21 марта 2008 - ВИТА-Новости
Непреодолимое Вето и.о. президента Путина?
Жестокость за 8 лет не нашла предмета регулирования
Госдума сняла с рассмотрения закон "О защите животных от жестокого
обращения"
Об этом заявила председатель ответственного комитета по природным
ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова. Документ
был вынесен на рассмотрение нижней палаты в пятницу 21 марта 2008.
Закон снят.
Жестокость не нашла предмета регулирования
Госдума сняла с рассмотрения закон "О защите животных от жестокого
обращения".
18.03.2008
О намерении снять с рассмотрения закон нашему корреспонденту сообщила
председатель ответственного комитета по природным ресурсам, природопользованию
и экологии Наталья Комарова. Документ вынесен на рассмотрение нижней
палаты в пятницу 21 марта.
Напомним, что законопроект был внесен в Госдуму 19 июня 1997 года
депутатом фракции ЛДПР второго созыва Геннадием Бердовым, к авторству
присоединились также В.А.Леончев, А.Н.Грешневиков, М.К.Глубоковский,
Т.В.Злотникова, Г.М.Садчиков, Ю.В.Уткин. Закон был принят Госдумой
1 декабря 1999 года, причем уже после голосования в зале было распространено
протестное письмо. 3 января 2000 года в числе своих первых действий
на посту президента России Владимир Путин отклонил закон.
В письме президента указывается на то, что в законе содержится
ряд внутренних противоречий. Так, в соответствии со статьей 3 Закона
его действие распространяется на домашних и диких животных, за исключением
беспозвоночных животных, паразитирующих на других животных и человеке.
Регулятивное воздействие любого нормативного правового акта возможно
только на субъектов права, вступающих в общественные отношения в
той или иной области. Животные не являются ни субъектами права,
ни участниками общественных отношений, в связи с чем на них не может
распространяться действие Закона. Абзацем вторым пункта 4 статьи
10 Закона запрещается проведение боев животных. Однако пунктом 1
статьи 17 Закона предусмотрено, что в порядке, установленном Правительством
РФ, определяется перечень пород бойцовых собак, выведенных для проведения
собачьих боев. Кроме того, Законом не урегулированы отношения, связанные
с обращением с сельскохозяйственными, пушными и иными продуктивными
животными. Согласно пункту 1 статьи 11 Закона требования к содержанию
и использованию этих животных устанавливаются в соответствии с законодательством
РФ, однако соответствующее законодательство РФ не разработано.
Согласно абзацу третьему статьи 6 Закона граждане и общественные
объединения в соответствии с законодательством РФ вправе посещать
места содержания и использования животных. Указанное положение приводит
к нарушению конституционного права граждан на неприкосновенность
жилища (статья 25 Конституции РФ), а также прав собственников иных
мест содержания и использования животных (зоопарков, цирков и так
далее).
Согласно абзацу шестому статьи 6 Закона граждане и общественные
объединения в соответствии с законодательством РФ вправе обращаться
в суд с исками об изъятии животных в случаях жестокого обращения,
однако на основании статьи 241 Гражданского кодекса РФ при нарушении
правил гуманного обращения с животными заинтересованные лица могут
требовать через суд принудительного выкупа животного с передачей
им права собственности на животное. Таким образом, при обращении
в суд указанные граждане и общественные объединения должны быть
готовыми стать собственниками этих животных.
Согласно абзацу третьему статьи 6 Закона граждане и общественные
объединения в соответствии с законодательством РФ вправе посещать
места содержания и использования животных. Указанное положение приводит
к нарушению конституционного права граждан на неприкосновенность
жилища (статья 25 Конституции РФ), а также прав собственников иных
мест содержания и использования животных (зоопарков, цирков и так
далее).
Ответственный комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию
и экологии рассмотрел документ и в своем заключении указал, что
"закон не имеет собственного предмета правого регулирования,
так как значительная часть содержащихся в нем норм, касающихся вопросов,
отнесенных в соответствии со статьями 71 и 72 Конституции РФ к ведению
РФ или совместному ведению РФ и субъектов РФ, уже закреплена федеральными
законами "О животном мире", "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения", Гражданским кодексом РФ, Уголовным
кодексом РФ, Законом РФ "О ветеринарии" и другими нормативно-правовыми
актами". Комитет согласился с позицией президента восьмилетней
давности и повторил в своем заключении приведенные в письме президента
возражения.
