05.02.2008 Лондон-Москва
Сегодня первый московский вуз подписал договор о прекращении
опытов на животных
Сегодняшний день сохранит жизнь сотням крыс,
рыб, голубей и насекомых, которые раньше погибали от рук студентов
на кафедре зоологии знаменитой тимирязевской академии (РГАУ-МСХА
имени К.А.Тимирязева). 5 февраля 2008 года Международное сообщество
за гуманное образование (ИнтерНИЧ) и руководство кафедры подписали
соглашение о прекращении экспериментов на животных. Согласно договору,
ИнтерНИЧ предоставит кафедре видеокассеты и компьютерные программы,
которые заменят препарирование животных. РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева
стал первым московским вузом, заключившим договор с ИнтерНИЧ (до
этого подобные соглашения были подписаны с рядом вузов из российских
городов и стран постсоветского пространства).
Весной 2007 года кафедра зоологии тимирязевской академии взяла
на апробацию ряд программ из «библиотеки альтернатив» российского
отделения ИнтерНИЧ. Программы понравились как студентам, так и преподавателям.
"Компьютерные программы и видеофильмы о профессионально выполняемом
препарировании по отдельным группам животных, позволят нам избежать
проблем с теми студентами, которые по этическим соображениям отказываются
препарировать животных и использование этих программ и видеофильмов
позволят повысить эффективность подготовки студентов» - считает
доцент кафедры Блохина Татьяна Владимировна.
«РГАУ-МСХА им. Тимирязева –учебное заведение, хорошо известное
за рубежом, теперь получило ещё большую известность, отдав предпочтение
прогрессивным и гуманным методам обучения» - рассказывает руководитель
ИнтерНИЧ Ник Джукс, «Эксперименты на животных сходят на нет в мировой
системе образования т.к. подверглись критике с педагогической, научной
и нравственной точки зрения. В то же время высококачественные альтернативные
методы получают всё большее распространение».
ИнтерНИЧ и «Вита» выражают благодарность активистам Студенческого
природоохранного движения РГАУ-МСХА им. Тимирязева Кошелевой Александре
и Андрееву Александру за помощь в реализации проекта.
Информация об альтернативах к опытам на животных в учебном процессе
До недавних времен считалось, что стать хорошим медиком, ветеринаром
или биологом можно только благодаря проведению опытов на животных.
Моральная сторона вивисекции не принималась во внимание.
В настоящее время всё больше и больше студентов из разных стран
отказываются участвовать в опытах над животными. Выражая сознательный
протест, они руководствуются убеждением, что убийство живого существа
ради того, чтобы научиться лечить, или чтобы изучить тот или иной
биологический процесс, недопустимо.
Студенты настаивают на свободе совести, свободе выбора и зачастую,
не добившись решения в свою пользу, подают в суд на свое учебное
заведение. Первый такой случай произошёл в 1987 году, когда американка
Дженифер Грехем отказалась от участия в вивисекции в рамках курса
физиологии. В результате ей не зачли данную дисциплину. Она обратилась
в суд и выиграла дело.
После этого события был утвержден Билль прав калифорнийских студентов,
позволяющий студентам не участвовать в опытах на животных, если
это противоречит их нравственным принципам. А судебные процессы,
в которых в качестве истцов выступали студенты, испытывающие сострадание
к животным, стали достаточно распространенным явлением. Некоторым
студентам даже был возмещен моральный ущерб (рекорд – 90 тыс. долларов).
В Италии, Великобритании и Швеции существует закон, разрешающий
студентам отказаться от проведения опытов на животных, если это
противоречит их нравственным убеждениям. В этом случае университет
обязан предоставить им гуманную альтернативу.
В настоящее время учёными разработаны десятки тысяч альтернатив
к экспериментам на животных. Альтернативы - это трехмерные модели,
компьютерные программы, интерактивные видеодиски, видеофильмы, культуры
тканей и клеток, трупы животных, умерших естественной смертью. Огромную,
ни с чем не сопоставимую роль играет клиническая практика: сначала
студенты наблюдают, как опытные врачи лечат больных животных, потом
ассистируют во время операций и прочих процедур, затем начинают
сами оперировать под контролем специалистов. То есть, вместо того,
чтобы убивать здоровых животных, они помогают лечить больных, которым
действительно нужна ветеринарная помощь. Клиническая практика и
оперирование трупов животных, умерших естественной смертью, сводят
на нет главный аргумент сторонников вивисекции, что при работе исключительно
с альтернативами студент не получит практического опыта.
Сейчас многие университеты постепенно отходят от экспериментов
на животных и внедряют в учебный процесс гуманные альтернативы.
