1 октября 2009
Образование без жестокости: новые украинские вузы отказываются от опытов на животных Презентация фильма «Гуманное образование в странах СНГ»
Международная сообщество за гуманное образование «ИнтерНИЧ» (InterNICHE)
Врачи против экспериментов на животных, Германия («DAAE»)
Центр защиты прав животных «Вита» (Россия)
1 октября, в 13. 00 в пресс-центре «Главред» (по адресу: г. Киев, ул. Сретенская, 2/8) состоялась пресс-конференция, посвященная вопросам замены экспериментов на животных в образовании альтернативными технологиями, а также презентация документального фильма «Гуманное образование в странах СНГ».
Участники пресс-конференции:
Дмитрий Лепорский, представитель Международного сообщества за гуманное образование «ИнтерНИЧ» («InterNICHE») в Украине
Корина Герике, представитель немецкой зоозащитной организации «Доктора против
экспериментов на животных» («DAAE») Германия
Ирина Новожилова, президент Центра защиты прав животных «Вита» (Россия)
Четыре новых вуза Украины - Немышаевский агротехнический колледж Киевского Национального университета биологических ресурсов, Днепропетровская государственная медицинская Академия (каф. «Физиологии»), Симферопольский Таврический Национальный ун-т им. Вернадского (каф. «Физиологии человека и животных», каф. «Медико-биологических основ физической культуры») и Одесский Национальный университет им. Мечникова (Биологический факультет) выразили желание присоединится к проекту «Компьютеры и альтернативы вместо животных»* и прекратить эксперименты на 3710 подопытных животных ежегодно. В поддержку инициативы преподавателей международной организацией «ИнтерНИЧ» и немецкой «Врачи против экспериментов на животных» было выделено более 10 000 Евро на приобретение компьютерной техники, альтернативного программного обеспечения, пластиковых моделей животных, их органов.
Десятилетний этап по внедрению гуманного обучения в страны СНГ, новатором которого выступила Украина, завершился сегодня тем, что десятки вузов России, Украины и Белоруссии не только внедрили инновации в учебный процесс, но и накопили достаточный опыт альтернативного образования, которым они готовы поделиться с другими вузами. Этот факт натолкнул зоозащитные организации, стоявшие у истоков внедрения гуманных альтернатив в странах постсоветского пространства, на мысль о создании первого в СНГ фильма об успехе прогрессивных преподавателей и студентов.
Во время пресс-конференции состоялась презентация уникального фильма «Гуманное образование в странах СНГ», который рассказывает о современных альтернативах опытам на животных, о мировом студенческом движении против опытов, о борьбе студентов СНГ за право получения образования гуманным путём и о мнении преподавателей, внедривших инновации. Съёмки фильма производились в 10 вузах России (4 вуза), Украины (4 вуза) и Белоруссии (2 вуза). В фильм вошли интервью с психологами, юристами, депутатами, зоозащитными организациями, биологами, ветврачами и медиками о нравственной проблеме студенческих опытов. Продолжительность фильма - 35 минут.
В рамках пресс-конференции также состоится официальное открытие бесплатной Украинской системы займа альтернатив «ИнтерНИЧ» и пройдет демонстрация ряда современных, специально привезенных из Англии и Германии альтернативных методов обучения, из ее каталога: программного обеспечения, манекенов животных и моделей их органов.
Дмитрий Лепорский: «За последние два года в Украине произошли существенные изменения, связанные с внедрением гуманных принципов в образовательный процесс. Уже семь украинских вузов отказались от опытов на животных и подписали соответствующие договоры в рамках проекта «Компьютеры и альтернатива вместо животных». На сегодняшний день четыре новых вуза решили подписать договоры. Таким образом, более четырех тысяч подопытных животных ежегодно будут заменяться на альтернативу.
На данный этап проекта было потрачено более десяти тысяч евро – поддержку оказала немецкая зоозащитная организация. Эти деньги пошли на приобретение компьютерной техники, потому что, как ни странно, одна из основных проблем - это отсутствие компьютерной техники в университетах.