"В связи с вышеизложенным, Комитет считает нецелесообразным
продолжение работы специальной комиссии по Федеральному закону "О
защите животных от жестокого обращения", предлагает согласиться
с Президентом Российской Федерации об отклонении Федерального закона
"О защите животных от жестокого обращения" и снять указанный
Федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой"
– указано в заключении комитета за подписью его председателя Натальи
Комаровой.
Президент Центра защиты прав животных "Вита" Ирина Новожилова
в своем комментарии нашему корреспонденту пояснила, что отклоняемый
за отсутствием предмета правового регулирования закон на самом деле
подсекает ряд сфер жестокости к животным и именно в этом она видит
причину отклонения документа. И.Новожилова сообщила, что против
закона выступили четыре силы, причем об одной из них – зверобоях
– стало известно совсем недавно в связи с кампанией против убийства
бельков, в которой певица Лайма Вайкуле рисковала жизнью. Т.к. закон
запрещает убийство новорожденных бельков – детенышей гренландского
тюленя, зверобои, по словам Новожиловой, организовали через губернаторов
северных регионов, где ведется промысел, письмо президенту против
закона. По словам главы "Виты", во время кампании в защиту
бельков выяснилось, что этичные формы промысла на севере сохранились,
как и формы экологического туризма. Скандинавы за бешенные деньги
скупают морошку. Организованы маршруты на снегоходах. Однако доходный
промысел попадает в руки, как выразилась Новожилова, приезжих "бандитов",
которые заинтересованы только в доходах и в результате норвежские
инвестиции ничего не дают местному населению, мало того, закрывается
единственный в стране завод по переработке ламинарий, что лишит
науку агар-агара для микробиологических исследований, который также
идет в виде наполнителя в кондитерскую промышленность. По словам
Новожиловой, этот один завод мог "кормить" весь регион
при условии этичного промысла и экологического туризма.
И.Новожилова рассказала, что ранее против закона выступили также
экспериментаторы биофака МГУ включая кафедры ВНД и физиологии животных.
Также лидер партии "Миллион друзей" и издатель журнала
"Друг" Александр Романович, который публиковал в журнале
заметки против закона, поскольку закон берет под контроль плановое
разведение. Кроме того, закон запрещает бои животных и некоторые
мероприятия с использованием животных, что было актуально в связи
с корридой. И.Новожилова призналась, что она совершенно не ожидала
появления в Думе в день одобрения закона протестного письма лидера
Российского общества покровительства животным Веры Максимовой, потому
что ее приглашали к участию в разработке закона.
Основным разработчиком текста многострадального закона стала глава
Центра этичного отношения к животным Татьяна Павлова, которая в
прошлом году ушла из жизни. При разработке закона она использовала
наиболее прогрессивные на то время нормы австрийского, скандинавского,
немецкого законодательства. Когда ее соратники разбирали архив после
ее смерти, половину этого архива составляли материалы и документы
по единственному закону – о защите животных от жестокого обращения.
Насколько это известно Новожиловой, разработкой нового закона на
ту же тему никто не занимается, поскольку после снятия с рассмотрения
обсуждаемого 11 лет резонансного документа потребуется все начинать
заново и это потребует больших усилий и денежных средств.
В своем комментарии Ирина Новожилова также сообщила о подготовке
запроса по этичному промыслу.
http://www.leo-mosk.narod.ru/works/08_03_18.htm
***
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию
и экологии рассмотрел Федеральный закон "О защите животных
от жестокого обращения" и отмечает следующее.
Федеральный закон "О защите животных от жестокого обращения"
(далее – Закон) принят Государственной Думой 1 декабря 1999 года.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Конституции РФ Закон считался
одобренным Советом Федерации, поскольку не был рассмотрен в течении
14 дней, и 22 декабря 1999 года направлен Президенту РФ для подписания.
