9.11.2007 Москва
Обращение "Виты" к министру образования и науки РФ по вопросу запрещения жестоких опытов на животных в учебном процессе
8 ноября, в связи с началом судебного заседания по иску студента биофака МГУ Романа Белоусова, в течение трёх лет отстаивающего право на обучение без опытов на животных (при помощи гуманных альтернатив), "Вита" направляет открытое письмо министру образования и науки РФ Фурсенко А.А.
Министру образования и науки РФ
Фурсенко А.А.
от Центра защиты прав животных "Вита"
Уважаемый Андрей Александрович!
В последние несколько лет в нашу организацию - Центр защиты прав животных "Вита" - резко возросло количество жалоб от студентов естественнонаучных вузов на жестокие опыты на животных. Это связано с тем, что сегодняшние студенты стали более информированы о правовых аспектах проведения работ с использованием животных . Благодаря процессам интеграции в европейское образовательное пространство студенты получили доступ к информации о современных методах обучения в западных вузах, где большинство опытов на животных заменено на гуманные альтернативы.
Альтернативы - это трехмерные модели, компьютерные программы, видеофильмы, культуры тканей и клеток, трупы животных, умерших естественной смертью. Огромную, ни с чем не сопоставимую роль играет клиническая практика: сначала студенты наблюдают, как опытные врачи лечат больных животных, потом ассистируют во время операций и прочих процедур, затем начинают сами оперировать под контролем специалистов. То есть, вместо того, чтобы убивать здоровых животных, они помогают лечить больных, которым действительно нужна ветеринарная помощь. Клиническая практика и оперирование трупов животных, умерших естественной смертью, сводят на нет главный аргумент сторонников вивисекции, что при работе исключительно с альтернативами студент не получит практического опыта.
Многие гуманные альтернативы на самом деле эффективнее вивисекции, в чем преподаватели смогли убедиться во время работы с теми, кто добился права обучаться с помощью альтернативных методов. Кроме того, проводились специальные исследования, целью которых было выяснить, насколько гуманные альтернативы действенны. Оказалось, что большинство современных альтернатив способствуют обучению и получению практического опыта не хуже, а иногда даже лучше чем вивисекция. (Р. Дауни, Дж. Медоуз (1995), М. Б. Кинзи, Р. Штраус, Дж. Фосс (1993))
Преимущества альтернатив объясняются следующими причинами:
+ Альтернативные методы интересны и легко запоминаются (например, виртуальная реальность, проведение простейших экспериментов на себе)
+ Они позволяют подобрать индивидуальный темп обучения
+ Опыты на животных не всегда удаётся воспроизвести, в то время как при использовании, например, компьютерной программы, студент может повторить опыт несколько раз и при самых разных условиях
+ Альтернативные методы экономичны. Многие из них недорого стоят, в то время как ежегодные затраты на покупку и содержание подопытных животных могут быть весьма значительными
Благодаря Международному сообществу за гуманное образование (ИнтерНИЧ), совместно с которым наша организация открыла первую в России "библиотеку альтернатив", сейчас несколько российских вузов при изучении физиологии, фармакологии и др. дисциплин применяют альтернативы вместо опытов на животных. С каждым годом всё большее количество вузов в России и странах бывшего СССР переходят на гуманные методы обучения. Однако не во всех вузах ситуация складывается так благополучно.
Например, студенты биологического факультета МГУ (в соответствии с локальными правовыми актами университет "обязан организовывать изучение и внедрение передовых методов обучения"), пожелавшие обучаться с помощью более современных методов, встретили отчаянное сопротивление со стороны руководства биофака. Так, 16 октября из МГУ отчислен студент биофака Белоусов Роман, который попросил заменить опыты, связанные с причинением боли и убийством животных без применения наркоза, на гуманные альтернативы.
Центр "Вита" неоднократно обращался к руководству биофака с предложениями о внедрении гуманных альтернатив. Более того, с такими же предложениями обращались в МГУ известные западные организации и ученые, выступающие за гуманизацию образования, узнавшие о судьбе российского студента из радио- и телепередач.
Несмотря на то, что п. 8 ст. 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" запрещает использование антигуманных методов обучения, а действующие Правила проведения работ с использованием экспериментальных животных, а также Санитарные правила требуют неукоснительного соблюдения принципов гуманного отношения к животным и обязательного предварительного обезболивания с применением наркоза, большинство вузов не проводят медикаментозного обезболивания, не учитываются этические убеждения студентов.
Студентам, обучающимся по утвержденным учебным программам, наносится моральный и психологический ущерб, прививается не только равнодушие к живой природе, но и жестокость в отношении к животным.
Основываясь на вышесказанном, просим Вас:
1. Рассмотреть вопрос о предоставлении права выбора формы прохождения физиологических практикумов студентами непрофильных кафедр: с проведением опытов или с использованием альтернатив, что позволит учесть весь спектр убеждений студентов, не выходя за рамки как российского, так и международного законодательства.
2. Создать нормативные акты о порядке проведения экспериментов на животных или ужесточить существующие "Правила проведения работ с использованием экспериментальных животных" (на сегодняшний день они являются основным документом в этой области, который носит только рекомендательный характер), основным положением которых будет запрет проведения острых опытов на животных и травматических процедур при проведении демонстрационных занятий в высших учебных заведениях.
Директор Центра защиты прав животных «Вита»
Маруева Е.А.
Центр защиты прав животных "Вита"
www.vita .org.ru
vita-russia@yandex.ru
Материалы по теме:
Почему в России не хотят заменять подопытных животных гуманными альтернативами?
Альтернативы опытам на животных в учебном процессе
Вузы, отказавшиеся от опытов на животных
Как получить альтернативы
ФОРУМ:
оставьте свой комментарий
|