06.02.2008 Москва
Отечественная ветеринария оскудела ещё на целую группу
препаратов
"Сильнодействующие вещества" - новые проблемы в медицине
и ветеринарии?
6 февраля 2008 года в 12.00 преcc-конференция в Независимом Пресс-Центре
В пресс-конференции принимают участие: ЧЕРНОУСОВ ЕВГЕНИЙ АРСЕНТЬЕВИЧ,
адвокат Коллегии адвокатов «На Малой Дмитровке», ТРУХИН НИКОЛАЙ
АНАТОЛЬЕВИЧ, генеральный директор медицинского центра «Не навреди»,
врач-нарколог, НОВОЖИЛОВА ИРИНА ЮРЬЕВНА, президент Центра защиты
прав животных «Вита».
18 октября 2007 г. Госдумой РФ статья 234
УК РФ (незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ
в целях сбыта) была дополнена примечанием о том, что списки сильнодействующих
и ядовитых веществ, а также крупный размер сильнодействующих веществ
утверждается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ
от 29 декабря 2007 года № 964 "Об утверждении списков сильнодействующих
и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей УК РФ, а
также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи
234 УК РФ" указанные списки были сформированы и вступили в
силу 15 января 2008 года.
Таким образом, с 15 января 2008 года в Российской Федерации подлежат
контролю не только наркотические средства и психотропные вещества,
но и сильнодействующие и ядовитые вещества. Вместе с тем в Федеральном
законе "О наркотических средствах и психотропных веществах"
от 8.01.1998 года ничего не говорится о сильнодействующих и ядовитых
веществах. Это значит, что в отношении сильнодействующих и ядовитых
веществ, в отличие от наркотических и психотропных веществ, отсутствует
правовая основа государственной политики в области противодействия
их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной
и общественной безопасности.
К юристам и правозащитным организациям стали обращаться медики
и ветврачи с просьбой разъяснить сложившуюся неопределенность уголовного
преследования по ст. 234 УК РФ за использование в профессиональной
деятельности лекарств, в которые входят сильнодействующие вещества.
Однако отсутствие федерального закона о сильнодействующих и ядовитых
веществах не позволяет дать какие-либо разъяснения, поскольку без
ссылки на закон нельзя ответить на такие вопросы, как:
Какие вещества являются сильнодействующими и ядовитыми?
Чем эти вещества отличаются от наркотических средств и психотропных
веществ?
Относится ли к группе сильнодействующих ветеринарный препарат лаураболин,
в состав которого входит сильнодействующий компонент нандролона
лаурат?
Возможна ли уголовная ответственность, если корвалол, пенталгин
и другие лекарственные средства, содержащие в своем составе сильнодействующие
вещества, приобретаются в аптеках не для личного потребления, а
для родственников, знакомых (по их просьбе).
На вопросы журналистов ответят участники пресс-конференции.
Пресс-релиз (полный текст)
18 октября 2007 г. Госдумой РФ статья 234 УК РФ (незаконный оборот
сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта) была дополнена
примечанием о том, что списки сильнодействующих и ядовитых веществ,
а также крупный размер сильнодействующих веществ утверждается Правительством
РФ. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 964
"Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ
для целей статьи 234 и других статей УК РФ, а также крупного размера
сильнодействующих веществ для целей статьи 234 УК РФ" указанные
списки были сформированы и вступили в силу 15 января 2008 года.
Таким образом, с 15 января 2008 года в Российской Федерации подлежат
контролю не только наркотические средства и психотропные вещества,
но и сильнодействующие и ядовитые вещества. Вместе с тем в Федеральном
законе "О наркотических средствах и психотропных веществах"
от 8.01.1998 года ничего не говорится о сильнодействующих и ядовитых
веществах. Это значит, что в отношении сильнодействующих и ядовитых
веществ, в отличие от наркотических и психотропных веществ, отсутствует
правовая основа государственной политики в области противодействия
их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной
и общественной безопасности.
К юристам и правозащитным организациям стали обращаться медики
и ветврачи с просьбой разъяснить сложившуюся неопределенность уголовного
преследования по ст. 234 УК РФ за использование в профессиональной
деятельности лекарств, в которые входят сильнодействующие вещества.