Федеральный закон отклонен исполняющим обязанности Президента РФ
3 января 2000 года. Основными причинами отклонения указанного Закона
были названы отсутствие собственного предмета правового регулирования
и противоречие его отдельных положений Конституции РФ и федеральному
законодательству.
Для преодоления возникших разногласий и выработки согласованной
позиции Государственной Думой была создана специальная комиссия,
в состав которой вошли 4 представителя Государственной Думы и 3
– Совета Федерации. Кроме того, для участия в работе комиссии были
приглашены представители Президента РФ, однако Администрация Президента
РФ посчитала их участие в работе Комиссии нецелесообразным, так
как основания, по которым был отклонен Федеральный закон Президентом
РФ, не предполагают возможности доработки его в данной концепции.
В настоящее время истек срок полномочий 6 членов специальной комиссии
– депутатов Государственной Думы Р.С.Бакиева, С.М.Ахметханова, В.В.Оленьева
и членов Совета Федерации – В.Д.Черных, В.Н.Устюгова, А.В.Артюхова.
В результате этого работа специальной комиссии до настоящего времени
не завершена.
Следует также отметить, что в подготовленных специальной комиссией
редакциях Закона не были учтены основные замечания Президента РФ.
Данный Федеральный закон не имеет собственного предмета правого
регулирования, так как значительная часть содержащихся в нем норм,
касающихся вопросов, отнесенных в соответствии со статьями 71 и
72 Конституции РФ к ведению РФ или совместному ведению РФ и субъектов
РФ, уже закреплена федеральными законами "О животном мире",
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Законом РФ "О
ветеринарии" и другими нормативно-правовыми актами.
Наряду с изложенным, Комитет отмечает следующие противоречия данного
Федерального закона действующему законодательству.
Согласно абзацу третьему статьи 6 Закона граждане и общественные
объединения в соответствии с законодательством РФ вправе посещать
места содержания и использования животных. Указанное положение приводит
к нарушению конституционного права граждан на неприкосновенность
жилища (статья 25 Конституции РФ), а также прав собственников иных
мест содержания и использования животных (зоопарков, цирков и так
далее).
Согласно абзацу шестому статьи 6 Закона граждане и общественные
объединения в соответствии с законодательством РФ вправе обращаться
в суд с исками об изъятии животных в случаях жестокого обращения.
Однако на основании статьи 241 Гражданского кодекса РФ при нарушении
правил гуманного обращения с животными заинтересованные лица могут
требовать через суд принудительного выкупа животного с передачей
им права собственности на животное.
В Законе содержится ряд внутренних противоречий. Так, в соответствии
со статьей 3 Закона его действие распространяется на домашних и
диких животных. Животные не являются ни субъектами права, ни участниками
общественных отношений, в связи с чем на них не может распространяться
действие Закона.
Абзацем вторым пункта 4 статьи 10 Закона запрещается проведение
боев животных. Однако пунктом 1 статьи 17 Закона предусмотрено,
что в порядке, установленном Правительством РФ, определяется перечень
пород бойцовых собак, выведенных для проведения собачьих боев.
Кроме того, Законом не урегулированы отношения, связанные с обращением
с сельскохозяйственными, пушными и иными продуктивными животными.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона требования к содержанию и использованию
этих животных устанавливаются в соответствии с законодательством
РФ, однако соответствующее законодательство РФ не разработано.
Также допущено противоречие пунктов 5 и 4 статьи 12 законопроекта,
поскольку пункт 4 указанной статьи устанавливает общие требования
к добыче детенышей всех диких животных при наличии разрешений специально
уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Вместе
с тем, пунктом 5 этой статьи добыча детенышей морских млекопитающих
запрещена.
В связи с вышеизложенным, Комитет считает нецелесообразным продолжение
работы специальной комиссии по Федеральному закону "О защите
животных от жестокого обращения", предлагает согласиться с
Президентом РФ об отклонении Федерального закона "О защите
животных от жестокого обращения" и снять указанный Федеральный
закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой.
Председатель Комитета Н.В.Комарова
На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации
отклоняю принятый Государственной Думой 1 декабря 1999 г., считающийся
одобренным Советом Федерации и направленный Президенту Российской
Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "О
защите животных от жестокого обращения" (далее именуется –
Закон) по следующим основаниям.
