. Данный "альтернативный" подход свойственен
многим учебным заведениям, хотя обычно он сопровождает эксперименты,
проводимые на животных. Кроме того, в некоторых случаях операция
предоставляет немного более полезное образование для студентов -
основной интерес преподавателей заработать личные деньги, чтобы
компенсировать свой низкий доход.
По словам профессора Гарипова, в городе при определенном вкладе
со стороны студентов, также введена небольшая программа стерилизации
животных, однако ее эффективность по отношению к контролю популяции
бродячих животных неизвестна. Защитники животных сообщают о продолжении
убийств бродячих животных в городе. Вследствие сельскохозяйственной
направленности образования и стоимости животных, в Академии используется
меньшее количество кошек и собак по сравнению с другими учебными
заведениями. Те же, что используются для диссекции, обычно представлены
убитыми по городской программе бродячими животными, а также некоторыми
животными зоопарка.
Студенты также принимают участие и в безболезненных экспериментах,
таких как измерение влияния нагрузок на животных для изучения их
физиологических реакций. В качестве частичной замены в Академии
используется и ряд фильмов, разрабатываемых с 1980 года с демонстрациями
диссекций и по проведению экспериментов. Некоторые из них представляется
возможным переделать для создания улучшенных версий. Поведение диких
животных также изучается из фильмов о дикой природе.
Академия имеет множество черно-белых фотографий экспериментов на
животных, отснятых на протяжении десятилетий. Они представлены на
стендах, развешанных на кафедральных стенах. Примеры фотографий
включают в себя изображения собак, иммобилизованных в упряжках и
с трубками, выходящими из их желудков в окружении серьезных преподавателей
и исследователей, гордо держащих штатив с пробирками или демонстрирующих
оборудование для миографии; изображения революционных времен, где
студенты, одетые в военную униформу наблюдают за диссекцией коровы,
или ряд фотографий, изображающих первую девушку-студента, допущенную
к обучению в Академии.
Конечно, среди них есть и стандартные портреты преподавателей с
рядами медалей, висящими на груди и фотографии собрания трудового
коллектива, и конференции с портретами Владимира Ленина и Иосифа
Сталина, возвышающимися над ними. А на одой из стен мультимедийной
лаборатории висит стенд с изображением страниц из Советской книги
1949г. с рисунками экспериментов на животных, оборудованием для
вивисекции, и фотографиями Ивана Павлова за работой. Все это создает
интересный контраст с нынешней гуманной практикой образования.
Еще большее количество фотографий по экспериментированию обычно
было отображено в Советское время: подобные эксперименты являлись
источником гордости, отражая участие каждого учебного заведения
в "прогрессе". Данное научное стремление в служении стране зачастую
рассматривало нравственные нормы как несущественные, если вообще
рассматривало. Конечно же, советский культурный миф о прогрессе
отразился и в мифах современного капитализма и медицины, где использование
животных в качестве орудий для получения выгоды имеет обычное место
и сегодня.
Однако, как многие другие неэтичные практики, мифы, поддерживающие
их, находятся под угрозой критики, от роста и показанной эффективности
современных знаний и методов, а также от результатов этической оценки.
Это, а также успешное применение альтернатив предполагает, что использование
животных в качестве инструментов не является столь непоколебимым,
как сторонники этого могут надеяться.
Договор, заключенный между ИнтерНИЧ и кафедрами физиологии и фармакологии,
подписанный проф. Гариповым, помогает укрепить прогресс в направлении
использования альтернатив в Академии. Он гласит о том, что две кафедры
соглашаются прекратить все болезненные и/или стрессирующие эксперименты
на животных, а также диссекцию убитых животных в образовании, предоставляя,
таким образом, студентам большие возможности доступа к ряду боле
этичных и эффективных подходов получения знаний и навыков. Для ясности
были приведены примеры использования животных, не причиняющего им
вред, и определено понятие трупов полученных "из этических источников".
Данное значащее соглашение с Академией в Казани является еще одним
в дополнение к подписанному в Санкт-Петербурге, и прогрессу, который
удалось достичь в Великих Луках, что представляет другой отличный
пример помощника в проведении дальнейшей "замены" в России. Однако
соглашение не включает прекращение экспериментов в аспирантуре,
как это было предусмотрено в случае с Санкт-Петербуржским государственным
ветеринарным университетом в Октябре 2005г.
Следует напомнить, что природа России такова, что знание конкретной
ситуации в учебном заведении реально возможно лишь при помощи хороших
и возможно повторяющихся контактов с работающими там людьми или
студентами. Тем не менее, в то время как исследование и дальнейший
сбор информации в уже посещенных местах представляется важным, увеличивается
количество мест, куда приглашение для ИнтерНИЧ продлено. Существует
большая потребность в посещении этих основных городов и научных
центров по всей России, которые при должной поддержке в качестве
пожертвования компьютерных программ, манекенов и ряде случаев компьютерного
оборудования смогут достичь последующей замены. Подобные визиты
также способны ограничить отдельные жестокие практики путем предоставления
альтернатив и прекращения провинциальной изоляции, что может их
скрывать.