Однако отсутствие федерального закона о сильнодействующих и ядовитых
веществах не позволяет дать какие-либо разъяснения, поскольку без
ссылки на закон нельзя ответить на такие вопросы, как: Какие вещества
являются сильнодействующими и ядовитыми? Чем эти вещества отличаются
от наркотических средств и психотропных веществ? Является ли сильнодействующими
веществами ветеринарный препарат лаураболин? Возможна ли уголовная
ответственность, если корвалол, пенталгин, и другие лекарственные
средства, содержащие в своем составе сильнодействующие вещества,
приобретаются в аптеках не для личного потребления, а для родственников,
знакомых (по их просьбе).
В свою очередь, врачи и ветврачи боятся после 15 января 2008 года
производить какие-либо действия с лекарственными средствами, в состав
которых входят сильнодействующие вещества, опасаясь быть привлеченными
к уголовной ответственности по ст. 234 УК РФ за незаконное хранение
в целях сбыта или сбыт сильнодействующих веществ. Их беспокойства
совершенно обоснованны, поскольку постановлением Правительства РФ
от 29 декабря 2007 года № 964 к сильнодействующим веществам отнесены
не только лекарственные средства, включенные в список сильнодействующих
веществ (диазепам, нандролон, хлорофор, эфедрин и другие), но и
"Все лекарственные формы, какими бы фирменными (торговыми)
названиями они не обозначались, в состав которых входят перечисленные
в настоящем списке вещества в сочетании с фармакологическими неактивными
компонентами".
До вступления в силу статьи 234 УКК РФ и постановления Правительства
в отношении сильнодействующих веществ действовали разъяснения, издаваемые
Постоянным комитетом по контролю наркотиков (ПККН) при Минздраве
РФ. В частности, ПККН были даны разъяснения, что в отношении комбинированных
лекарственных препаратов, содержащих, кроме основного контролируемого
вещества, другие фармакологические активные компоненты, контроль
устанавливается в индивидуальном порядке путем включения данного
комбинированного лекарственного препарата в список сильнодействующих
и ядовитых веществ рецептурно. ПККН отмечал, что наличие сильнодействующего
вещества в комбинированном препарате еще не говорит о том, что данное
лекарственное средство является контролируемыми сильнодействующими
веществами. Например, корвалол, содержащий фенобарбитал и пенталгин,
в состав которого входят кодеин и фенобарбитал в сочетании с другими
фармакологически активными веществами, не находятся под контролем.
В этой связи является характерным примером следующее уголовное
дело. В 2005 году УФСКН России по Ярославской области были возбуждены
по ч. 2 ст. 234 УК РФ три уголовных дела в отношении ветеринарных
врачей Милевского А. А. и Щукина А. М. Мерехина А. И. и Кузнецова
В. Е. за незаконный сбыт ветеринарного препарата "лаураболина",
содержащего сильнодействующее вещество "нандролон" Усилиями
защиты эти уголовные дела были прекращены за отсутствием в деянии
состава преступления.
Прекращению дел по реабилитирующим основаниям способствовало разъяснение,
полученное из ПККН, в котором говорилось, что: "Препарат "лаураболин",
в состав которого входит сильнодействующее вещество нандролон лаурат
и синонимами которого являются: Клиниболин, Фортадекс, Нандролон
лаурат, Нортестостерон додеканоат в Российской Федерации не относятся
к Спискам наркотических средств, психотропных, сильнодействующих,
ядовитых веществ и их прекурсоров, и на них не распространяются
меры контроля, предусмотренные для контролируемых веществ".
Если бы указанные уголовные дела расследовались после 15 января
2008 года, то названные ветеринарные врачи были бы осуждены за незаконный
оборот сильнодействующих веществ.
Подтверждением того, что разъяснения ПККН в настоящее время не
имеют юридической силы, является издание Минздравсоцразвития РФ
приказа от 25.12.2007 года № 800 "О признании утратившим силу
приказа Министерства здравоохранения и медицинской промышленности
РФ от 14.08.1995 г. № 239 "О дополнительных мерах по контролю
наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ".