Закон не имеет собственного предмета правового регулирования, так
как значительная часть содержащихся в нем норм, касающихся вопросов,
отнесенных в соответствии со статьями 71 и 72 Конституции Российской
Федерации к ведению Российской Федерации или совместному ведению
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, уже закреплена
федеральными законами "О животном мире", "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения", Гражданским кодексом Российской Федерации,
Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом РСФСР об административных
правонарушениях, Законом Российской Федерации "О ветеринарии"
и другими нормативными правовыми актами.
Исходя из изложенного и в соответствии со статьями 71-73 Конституции
Российской Федерации дополнительного правового регулирования на
федеральном уровне требуют только отдельные вопросы, связанные с
жестоким обращением с животными. Указанные проблемы должны быть
решены путем внесения соответствующих изменений и дополнений в названные
законы. Так, в Уголовном кодексе Российской Федерации и Кодексе
РСФСР об административных правонарушениях следует более детально
урегулировать соответствующие составы правонарушений.
Пунктом 2 статьи 2 Закона на федеральные органы исполнительной
власти возлагаются конкретные полномочия, что свидетельствует о
присвоении законодателем полномочий Правительства Российской Федерации
и противоречит принципу разделения властей, закрепленному в статьях
10, 11 и ПО Конституции Российской Федерации, а также статье 12
Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской
Федерации". Аналогичные замечания относятся к пункту 4 статьи
12 Закона.
Пунктом 3 статьи 2 Закона устанавливается приоритет международного
договора Российской Федерации над федеральным законом. Однако иерархия
нормативных правовых актов в правовой системе Российской Федерации
установлена статьей 15 Конституции Российской Федерации. В связи
с тем что эти отношения являются предметом правового регулирования
Конституции Российский Федерации, они не могут быть урегулированы
федеральным законом.
По вопросам, не относящимся к федеральной компетенции, в соответствии
со статьями 73 и частью 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации
субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое
регулирование в данной области. Следовательно, статья 5 подлежит
исключению из Закона.
Согласно абзацу третьему статьи 6 Закона граждане и общественные
объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации
вправе посещать места содержания и использования животных. Указанное
положение приводит к нарушению конституционного права граждан на
неприкосновенность жилища (статья 25 Конституции Российской Федерации),
а также прав собственников иных мест содержания и использования
животных (зоопарков, цирков и так далее).
Согласно абзацу шестому статьи 6 Закона граждане и общественные
объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации
вправе обращаться в суд с исками об изъятии животных в случаях жестокого
обращения, однако на основании статьи 241 Гражданского кодекса Российской
Федерации при нарушении правил гуманного обращения с животными заинтересованные
лица могут требовать через суд принудительного выкупа животного
с передачей им права собственности на животное. Таким образом, при
обращении в суд указанные граждане и общественные объединения должны
быть готовыми стать собственниками этих животных.
В Законе содержится ряд внутренних противоречий. Так, в соответствии
со статьей 3 Закона его действие распространяется на домашних и
диких животных, за исключением беспозвоночных животных, паразитирующих
на других животных и человеке. Регулятивное воздействие любого нормативного
правового акта возможно только на субъектов права, вступающих в
общественные отношения в той или иной области. Животные не являются
ни субъектами права, ни участниками общественных отношений, в связи
с чем на них не может распространяться действие Закона.
Абзацем вторым пункта 4 статьи 10 Закона запрещается проведение
боев животных. Однако пунктом 1 статьи 17 Закона предусмотрено,
что в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,
определяется перечень пород бойцовых собак, выведенных для проведения
собачьих боев.
Кроме того, Законом не урегулированы отношения, связанные с обращением
с сельскохозяйственными, пушными и иными продуктивными животными.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона требования к содержанию и использованию
этих животных устанавливаются в соответствии с законодательством
Российской Федерации, однако соответствующее законодательство Российской
Федерации не разработано.
http://www.leo-mosk.narod.ru/works/08_03_18.htm
***
Текст закона редакции 2002 года
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О защите животных от жестокого обращения
Настоящий Федеральный закон направлен на предотвращение страданий
и гибели животных от жестокого обращения с ними, на укрепление нравственности
и гуманности общества.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые
в настоящем Федеральном законе В целях настоящего Федерального закона
используются следующие основные понятия: домашние животные – сельскохозяйственные
и другие одомашненные животные, в том числе бродячие и одичавшие;
дикие животные – объекты животного мира, обитающие в условиях естественной
свободы, а также объекты животного мира, содержащиеся в неволе,
в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;
эвтаназия – быстрое и безболезненное умерщвление животного, не вызывающее
у него ощущения тревоги или страха.
