15.06.2011
Награждение самого гуманного вуза Украины
Пресс-конференция и презентация фильмов «Гуманное образование в странах СНГ» и «Подопытная парадигма» (ВИТА) в Таврическом Университете
15 июня, в 14:00 в конференц-зале Таврического Национального университета им. В.И. Вернадского (ТНУ) в рамках украино-российского фестиваля, посвященного вопросам защиты животных, состоялась пресс-конференция по случаю присвоения ТНУ титула самого гуманного вуза Украины, а также презентация документальных фильмов о гуманном образовании без использования животных в Украине и других странах СНГ(«Гуманное образование в странах СНГ» и «Подопытная парадигма» (ВИТА)).
Участники пресс-конференции:
1. Лепорский Дмитрий, представитель «ИнтерНИЧ» в Украине.
2. Новожилова Ирина, президент Центра защиты прав животных «Вита» (Россия).
3. Чуян Елена Николаевна, проректор, заведующая кафедрой физиологии человека, животных и биофизики Таврического национального университета имени В. И. Вернадского, доктор биологических наук, профессор
4. Поддубная Мария Евгеньевна, председатель комитета по экологии и рациональному природопользованию общественного совета при Совете министров АР Крым, председатель общественной организации «Центр помощи Животным»
Титула «Самый гуманный вуз Украины» по оценке международного жюри удостоился Таврический госуниверситет им. Вернадского (г. Симферополь), который был награжден символическим призом – скульптурой «Бронзовая лягушка». Приз проректору ТНУ Елене Чаян на торжественной церемонии вручили президент Центра защиты прав животных «ВИТА» Ирина Новожилова и координатор ИнтерНИЧ в Украине Дмитрий Лепорский.
Приз для самых гуманных вузов - скульптура «Бронзовая лягушка» (благотворительная работа скульптора Александра Цигаля) впервые был учрежден в 2007 г. в России Центром "Вита", Международным сообществом за гуманное образование «InterNICHE», Ассоциацией практикующих ветврачей России, Международной Ассоциацией против болезненных экспериментов на животных IAAPEA (консультативный орган при ООН) и Комитетом по этике взаимоотношений человека и животных при РАН (http://www.vita.org.ru/new/2007/dec/08.htm).
Впервые награждение самого гуманного вуза состоялось в России, в 2007 году, в Московском Доме Скульптора. За самую плодотворную работу по внедрению гуманных альтернатив опытам на животных титула «Самый гуманный вуз России» удостоились два вуза – Санкт-Петербургская ветеринарная академия и Великолукская сельхозакадемия.
Проректор, завкафедрой физиологии человека, животных и биофизики ТНУ Елена Чаян сообщила на пресс-конференции о том, что в ТНУ еще 10 лет назад многие эксперименты на животных были заменены альтернативными методами. Например, готовые натуральные препараты на кафедре зоологии сделали ненужной вивисекцию. На кафедре физиологии человека и животных использовали большую видеотеку, слайды для обучения студентов. Полученные от «ИнтерНИЧ» альтернативные технологии дали возможность пойти еще дальше в гуманизации обучения. В ТНУ в настоящее время создан комитет по биоэтике.
Дмитрий Лепорский отметил, что Крымский госмедуниверситет им. Георгиевского также внес большой вклад в процесс гуманизации обучения, а совсем недавно был заключен договор о сотрудничестве в этой области с кафедрой анатомии Крымского государственного аграрного университета.
Ирина Новожилова рассказала об истории российского движения в защиту подопытных животных, об успехах российских вузов, перешедших на гуманное образование.
Центр защиты прав животных «ВИТА»
www.vita.org.ru
E-mail: vita@vita.org.ru
Дмитрий Лепорский, ИнтерНИЧ Украина, т.: 067 665-61-62
www.interniche.org
E-mail: pero@hotmail.ru
Дополнительная информация
С 2007г. при финансовой поддержке международных зоозащитных организаций в ответ на инициативу преподавателей заменить эксперименты на животных в учебном процессе на современные альтернативные методы в Украине стартовал проект «Компьютеры и альтернативы вместо животных». На сегодняшний день факультеты и отдельные кафедры естественнонаучного и медицинского профиля 21-го украинского ВУЗа подписали официальные договора о частичном или полном прекращении опытов при обучении студентов. В рамках проекта университетам было передано техническое оборудование, а также компьютерные программы, пластиковые модели животных и их органов на сумму около 70 000 Евро. Теперь более 41000 подопытных животных – от беспозвоночных и до лягушек, крыс, кошек, собак, коров и др. животных будет спасено от жестокой участи ежегодно.
Участники проекта – преподаватели, студенты, заведующие кафедр, деканы не только поддержали своим выбором закон Украины «О защите животных от жестокого обращения» со статьей регулирующей использование животных в образовании, но и стали активными участниками движения за гуманизм. За 4 года плодотворного сотрудничества мировой фонд альтернатив использованию животных пополнился новыми моделями, методическими пособиями и компьютерными программами украинского производства; ВУЗы различных регионов Украины выиграли 6 грантов международных организаций, приняли участие и заняли ведущие места на всеукраинских конкурсах по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс; было проведено 4 масштабные пресс-конференции с участием преподавателей, студентов и зарубежных экспертов.