Отмененный приказ предписывал ПККН обеспечивать регулярное формирование
и издание списков сильнодействующих веществ, своевременно вносить
в указанные списки изменения и дополнения, при регистрации отечественных
и зарубежных лекарственных средств, представлять Минздраву РФ свое
заключение об их отнесении к спискам сильнодействующих и ядовитых
веществ.
Пытаясь сгладить возникшую проблему с отпуском населению лекарств,
содержащими сильнодействующие вещества (корвалол, пенталгин и другие),
должностные лица Госнаркоконтроля и Минздравсоцразвития в различных
регионах России в отрыве от статьи 234 Уголовного кодекса РФ разъясняют
населению изданные Правительством списки сильнодействующих и ядовитых
веществ. Такие действия не основаны на законе и нарушают статью
126 Конституции РФ, согласно которой по вопросам судебной практики
вправе давать разъяснения только Верховный Суд РФ. Однако в постановлении
Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 года № 14 "О судебной
практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами,
психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" отсутствуют
разъяснения в отношении сильнодействующих и ядовитых веществ.
В связи с чем не основаны на законе высказывания должностных лиц
о том, что после выхода упомянутого постановления Правительства
РФ лекарства, содержащие сильнодействующие вещества, необходимо
продавать только по рецептам. В данном случае не учитывается тот
факт, что названные списки упоминается не отдельным документом,
а в связи со статьей 234 УК РФ, не имеющей никакого отношения к
рецептам на лекарственные средства.
Также являются надуманными высказывания о том, что на приобретение,
хранение, перевозку или продажу лекарственных средств, содержащих
сильнодействующие вещества, необходима лицензия. Федеральным законом
"О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001
(ред. от 08.12.2007) не предусмотрено лицензии на деятельность,
связанную с оборотом сильнодействующих веществ.
Указанные правовые проблемы с сильнодействующими и ядовитыми веществами
не могли возникнуть относительно наркотических средств и психотропных
веществ, поскольку правовые положения наркотических средств и психотропных
веществ основаны на международных Конвенциях и Федеральном законе
"О наркотических средствах и психотропных веществах".
Так, в отношении комбинированных лекарственных средств, в состав
которых входят наркотические средства и психотропные вещества, в
статье 2 пункта 5 Федерального закона "О наркотических средствах
и психотропных веществах" сказано, что: "В отношении препаратов,
которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров, внесенных в списки 2, 3 или 4, и поэтому
не представляют опасности в случае злоупотребления ими или представляют
незначительную опасность и из которых указанные средства или вещества
не извлекаются легкодоступными способами, могут исключаться некоторые
меры контроля, установленные настоящим Федеральным законом. Порядок
применения мер контроля в отношении указанных препаратов устанавливается
Правительством Российской Федерации".
Тем самым, Россия, в числе других стран, признала, что применение
наркотических средств и психотропных веществ, входящих в небольших
количествах в состав комбинированных медицинских препаратов продолжает
быть необходимым для облегчения боли и страдания, что в этих целях
должны быть приняты надлежащие законодательные меры для удовлетворения
потребностей указанных препаратов для медицинских целей, а их доступность
для таких целей не должна чрезмерно ограничиваться.
Отсутствие федерального закона о сильнодействующих и ядовитых веществах
дает возможность недобросовестным сотрудникам правоохранительных
органов применять статью 234 УК РФ в отношении граждан избирательно
по своему усмотрению, в том числе по корыстным мотивам.
Полагаем, с целью избежания случаев незаконного привлечения к уголовной
ответственности лиц по статье 234 УК РФ, Государственной Думе РФ
необходимо принять решение о приостановлении действия данной статьи
до решения вопроса о принятия Федерального закона о сильнодействующих
и ядовитых веществах или исключения этой статьи из Уголовного кодекса
Российской Федерации как не соответствующей международному законодательству.
Центр защиты прав животных «Вита»
www.vita.org.ru
E-mail: vita-russia@yandex.ru
Материалы по теме:
Как
наркоконтроль России лишил животных обезболивания во время хирургических
операций
Форум:
оставьте свой комментарий
|