Статья 2. Правовое регулирование защиты животных от жестокого обращения
Правовое регулирование защиты животных от жестокого обращения осуществляется
настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов РФ.
Статья 3. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие
при осуществлении деятельности с использованием животных, а также
при их содержании и обращении с ними.
2. Отношения. возникающие при осуществлении деятельности с использованием
животных, а также при их содержании и обращении с ними, настоящий
Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы
законодательством РФ.
Статья 4. Основные принципы обращения с животными Обращение с животными
основывается на следующих принципах: нравственное и гуманное отношение
к животным; непричинение морального вреда человеку; отношение к
животным как к чувствующим существам, способным испытывать страх,
боль.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти РФ в области
защиты животных от жестокого обращения К полномочиям органов государственной
власти РФ в области защиты животных от жестокого обращения относятся:
осуществление государственной политики в области защиты животных
от жестокого обращения; разработка и принятие федеральных образовательных
стандартов, направленных на воспитание нравственности и гуманности
при обращении с животными; установление единых требований к защите
животных от жестокого обращения с ними при содержании, использовании,
разведении, транспортировке животных и ином обращении с ними; осуществление
государственного контроля за обращением с животными; иные установленные
законодательством РФ полномочия. Статья 6. Права граждан и общественных
объединений в области защиты животных от жестокого обращения
Граждане и общественные объединения в соответствии с законодательством
РФ вправе: осуществлять общественный контроль в области защиты животных
от жестокого обращения; получать от юридических лиц, в том числе
от органов государственной власти, информацию о содержании и об
использовании животных; содействовать органам государственной власти
и органам местного самоуправления в защите животных от жестокого
обращения; обращаться в суд с исками об изъятии животных в случаях
жестокого обращения; осуществлять иную не противоречащую законодательству
РФ деятельность в области защиты животных от жестокого обращения.
ГЛАВА II. ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ЖИВОТНЫМИ, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ЖЕСТОКОСТЬ
ПРИ ОБРАЩЕНИИ С НИМИ
Статья 7. Исключающие жестокость общие требования к обращению с
животными и их содержанию 1. При обращении с животными не допускаются:
нанесение побоев, увечий животным, истязание их, иные действия,
вызывающие у животных страх, боль, иные страдания; неправомерное
умерщвление животных; проведение без обезболивания ветеринарных
и иных процедур на животных, которые могут вызвать у животных боль
и иные мучительные состояния; проведение операций на животных, не
являющихся оказанием ветеринарной помощи или проведением работы
с экспериментальными животными; разведение животных с генетическими
изменениями, причиняющими животным страдания; разведение животных
с наследственно закрепленной повышенной (не отвечающей видовым и
породным характеристикам животных) агрессивностью, определяемой
на основе экспертной оценки; использование инвентаря и иных приспособлений,
травмирующих животных; разрушение жилищ животных, влекущее за собой
их гибель; натравливание одних домашних животных на других; разлучение
моногамных животных, образовавших постоянные пары; другие противоречащие
принципам нравственности и гуманного обращения с животными действия.
2. При содержании животных необходимо обеспечивать им условия,
соответствующие биологическим и индивидуальным особенностям животных,
а также удовлетворять их потребности в пище, воде, сне, движении,
естественной активности.
3. Места содержания животных должны быть оснащены и оборудованы
с учетом обеспечения им необходимого пространства, температурно-влажностного
режима, естественной освещенности, вентиляции, защиты животных от
вредных внешних воздействий, возможности контакта животных с естественной
средой.
4. Число животных, содержащихся в жилых помещениях, ограничивается
возможностью обеспечения им условий содержания в соответствии с
требованиями законодательства РФ.