Почему мы говорим о необходимости внедрения альтернатив и вообще о гуманном образовании? Дело в том, что в Украине существует Закон «О защите животных от жестокого обращения», который подписал Президент Украины Виктор Ющенко в 2005 году. В частности, в статье 26 этого закона говорится о том, что студент имеет полное право требовать замены экспериментов над животными на альтернативу. Во-первых, потому что это негуманно, во-вторых, если он имеет свою этическую позицию либо это противоречит его религиозным взглядам.
Проблема возникает в следующем. Закон как бы есть, но на самом деле он не выполняется, потому что не выделяется никакой финансовой поддержки в вопросе внедрения альтернативных методов.
Существует парадокс: закон говорит, обязательна замена использования животных в образовании альтернативами. Но, с другой стороны, ни альтернатив, ни компьютерной техники правительство не предоставило. Сегодня сложилась ситуация, когда некоторые преподаватели уже заменили использование животных на альтернативу, но до сих пор не получили одобрение со стороны Министерства образования. А учебный план до сих пор требует использовать животных».
Западная Европа отказывается от экспериментов над животными
Корина Герике: «Наша организация работает на политическом уровне, чтобы вносить изменения в законодательство, а также на уровне связей с общественностью.
Благодаря нашим действиям в западноевропейских странах за последние 20-30 лет произошел большой прогресс в вопросе защиты животных - все меньше университетов используют их для экспериментов. В Германии уже 50% вузов отказались от использования животных в учебном процессе, в США – 90%, а в Австрии и Швейцарии – 100%.
В Восточной Европе и, в частности, в Украине наша задача – распространять информацию об альтернативах использованию животных. Некоторые наши материалы были переведены на русский язык, мы также обеспечиваем украинские университеты необходимыми аппаратами и муляжами.
Многие университеты в Украине присоединились к этому проекту – в Киеве, Львове, Ивано-Франковске, Днепропетровске, Одессе, Симферополе, Сумах, Харькове. На сегодняшний день к проекту присоединились еще четыре университета.
В общей сложности мы спасаем более шести тысяч животных в год. На эти цели уже израсходовано порядка 23 тысяч евро. Но наша работа еще далеко не завершена. Мы надеемся, что все больше университетов будут присоединяться к нашим программам».
Антропоцентризм должен кануть в Лету
Ирина Новожилова: «Украина с самого начала была новатором в деле перехода вузов на гуманные методы обучения. В настоящее время Украина стремительно продолжает внедрять альтернативы. Такими же стремительными темпами альтернативы внедряются и в России. Мы подписали договоры с десятью российскими вузами, в разработке еще двадцать вузов, которые взяли альтернативы на апробацию.
Это совершенно уникальный проект, потому что тему нравственной проблемы, опытов на животных в учебном процессе не поднимали ранее.
В данный момент начинает развиваться движение студентов против опытов на животных. Мы сегодня являемся свидетелями уникальных событий, глобального изменения сознания в сторону ухода от антропоцентрического мышления. Антропоцентризм – это та философия, которая нас подвела сегодня к глобальному экологическому кризису - человек в центре Вселенной, а все остальное создано для него. На мой взгляд, эта философия изжила себя, потому что наши соседи по планете не воспринимаются как живые существа, считается, что они созданы для того, чтобы быть сырьем.
Эта проблема не для узкой категории хотя бы потому, что мы сами обращаемся к врачам и ветврачам. Поколение врачей, которое получало образование ранее, воспитывалось на жестоких опытах. Бездушные врачи являются результатом жестоких опытов. Это мнение психологов. Если человек однажды переступил этот барьер, то возврата уже нет. Если во время учебного процесса студента заставляют ржавыми ножницами отрезать голову лягушке, он, соответственно, будет таким же врачом и ветврачом. Это также вопрос изменения менталитета».