Как и в большинстве зарубежных визитов, презентации в Академии были
проведены представителями ИнтерНИЧ для нескольких сотен преподавателей
и студентов. Во время лекций были описаны преимущества и широкий
ассортимент альтернативных средств и подходов к образованию, а также
доступные ресурсы. Поскольку Татарстан имеет мусульманское большинство,
презентации также включали ссылки на Ислам и исследования, проведенные
ИнтерНИЧ в области теологических аргументов против вивисекции и
предпочтение альтернатив в образовании.
За теоретическими презентациями следовали практические демонстрации
ряда альтернатив, включающих манекены и симуляторы. Наряду с бесплатными
компьютерными программами и первой печатной русскоязычной брошюрой
по альтернативам и со свидетельствами студентов, была произведена
раздача и русской версии книги ИнтерНИЧ "От морской свинки к компьютерной
мышке" (2 изд.), фильма "Альтернативы в образовании", представленных
на диске.
Опыт ИнтерНИЧ свидетельствует о влиянии небольших целенаправленных
грантов на создание реального и устойчивого изменения ситуации.
Поэтому дальнейший прогресс возможен при условии должного финансирования
таких проектов как зарубежные визиты, при массовом тиражировании
и распространении бесплатных русскоязычных версий программ по физиологии
и фармакологии, значительном расширении системы займа альтернатив
и обеспечении обязательного присутствия альтернатив в большем количестве
научных конференций.
Другие новости по России и Украине
Визит в Санкт-Петербург команды представителей ИнтерНИЧ и IAAPEA
был обусловлен проверкой достигнутого прогресса в замене использования
животных альтернативными методами, а также компьютерной лаборатории,
основанной в Октябре 2005г. в Государственной ветеринарной академии.
Данная поездка оказалась позитивной и продуктивной. В данное время
кафедра фармакологии использует бесплатную компьютерную программу
CAL Pharmacology Compilation CD и больше не проводит экспериментов
на животных. Однако текущие проблемы с электропроводкой в старом
здании университета ограничивают более широкое использование компьютеров
и альтернатив.
Команде также впервые удалось встретиться с "проблематичной" кафедрой
физиологии, что представилось возможным только благодаря текущему
сотрудничеству с фармакологической кафедрой. Было также обнаружено,
что кафедра патофизиологии вновь прекратила эксперименты на животных
со времени последнего визита. Это произошло в результате успешного
сотрудничества с другими кафедрами, большим интересом прессы, проявленными
в 2005 году, наличием альтернатив и, конечно же, аргументов, описывающих
педагогические, экономические и этические преимущества альтернатив.
Еще одна презентация была проведена для приблизительно 150 студентов
и некоторых преподавателей.
Через некоторое время впоследствии в Киеве была проведена первая
региональная встреча ИнтерНИЧ с участием членов организации, сотрудников
и некоторых новых контактных лиц из Белоруссии, Грузии, России и
Украины. Успешная двухдневная встреча, финансировавшаяся Фондом
за гуманное исследование Др. Хадвена, проходила на русском языке
и была сосредоточена на проблемах, существующих в странах бывшего
Советского Союза. Время встречи было проведено в обмене новостями,
идеями, в частности, обсуждении планов развития деятельности ИнтерНИЧ
в регионах. Был продемонстрирован ряд альтернатив, а проф. Макарчук,
автор "методики преподавания" в книге "От морской свинки к компьютерной
мышке (2 изд.), также посетивший встречу, поделился некоторыми мыслями
по поводу альтернатив, их применения и новым украинским законом,
адресованным экспериментам на животных в образовании и сознательному
протесту.
Данный закон под № 3447 - IV "О защите животных от жестокого обращения"
подписанный Виктором Ющенко в Феврале 2006 года, признает важность
гуманного образования и гласит о том, что эксперименты в образовании
допустимы лишь в случае отсутствия альтернатив. Он запрещает травмирование
или убийство животного в случае, когда это противоречит моральным
принципам, либо религиозным верованиям студента, и гласит об обязательном
предоставлении альтернатив в подобных случаях.
Возрастающая открытость Украины и Грузии, последовавшая в результате
революций не отражена в "незначительной диктатуре" ни Белоруссии,
ни России. Несомненно, Владимир Путин активно подавляет деятельность
неправительственных организаций. Открытость Украины может также
позволить западным фармацевтическим компаниям продвинуться в страну,
однако, с негативным экономическим эффектом и влиянием на благополучие
животных.
Новости в образовании по биологическим наукам в Украине позитивны.
Международная премия ИнтерНИЧ по гуманному образованию спонсирует
альтернативный подход в Институте зооветеринарии в Харькове, что
позволит полностью заменить ветеринарные хирургические лаборатории
с использованием живых животных. Вместо отлова и прохождения практики
на здоровых бездомных кошках и собаках, которые впоследствии убиваются,
либо отпускаются на волю с травмами, будут использованы трупы, полученные
из этических источников и метод перфузии трупов Абада для "живой"
хирургической практики.