Очень часто столь положительные перемены происходят благодаря тому,
что студенты активно отстаивают свою позицию не причинения вреда
животным. Но не только в этом дело. Многие гуманные альтернативы
на самом деле эффективнее вивисекции, в чем преподаватели смогли
убедиться во время работы с теми, кто добился права учиться с помощью
альтернативных методов. Кроме того, проводились специальные исследования,
целью которых было выяснить, насколько гуманные альтернативы действенны.
Оказалось, что большинство современных альтернатив способствуют
обучению и получению практического опыта не хуже, а иногда даже
лучше чем вивисекция. (Р. Дауни, Дж. Медоуз (1995), М. Б. Кинзи,
Р. Штраус и Дж. Фосс (1993)).
Преимущества альтернатив объясняются следующими причинами:
• Альтернативные методы интересны и легко запоминаются (например,
виртуальная реальность, проведение экспериментов на себе)
• Они позволяют подобрать индивидуальный темп обучения
• Опыты на животных не всегда удаётся воспроизвести, в то время
как при использовании, например, компьютерной программы, студент
может повторить опыт несколько раз и при самых разных условиях
• Альтернативные методы экономичны. Многие из них недорого стоят,
в то время как ежегодные затраты на покупку и содержание подопытных
животных могут быть весьма значительными
Вот почему в настоящее время в учебных заведениях Нидерландов,
Швейцарии, Аргентины, Словакии больше не проводится вивисекция;
альтернативные методы обучения используются в большинстве вузов
Италии, Швеции, Англии и Германии. При этом не пришлось жертвовать
качеством образования. Более того, благодаря альтернативам, качество
образования улучшилось.
Отрицательное отношение к опытам на животных зарубежных коллег
поддерживают студенты и преподаватели из России и стран СНГ:
«Сейчас мы изменили всю программу практических занятий по физиологии
и анатомии и полностью отказались от использования животных в образовательном
процессе. Компьютерные программы по анатомии позволяют студентам
видеть тела и структуры в различных проекциях и планах. В рамках
физиологии использование этих программ прежде всего позволяет нам
спасти жизни многих животных, а также даёт возможность успешно работать
с теми студентами, которые по этическим причинам не желают причинять
боль и страдания животным» - пишет в своём докладе «Обучение физиологии
возможно без убийства» Николай Макарчук, заведующий кафедрой физиологии
и анатомии Киевского национального университета им. Т. Шевченко.
ИнтерНИЧ помогает вузам внедрить гуманные методы обучения студентов.
В Библиотеке альтернатив насчитывается несколько десятков альтернативных
моделей, которые можно бесплатно получить во временное пользование
для ознакомления и апробации на занятиях со студентами.
ИнтерНИЧ – Международная Сеть за гуманное
Образование (российское отделение)
Центр защиты прав животных «Вита»
www.vita.org.ru, www.interniche.org
www.vita.org.ru
E-mail: vita-russia@yandex.ru
СМИ:
В Тимирязевской Академии больше не будут проводить
опыты над животными.
Первый канал "Время" 7.02.2008 Видео: http://www.1tv.ru/news/n116384
http://www.1tv.ru/owa/win/ort6_main.main?p_news_title_id=116384&p_news_razdel_id=1&p_pagenum=1
В России запретят опыты над животными? НТВ Сегодня 07.02.2008 Видео:
http://news.ntv.ru/125961/
Первый столичный вуз отказался от опытов над животными
"Российская газета" - Центральный выпуск №4582 от 7 февраля
2008 г.
http://www.rg.ru/2008/02/07/opyty.html
Впервые московский ВУЗ - Тимирязевская академия - отказывается от
проведения опытов на животных. ИТАР-ТАСС 05.02.2008
http://www.itar-tass.com/level2.html?NewsID=12332768&PageNum=0
В Тимирязевской академии избавили студентов от вивисекции (Москва)
Регнум 05.02.2008
http://www.regnum.ru/news/952729.html
Впервые московский ВУЗ отказывается от проведения опытов на животных.
Агентство медицинских новостей ТАСС Новости 05.02.2008
http://www.ami-tass.ru/article/31987.html
Впервые московский ВУЗ отказывается от проведения опытов на животных.
Известия-Наука 06.02.08
http://inauka.ru/news/article80569?subhtml
В Тимирязевской академии студенты отказались от опытов над животными.
МК 05.02.2008
http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/02/05/science/337177/
Подопытный синдром. Парламентская газета № 152 (1769) 01 сентября
2005
http://www.pnp.ru/archive/17690120.html
Почему в России не хотят заменять подопытных животных гуманными
альтернативами?
Радио "Свобода" 05-07-04
http://www.svoboda.org/programs/eco/2004/eco.070504.asp
Материалы по теме:
Опыты
на животных в учебном процессе
Вузы,
отказавшиеся от опытов
Вузы,
сопротивляющиеся научному и этическому прогрессу
Форум:
оставьте свой комментарий
|