Дополнительная информация о проекте и об альтернативах к опытам
на животных в учебном процессе
*13 июня 2007г. Харьковский национальный университет им.В.Н.Каразина (ХНУ) (кафедра физиологии человека и животных, биологический факультет) и Харьковская зооветеринарная академия (кафедра физиологии и фармакологии/токсикологии) стали первыми украинскими вузами, официально выразившими желание перейти на гуманное образование и подписавшими договор о прекращении экспериментов на животных на ряде своих кафедр. Осуществление проекта «Компьютеры и альтернативы вместо животных» стало возможным благодаря поддержке немецкой благотворительной организации "Люди за права животных Германия" (“PARG”) и международной сети за гуманное образование «ИнтерНИЧ», выделивших средства на приобретение 27 компьютеров и ряда альтернативных программ. Проект активно поддержала народная артистка Украины, певица Руслана Лежичко.
15 апреля 2008г. к проекту присоединился Сумской национальный аграрный университет (кафедра анатомии, нормальной и патологической физиологии), на которой начиная с осеннего учебного семестра 2008г. отныне отменены не только опыты на лягушках, крысах, морских свинках, но и кроликах, собаках овцах и лошадях. Компьютерное оборудование для вуза было приобретено на средства немецкой организации “Врачи против экспериментов на животных, Германия” (“DAAE”).
17 августа 2008г. во Львове (Национальный университет Львовская политехника, кафедра фармакологии и биотехнологии), а 18 августа в Ивано-Франковске (Ивано-Франковский государственный медицинский университет, кафедра патологической физиологии) произошла встреча представителей “ИнтерНИЧ” и “DAAE” и подписание официальных договоров об отмене всех экспериментов в рамках учебного процесса и замене их на гуманные обучающие альтернативные средства.
* * * * *
До недавнего времени считалось, что стать хорошим медиком, ветеринаром или биологом можно только благодаря проведению опытов на животных. Моральная сторона вивисекции не принималась во внимание.
В Украине до сих пор не существует официальной статистики о количестве лабораторных животных, используемых как в науке, так и в образовании, ежегодно. Однако, для общей картины, представилось возможным подсчитать, что, например, только более чем 15000 лягушек ежегодно отлавливается для экспериментов на 15 ветеринарных факультетах Украины. Т.е., говоря в рамках всех вузов, где используются лабораторные животные и всех видов лабораторных животных, которые используются, можно сделать вывод о нескольких сотнях тысяч жертв науки ежегодно. При этом зачастую эксперименты являются крайне болезненными, проводятся без обезболивания, на оборудовании 70-х - 80-х годов.
14 марта 2006г. Президент Украины Виктор Ющенко подписал уникальный и единственный на территории бывшего СССР закон «О защите животных от жестокого обращения», одна из статей которого (№26) предусматривает урегулирование вопросов использования животных в процессе обучения: «…Использование животных в научных экспериментах, биологическом тестировании, учебном процессе допускается лишь в случае отсутствия возможности замены их другими альтернативными методами и объектами. Запрещается демонстрировать на животных в учебных целях в случае, если демонстрирующиеся явления могут быть показаны на неживых объектах, в том числе демонстрация рефлекторной деятельности организма. Во время проведения практических работ в учебном процессе запрещается требовать от студентов выполнения процедур, приводящих к смерти или травмам животных, если это противоречит их моральным или религиозным принципам….».
Таким образом, теперь каждый студент, не желающий по моральным, либо религиозным соображениям причинять вред животному в процессе обучения имеет право на получение альтернативного источника знаний (с помощью моделей, симуляторов, компьютерных программ или неинвазивных методов изучения биологических наук).
В настоящее время всё больше и больше студентов из разных стран отказываются участвовать в опытах на животных. Выражая сознательный протест, они руководствуются убеждением, что убийство живого существа ради того, чтобы научиться лечить, или чтобы изучить тот или иной биологический процесс, недопустимо.
Студенты настаивают на свободе совести, свободе выбора и зачастую, не добившись решения в свою пользу, подают в суд на свое учебное заведение. Первый такой случай был в 1987 году, когда американка Дженифер Грехем отказалась от участия в вивисекции в рамках курса физиологии. В результате ей не зачли данную дисциплину. Она обратилась в суд и выиграла дело.