Следовательно, студентам будут предложены абсолютно этичные возможности
получения знаний, что предоставляет большую степень свободы для
достижения истинного мастерства в хирургической практике посредством
повторяющейся и высокореалистичной практики. Сирийский хирург Др.
Эмад Абад согласился провести консультацию по внедрению модели.
Данный проект отражает в себе влияние нескольких лет "трения" по
проводу ортодоксальных взглядов на животное экспериментирование
через альтернативный подход. При полном согласии, достигнутом со
стороны преподавателей хирургии по замене, существует высокая вероятность
стабильности изменения учебного плана.
Противоположная ситуация наблюдается с прогрессивными занятиями,
введенными в образовательный процесс преподавателем биологии Московского
государственного университета Анатолием Лукьяновым. Вследствие отрицательного
влияния повторяющихся рейдов "Движения за освобождение животных"
сейчас они полностью отменены. Изначально занятия проводились в
начале биологического курса, что позволяло уменьшить количество
животных, использовавшихся в экспериментах студентами в результате
побуждения в них этических переживаний. По мере продолжения рейдов,
их проведение смещалось ближе к концу курса, что, следовательно,
приводило к увеличению количества экспериментов. А последний рейд
привел к полной отмене занятий и, несмотря на спасение небольшого
количества животных, и увеличившихся затрат университета на охрану,
количество убиваемых животных вновь возросло, наряду с негативностью
и непоколебимостью взглядов университета в отношении использования
альтернатив и изменениям.
Продолжающийся интерес в альтернативах существует во многих других
учебных заведениях и среди отдельных преподавателей. Другие мероприятия,
организованные ИнтерНИЧ и ВИТА включают проведение презентации и
установку выставочного стенда на передовом Московском ветеринарном
конгрессе 2006 года, пресс-конференцию, ознаменовавшую выход русскоязычной
версии диска по "виртуальной физиологии" а также посещение Анной
Ющенко студентов и преподавателей в городе для обсуждения альтернатив
и украинского закона по защите животных. На протяжении 2006 года
Анна посещает различные научные конференции, распространяя при поддержке
RSPCA программные продукты и другие материалы.
Понимание общественностью проблемы использования животных в образовании
стало очевидным по недавней реакции людей на одной из станций Московского
метрополитена, когда студенты-медики в белых халатах пытались поймать
несколько бродячих собак. Обеспокоенные тем, что животные могут
быть использованы для хирургической практики или других экспериментов,
несколько пассажиров защитили собак и прогнали студентов.
Не смотря на совершенно разный масштаб, действия пассажиров отражают
обеспокоенность рядовых жителей Лондона начала XIX столетия, выражавших
свой протест вивисекции, проводимой в физиологическом образовании
Университетского колледжа. Протестующие воздвигли монумент в честь
"Коричневой Собаки" и более чем 200 других, задействованных в колледже,
что вызвало вандализм со стороны яростных студентов-медиков по отношению
к монументу, перестрелку между студентами и общественностью и крупный
судебный прецедент. Широкая народная поддержка анти-вивесекции выразила
растущую обеспокоенность в несправедливости и нашла опору в растущих
движениях женщин и рабочих того времени.
Получит ли широкое распространение общественное выступление против
несправедливости в России пока остается неизвестным, но темпы внедрения
альтернатив в образование в России, Украине и других странах продолжают
расти. Равно как и увеличивается количество студентов, преподавателей
и участников движения за права животных, признавших разносторонний
положительный эффект современных образовательных подходов и средств.
Ник Джукс
28 Июля 2006 г.
Список использованной литературы:
(1) Jukes N. Ukraine and Russia: Major InterNICHE outreach, training
in alternatives and replacement of animal experiments. ALTEX 2005/4.
Also sent through the list interniche-l.
(2) News release - Wednesday 22nd February 2006. World's first Arabic
alternatives website and video launched: www.interniche.org/ar.
Available at www.interniche.org/arPR.htm
(3) Jukes N, Chiuia M, eds. From Guinea Pig to Computer Mouse: Alternative
Methods for a Progressive, Humane Education, 2nd ed. Leicester,
UK: InterNICHE, 2003. Also on-line at www.interniche.org/book/book_versions.html
(4) Aboud E. et al. New Alternative to Animal Models for Surgical
Training. ATLA 32, Supplement 1, 501-507, 2004. See also Conference
on-line. InterNICHE, 2005. www.interniche.org/2005conference/online.html
Приложение
Использованные сокращения:
ALF (Animal Liberation Front - Движение за освобождение животных).
IAAPEA (International Association Against Painful Experiments on
Animals - Международная ассоциация против болезненных экспериментов
на животных).
InterNICHE (International Network for Humane Education - Международная
сеть за гуманное образование).
RSPCA (Royal Society for the Prevention of Cruelty to Animals -
Королевское общество предотвращения жестокости на животных).
WSPA (World Society for the Protection of Animals - Международное
общество защиты животных).
VITA is the Center for Animal Rights Protection - Вита - Центр защиты
прав животных (www.vita.org.ru).
|