5. При содержании животных необходимо учитывать их совместимость
и иерархические отношения между животными.
6. Не допускается содержание диких животных в неприспособленных
для этой цели сооружениях, помещениях (в детских учреждениях, иных
неприспособленных сооружениях и помещениях) и транспортных средствах.
7. Содержание гражданами диких животных в жилых помещениях допускается
в случае временного содержания спасенных, пострадавших животных.
Статья 8. Обращение с животными-компаньонами 1. Собственник (владелец)
животных, к которым человек испытывает привязанность и которых содержит
для удовлетворения потребности в общении (далее – животные-компаньоны),
– собак, кошек и других животных, обязан: предотвращать причинение
вреда животным-компаньоном человеку и (или) домашним животным; обеспечивать
безопасность животных-компаньонов, в том числе вне жилых помещений;
принимать меры по предотвращению появления нежелательного потомства
у животных-компаньонов. Предотвращение потомства у животных-компаньонов
осуществляется посредством их временной изоляции, применения контрацептивных
средств или стерилизации.
2. Не допускается: выгул животных-компаньонов несовершеннолетними,
если обстоятельства выгула требуют участия совершеннолетних; использование
животных-компаньонов для получения мяса и пушно-мехового сырья.
3. Запрещается оставлять животных-компаньонов без попечения, бросать
или иным образом оставлять их в целях отказа от права собственности
на них.
Статья 9. Обращение с животными при использовании их в научных
экспериментах, биологическом тестировании, учебном процессе, а также
при получении биологических препаратов
1. Использование животных в научных экспериментах, биологическом
тестировании, учебном процессе, а также при получении биологических
препаратов (далее – экспериментальные животные) допускается только
в случае, если отсутствует возможность заменить животных альтернативными
моделями и объектами. Количество используемых экспериментальных
животных должно быть минимальным.
2. Перечень моделей и объектов, альтернативных экспериментальным
животным, устанавливается в порядке, определенном Правительством
РФ.
3. Проведение на экспериментальных животных процедур независимо
от их целей и видов животных, при которых возможно нанесение экспериментальным
животным травм или причинение боли, осуществляется в условиях обязательного
обезболивания.
4. При работе с экспериментальными животными не допускаются: девокализация
экспериментальных животных (лишение животных возможности издавать
звуки оперативным путем); применение травматичных методов и приемов
при взятии экспериментальных животных из мест их содержания (клеток,
боксов, террариумов, аквариумов и других); использование экспериментальных
животных для демонстраций в учебных целях в случае, если для такой
демонстрации могут быть использованы неживые объекты, в том числе
для демонстрации рефлекторной деятельности организма; принуждение
обучающихся, студентов, курсантов, других обучающихся выполнять
процедуры, приводящие к травмам, увечью или гибели экспериментальных
животных, если это противоречит моральным принципам или религиозным
убеждениям обучающихся; проведение экспериментов, приводящих к травмам,
увечью или гибели экспериментальных животных, при участии несовершеннолетних
или в их присутствии; проведение на экспериментальных животных с
высокоорганизованной центральной нервной системой (приматы, собаки,
кошки, дельфины) процедур, приводящих к их травмам, увечью или гибели.
5. Экспериментальным животным, которые были использованы в экспериментах
и для демонстраций, должен быть обеспечен квалифицированный уход.
Выведение нежизнеспособного животного из эксперимента осуществляется
с помощью эвтаназии. Методом эвтаназии для экспериментальных животных
является передозировка анестетиков; для умерщвления мелких экспериментальных
животных допускается обезглавливание с помощью специального устройства.
6. Уборка, захоронение, уничтожение или утилизация трупов экспериментальных
животных может проводиться только после того, как смерть каждого
такого животного будет констатирована лицом, ответственным за работу
с экспериментальным животным.
7. Проведение работ с экспериментальными животными допускается
при наличии специализированных помещений для содержания экспериментальных
животных и помещений для проведения таких работ. 8. Лица, осуществляющие
профессиональную деятельность с использованием экспериментальных
животных, обязаны пройти специальную подготовку для работы с ними.