Дмитрий Лепорский, представитель Украинского отделения международной сети за гуманное образование «ИнтерНИЧ»: «Учреждение конкурса – это возможность оценить проделанную работу, премировать наиболее достойных, а также стимулировать новые ВУЗы поддержать идею этичного отношения к живому».
* * * * *
До недавнего времени считалось, что стать хорошим медиком, ветеринаром или биологом можно только благодаря проведению опытов на животных. Моральная сторона вивисекции не принималась во внимание.
14 марта 2006г. Президент Украины Виктор Ющенко подписал уникальный и единственный на территории бывшего СССР закон «О защите животных от жестокого обращения», одна из статей которого (№26) предусматривает урегулирование вопросов использования животных в процессе обучения: «…Использование животных в научных экспериментах, биологическом тестировании, учебном процессе допускается лишь в случае отсутствия возможности замены их другими альтернативными методами и объектами. Запрещается демонстрировать на животных в учебных целях в случае, если демонстрирующиеся явления могут быть показаны на неживых объектах, в том числе демонстрация рефлекторной деятельности организма. Во время проведения практических работ в учебном процессе запрещается требовать от студентов выполнения процедур, приводящих к смерти или травмам животных, если это противоречит их моральным или религиозным принципам….».
Таким образом, теперь каждый студент, не желающий по моральным, либо религиозным соображениям причинять вред животному в процессе обучения имеет право на получение альтернативного источника знаний (с помощью моделей, симуляторов, компьютерных программ или неинвазивных методов изучения биологических наук).
В настоящее время всё больше и больше студентов из разных стран отказываются участвовать в опытах на животных. Выражая сознательный протест, они руководствуются убеждением, что убийство живого существа ради того, чтобы научиться лечить, или чтобы изучить тот или иной биологический процесс, недопустимо.
Студенты настаивают на свободе совести, свободе выбора и зачастую, не добившись решения в свою пользу, подают в суд на свое учебное заведение. Первый такой случай был в 1987 году, когда американка Дженифер Грехем отказалась от участия в вивисекции в рамках курса физиологии. В результате ей не зачли данную дисциплину. Она обратилась в суд и выиграла дело.
После этого события был утвержден Билль прав калифорнийских студентов, позволяющий студентам не участвовать в опытах на животных, если это противоречит их нравственным принципам. А судебные процессы, в которых в качестве истцов выступали студенты, испытывающие сострадание к животным, стали достаточно распространенным явлением. Некоторым студентам даже был возмещен моральный ущерб (рекорд - 90 тыс. долларов). "Я была первой студенткой в Германии, выигравшей судебный процесс против своего университета, поводом для которого была жестокость по отношению к животным во время экспериментов" - пишет студентка Франкфуртсокго Университета Биргит Воллм.
В Италии, Великобритании и Швеции существует закон, разрешающий студентам отказаться от проведения опытов на животных, если это противоречит их нравственным убеждениям. В этом случае университет обязан предоставить им гуманную альтернативу.
В настоящее время учёными разработаны тысячи альтернатив к экспериментам на животных. Альтернативы - это компьютерные программы, манекены животных, модели органов животных, видеофильмы, культуры тканей и клеток, трупы животных, умерших естественной смертью. Огромную, ни с чем не сопоставимую роль играет клиническая практика: сначала студенты наблюдают, как опытные врачи лечат больных животных, потом ассистируют во время операций и прочих процедур, затем начинают сами оперировать под контролем специалистов. То есть, вместо того, чтобы убивать здоровых животных, они помогают лечить больных, которым действительно нужна ветеринарная помощь. Клиническая практика и оперирование трупов животных, умерших естественной смертью, сводят на нет главный аргумент сторонников вивисекции, что при работе исключительно с альтернативами студент не получит практического опыта.
Очень часто столь положительные перемены происходят благодаря тому, что студенты активно отстаивают свою позицию не причинения вреда животным. Но дело не только в этом. Многие гуманные альтернативы на самом деле эффективнее вивисекции, в чем преподаватели смогли убедиться во время работы с теми, кто добился права учиться с помощью альтернативных методов. Кроме того, проводились специальные исследования, целью которых было выяснить, насколько гуманные альтернативы действенны. Оказалось, что большинство современных альтернатив способствуют обучению и получению практического опыта не хуже, а иногда даже лучше чем вивисекция. (Р. Дауни, Дж. Медоуз (1995), М. Б. Кинзи, Р. Штраус и Дж. Фосс (1993).
Преимущества альтернатив объясняются следующими причинами:
• Альтернативные методы интересны и легко запоминаются (например, виртуальная реальность, проведение экспериментов на себе).
• Они позволяют подобрать индивидуальный темп обучения.
• Опыты на животных не всегда удаётся воспроизвести, в то время как при использовании, например, компьютерной программы, студент может повторить опыт несколько раз и при самых разных условиях.
• Альтернативные методы экономичны. Многие из них стоят относительно недорого, в то время как ежегодные затраты на покупку и содержание подопытных животных могут быть весьма значительными.
Фильмы:
«Гуманное образование в странах СНГ»
«Подопытная парадигма»
Ссылки:
Опыты на животных в учебном процессе
Эксперименты на животных и альтернативы
Центр защиты прав животных «ВИТА»
www.vita.org.ru
vita@vita.org.ru
Комментарии
|