03.02.2010 Пермь - Москва - Лондон
Первый вуз на Урале принял решение отказаться от экспериментов на животных
4 февраля Пермская государственная фармацевтическая академия подпишет договор о полном прекращении опытов над животными
Центр защиты прав животных «Вита», www.vita.org.ru, vita@vita.org.ru
Международное Сообщество за Гуманное Образование InterNICHE (российское отделение) www.interniche.org/ru, interniche-russia@yandex.ru
Пресс-релиз
4 февраля 2010 года состоится подписание договора между Пермской государственной фармацевтической академией ПГФА (г. Пермь, ул. Ленина, 48, 2 этаж, приемная) и Международным Сообществом за Гуманное Образование InterNICHE* (Центр защиты прав животных «Вита» - официальный партнёр InterNICHE в России). ПГФА станет десятым российским вузом, подписавшим договор с InterNICHE о внедрении альтернатив к опытам над животными. По условиям договора InterNICHE предоставляет ПГФА компьютерные программы по различным курсам и другие материалы для использования на занятиях в качестве альтернативы к опытам на животных, а ФармАкадемия, со своей стороны, обязуется прекратить все виды экспериментов на животных, проводимых в рамках учебного процесса.
За последние несколько лет десятки вузов России, Украины и Беларуси внедрили гуманные альтернативные методы обучения, широко распространённые в большинстве западных вузов (Новый фильм «Виты» «Гуманное образование в странах СНГ» рассказывает о прогрессе внедрения альтернатив на постсоветском пространстве). Однако, если в вышеупомянутых вузах речь шла о прекращении опытов над животными на одной или нескольких кафедрах, то договор с ПГФА подразумевает полный отказ от экспериментов на животных на уровне всех кафедр этого учебного заведения. Таким образом, ПГФА станет первым на Урале и вторым в стране вузом, который документально подтвердил полный отказ от опытов на животных при обучении студентов. (Первым вузом, полностью исключившим эксперименты над животными, стала Великолукская государственная сельскохозяйственная академия, подписавшая соответствующие договора с InterNICHE в 2006 и 2009 гг).
Подготовкой почвы для внедрения альтернатив в Пермском крае занимались активисты пермских организаций «ZZZ» и «Снежный барс», которые в сентябре 2008 года прошли обучение у специалистов InterNICHE и «Виты» в Харькове. В мае 2009 года активисты вышеупомянутых организаций и координатор Архангельского отделения Центра защиты прав животных «Вита» Алексей Скробанский провели презентацию альтернатив к опытам над животными в вузах Перми. «Руководство ПГФА проявило активный интерес к вопросам гуманного образования, и, после ряда переговоров, приняло решение о подписании договора о прекращении опытов» - рассказывает Алексей Скробанский, «Теперь изучении фармакологии и др. дисциплин в этом вузе будет проводиться по самым современным технологиям, приятным за рубежом. Известно, что компьютерные программы по фармакологии и физиологии превосходят по эффективности использование животных, ведь студент, моделируя виртуальные опыты, может проследить действие препарата на самых различных уровнях и при разных условиях».
Однако, компьютерные программы, видеофильмы, муляжи, манекены – далеко не единственные используемые средства обучения. Гуманное образование подразумевает и работу с животными, но не с подопытными, а с пациентами вет.клиник. Когда студенты ассистируют опытным врачам в лечении больных животных, начинают под контролем специалистов проводить сначала простые, а затем все более сложные хирургические манипуляции, они, таким образом, приобретают все необходимые практические навыки. Именно так всегда обучались ветеринары в Великобритании. В тех случаях, когда нужно изучить анатомию, можно использовать трупы животных, полученные из этичных источников, т.е. умершие естественной смертью, усыпленные из-за неизлечимой болезни и пр. Во многих зарубежных вузах налажена программа передачи в учебные заведения трупов животных из приютов для животных, ветеринарных клиник и пр.
Кроме того, в настоящее время созданы уникальные тренажеры, манекены и симуляторы, позволяющие проводить хирургические операции и приобретать клинические навыки без использования подопытных животных. Например, австрийский тренажер «П.О.П.-трейнер», использующийся в российских вузах в качестве альтернативы к экспериментам на животных, представляет собой замкнутую систему, снабженную специальным насосом. В тренажер помещают орган или систему органов от этично полученного трупа животного. Артерии органа, предварительно катетеризированные, соединяют с трубкой внутри тренажера. Насос качает окрашенную в красный цвет жидкость внутрь органа, что «оживляет» его и позволяет проводить самые различные хирургические манипуляции. Но главное предназначение тренажера – приобретение эндоскопических навыков, для чего его накрывают специальной тканью, имитирующей брюшную стенку через разрезы в которой вводятся эндоскопические инструменты. Кроме того, существует специальная техника, называемая «перфузией», которая позволяет наполнить «кровью» целый труп животного или человека.
Еще один пример альтернативных методик – это экспериментирование студентов-добровольцев на себе путем нервно-мышечной стимуляции, что также позволяет заменить использование животных при изучении, например, физиологии. Для этого используется экспериментальный прибор (например, система «Биопак»), подключенный к компьютеру. Другой пример самоэкспериментирования заключается в приеме студентами-добровольцами различных веществ (например, кофе, чай) с последующим измерением давления, анализа крови, мочи и пр.
Важно отметить, что большинство альтернативных методов были разработаны преподавателями с целью повышения качества обучения, с учетом требований студентов и, исходя из экономических соображений (покупка альтернатив обходится дешевле стоимости и содержания подопытных животных).
Тел. в Перми: 293-42-29, Анна Николаева, руководитель Пермской краевой общественной организации защиты животных «Снежный барс»
______________________________________
* InterNICHE – Международное Сообщество за Гуманное Образование – некоммерческая организация, работающая в 50 странах мира, включая Россию, Украину, Белоруссию и Армению. InterNICHE сотрудничает с преподавателями, студентами, учеными, организациями и частными лицами. Мы помогаем вузам внедрить новые гуманные технологии обучения, а студентам отстоять свое право на получение гуманного образования. Если Вы хотите принять участие в нашей грантовой программе «Награда за вклад в гуманное образование», подобрать подходящее Вашему учебному заведению пособие для использования в учебном процессе (компьютерную программу, модель и пр.), получить любую другую информацию об альтернативном образовании, обращайтесь в российское отделение InterNICHE или Центр защиты прав животных «Вита» – официальный партнер InterNICHE. Адрес эл. почты: vita@vita.org.ru
Центр защиты прав животных "Вита"
www.vita.org.ru
vita@vita.org.ru
«Гуманное образование в странах СНГ», фильм, 2009
«Подопытная парадигма», фильм, 2009
Альтернативы опытам на животных в учебном процессе
Эксперименты на животных и альтернативы
Оставьте свой комментарий
|