Статья 10. Обращение с животными при использовании их в зрелищных
и спортивных мероприятиях, при организации развлечений 1. Обращение
с животными при использовании их в зрелищных и спортивных мероприятиях,
телевизионных съемках, кино- и фотосъемках должно исключать причинение
животным боли, травм, увечий, гибель животных.
2. При обучении (дрессировке) животных не допускаются: применение
жестоких методов укрощения и дрессировки животных, в том числе их
запугивания; удаление у животных зубов и когтей; принуждение животных
к выполнению действий, травмирующих их; использование животных,
тяжело переносящих неволю, закрытые помещения, замкнутое пространство,
дрессировку.
3. Собственник (владелец) животных, использование которых в зрелищных
и спортивных мероприятиях перестало быть возможным, обязан обеспечить
указанным животным условия содержания в соответствии с требованиями
настоящего Федерального закона.
4. Запрещается проведение: боев животных; зрелищных мероприятий,
включающих в себя преследование, умерщвление, наблюдение предсмертной
агонии животных, использование для умерщвления животных других животных.
5. Лица, осуществляющие профессиональную деятельность с использованием
животных в зрелищных и спортивных мероприятиях, при организации
развлечений, обязаны пройти специальную подготовку для работы с
ними. Статья 11. Обращение с животными при использовании их в сельском
хозяйстве, звероводстве, в рыбоводстве
1. Требования к содержанию и использованию сельскохозяйственных,
пушных и иных продуктивных животных устанавливаются в соответствии
с настоящим Федеральным законом.
2. При получении продукции животного происхождения (дойка, стрижка,
принудительный откорм и иное) не допускается применение технологий,
включающих в себя болезненные приемы.
3. При разведении животных с применением биотехнологических методов
и методов генно-инженерной деятельности не допускается изменение
природы и внешнего вида животных, если такое изменение может вызывать
боль и иные страдания.
4. Не допускается переработка или использование для приготовления
пищи неумерщвленных животных.
5. Условия предубойного содержания животных должны соответствовать
требованиям статьи 7 настоящего Федерального закона. 6. Лица, осуществляющие
профессиональную деятельность с использованием сельскохозяйственных,
пушных и иных продуктивных животных, обязаны пройти специальную
подготовку для работы с ними. Статья 12. Обращение с дикими животными,
обитающими в состоянии естественной свободы в природной среде 1.
Применение технических средств при добыче диких животных должно
обеспечивать их быструю гибель, исключающую страдания животных.
2. Перечень технических средств, применение которых при добыче
диких животных обеспечивает их быструю гибель, определяется в порядке,
установленном Правительством РФ. 3. При добыче диких животных необходимо
учитывать экстремальные и иные обстоятельства, при которых повышается
риск гибели диких животных и причинения им страданий. Не допускаются:
использование транспортных и иных технических средств, ядов, взрывчатых
веществ, применение которых ведет к массовой гибели диких животных;
применение электрического тока при вылове рыбы;
добыча диких животных, находящихся в бедственном положении;
добыча самок диких животных, имеющих детенышей, не способных к
самостоятельному существованию; добыча самок млекопитающих в поздние
сроки беременности; добыча не способных к самостоятельному существованию
детенышей диких животных, за исключением видов диких животных, наносящих
значительный ущерб экономике в период популяционного взрыва.
4. Добыча детенышей диких животных в случае, указанном в абзаце
седьмом пункта 3 настоящей статьи, допускается при наличии разрешения
специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти
в порядке, установленном законодательством РФ.
5. Запрещается добыча детенышей морских млекопитающих.
6. Умерщвление или изъятие диких животных из природной среды, не
относящиеся к пользованию животным миром, не допускается.
Статья 13. Обращение с дикими животными, обитающими в условиях,
возникших в результате деятельности человека, с безнадзорными, бродячими
и одичавшими животными
1. Регулирование численности диких животных, обитающих в условиях,
возникших в результате деятельности человека, осуществляется методами
стерилизации или биологическими методами, при невозможности использования
указанных методов – посредством умерщвления.
2. Регулирование численности бродячих и одичавших животных осуществляется
методами стерилизации.
3. Отлов безнадзорных, бродячих и одичавших животных осуществляется
в целях передачи владельцам, стерилизации.
4. Запрещаются методы отлова с применением технических приспособлений
и препаратов, травмирующих животных или опасных для их жизни и здоровья.