После этого события был утвержден Билль о правах калифорнийских студентов, позволяющий студентам не участвовать в опытах на животных, если это противоречит их нравственным принципам. А судебные процессы, в которых в качестве истцов выступали студенты, испытывающие сострадание к животным, стали достаточно распространенным явлением. Некоторым студентам даже был возмещен моральный ущерб (рекорд - 90 тыс. долларов). "Я была первой студенткой в Германии, выигравшей судебный процесс против своего университета, поводом для которого была жестокость по отношению к животным во время экспериментов" - пишет студентка Франкфуртсокго Университета Биргит Воллм.
В Италии, Великобритании и Швеции существует закон, разрешающий студентам отказаться от проведения опытов на животных, если это противоречит их нравственным убеждениям. В этом случае университет обязан предоставить им гуманную альтернативу.
В настоящее время учёными разработаны тысячи альтернатив к экспериментам на животных. Альтернативы - это компьютерные программы, манекены животных, модели органов животных, видеофильмы, культуры тканей и клеток, трупы животных, умерших естественной смертью. Огромную, ни с чем не сопоставимую роль играет клиническая практика: сначала студенты наблюдают, как опытные врачи лечат больных животных, потом ассистируют во время операций и прочих процедур, затем начинают сами оперировать под контролем специалистов. То есть, вместо того, чтобы убивать здоровых животных, они помогают лечить больных, которым действительно нужна ветеринарная помощь. Клиническая практика и оперирование трупов животных, умерших естественной смертью, сводят на нет главный аргумент сторонников вивисекции, что при работе исключительно с альтернативами студент не получит практического опыта.
Очень часто столь положительные перемены происходят благодаря тому, что студенты активно отстаивают свою позицию не причинения вреда животным. Но дело не только в этом. Многие гуманные альтернативы на самом деле эффективнее вивисекции, в чем преподаватели смогли убедиться во время работы с теми, кто добился права учиться с помощью альтернативных методов. Кроме того, проводились специальные исследования, целью которых было выяснить, насколько гуманные альтернативы действенны. Оказалось, что большинство современных альтернатив способствуют обучению и получению практического опыта не хуже, а иногда даже лучше чем вивисекция. (Р. Дауни, Дж. Медоуз (1995), М. Б. Кинзи, Р. Штраус и Дж. Фосс (1993)).
Преимущества альтернатив объясняются следующими причинами:
" Альтернативные методы интересны и легко запоминаются (например, виртуальная реальность, проведение экспериментов на себе).
" Они позволяют подобрать индивидуальный темп обучения.
" Опыты на животных не всегда удаётся воспроизвести, в то время как при использовании, например, компьютерной программы, студент может повторить опыт несколько раз и при самых разных условиях.
" Альтернативные методы экономичны. Многие из них стоят относительно недорого, в то время как ежегодные затраты на покупку и содержание подопытных животных могут быть весьма значительными.
Контакты:
Дмитрий Лепорский т.: 8(067)665-61-62
E-mail: pero@hotmail.ru www.interniche.org
Международная сообщество за гуманное образование ИнтерНИЧ («InterNICHE»)
www.interniche.org
Врачи против экспериментов на животных Германия («DAAE», Germany)
aerzte-gegen-tierversuche.de/en/
Центр защиты прав животных «Вита» (Россия)
www.vita.org.ru, vita@vita.org.ru
Фильм «Гуманное образование в странах СНГ» - на сайте "Виты"
СМИ:
Образование без жестокости. Если студента заставляют отрезать голову лягушке, он станет бездушным врачом. «Главред», 01.10.09 // 18:34
Семь украинских вузов стали гуманнее относиться к животным. «Главред», 01.10.09 // 14:21
Дополнительная информация:
Внедрение прогрессивных альтернатив в Украине уже сохраняет жизнь 2 500 животных ежегодно
Эксперименты на животных и альтернативы
Опыты на животных в учебном процессе
«Подопытная парадигма», фильм "Виты"
Форум: оставьте свой комментарий
|