Статья 14. Оказание ветеринарной помощи животным 1. Собственники
(владельцы) животных обязаны: обеспечивать профилактику особо опасных
заболеваний животных; обеспечивать оказание больным животным квалифицированной
ветеринарной помощи.
2. Ветеринарное обслуживание должно включать в себя услуги по эвтаназии.
Статья 15. Умерщвление животных 1. Умерщвление животных допускается:
в целях получения продуктов питания и иной полезной продукции, за
исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
в целях прекращения страданий животного, если они не могут быть
прекращены иным способом; при необходимости умерщвления новорожденного
приплода животных; при регулировании численности диких животных,
в том числе при необходимости соблюдения санитарно-эпидемиологических
правил; при необходимости умерщвления животных, больных бешенством
или иным особо опасным заболеванием либо являющихся носителями особо
опасного заболевания; при необходимой обороне от нападающего животного,
если жизнь или здоровье человека находится в опасности.
2. При умерщвлении животных должны соблюдаться следующие требования:
умерщвление осуществляется только методами эвтаназии, исключающими
применение электрического тока, болезненных инъекций, курареподобных
препаратов, перегрева, остановки дыхания и иных методов, вызывающих
у животных страдания, за исключением случаев, указанных в абзаце
седьмом пункта 1 настоящей статьи; запрещаются обработка и разделка
неумерщвленных животных; умерщвление страдающих животных в случае,
указанном в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, осуществляется
незамедлительно.
3. Убой сельскохозяйственных животных в целях получения мясной
продукции проводится методами обескровливания с обязательным предварительным
оглушением и нарушением сердечной деятельности. Обескровливание
осуществляется методами, обеспечивающими полное прекращение кровоснабжения
головного мозга, и только в период, когда животное не вышло из состояния
оглушения.
Статья 16. Транспортировка животных
1. При транспортировке животных должны удовлетворяться их потребности
в пище и воде, а также должна быть обеспечена защита животных от
вредных внешних воздействий.
2. При транспортировке животных не допускается причинение им травм,
увечий, иных страданий.
3. Предназначенные для перевозки животных транспортные средства
должны быть специально оборудованы, чтобы исключить травмы, увечья
или гибель животных.
4. При погрузке и выгрузке животных должны использоваться устройства
и приемы, предотвращающие травмы, увечья или гибель животных.
5. Транспортировка животных разных видов осуществляется раздельно,
за исключением видов животных, являющихся нейтральными друг к другу.
Статья 17. Оборот животных и технических средств отлова животных
1. Оборот собак, разводимых для проведения собачьих боев, не допускается.
2. Оборот диких животных, содержащихся в неволе, допускается в порядке,
установленном законодательством РФ.
3. Оборот технических средств, используемых при добыче животных
и не обеспечивающих их быструю гибель, а также технических средств,
используемых при отлове животных и причиняющих им страдания, не
допускается. Статья 18. Запрещение пропаганды жестокого обращения
с животными 1. Запрещаются пропаганда жестокого обращения с животными,
призывы к жестокому обращению с животными.
2. Запрещается демонстрация в развлекательных или коммерческих
целях материалов, свидетельствующих о жестоком обращении с животными.
Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства РФ в области
защиты животных от жестокого обращения Лица, виновные в нарушении
законодательства РФ в области защиты животных от жестокого обращения,
несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии
с законодательством РФ.
ГЛАВА III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
2. Правительству РФ привести свои нормативные правовые акты в соответствие
с настоящим Федеральным законом.
http://www.leo-mosk.narod.ru/works/08_03_18.htm
Материалы по теме:
Бесправие животных - позор
России!
Письмо
президенту России от 106-ти народных артистов России: ЗАЩИТА ЖИВОТНЫХ
— ЭТО И ЗАЩИТА ЛЮДЕЙ
Вето и.о.
президента Путина 3 января 2000 г., наложенное на Федеральный
Закон "О защите животных от жестокого обращения" стр.1,
стр.2,
стр.3
Оставьте
Ваш комментарий!
Центр защиты прав животных «Вита»
www.vita.org.ru vita-russia@yandex.ru
|