23 апреля 2012
В канун Всемирного Дня Защиты Подопытных Животных ещё один вуз подписал договор о внедрении альтернатив к опытам над животными

Что происходило с животными до подписания Договора
|
23 апреля 2012 года, в канун Всемирного Дня Защиты Подопытных Животных, учреждённого в 1979 году Международной Ассоциацией Против Болезненных Экспериментов на Животных ещё один вуз подпишет договор о прекращении опытам над животными. В этот раз гуманные методы обучения студентов будут внедрены на кафедре физиологии стоматологического факультета Ереванского государственного медицинского университета (ЕГМУ) имени Мхитара Гераци.
ЕГМУ станет двенадцатым вузом на территории постсоветского пространства, подписавшим договор с InterNICHE и Витой о замене опытов над животных. По условиям договора InterNICHE предоставляет ЕГМУ оборудование и компьютерные программы для использования на занятиях в качестве альтернативы к опытам на животных.
Подписание договора позволит ежегодно сохранять жизнь 300 лягушек, 8 кроликов, 10 морских свинок и 20 мышей - именно такое количество животных ежегодно погибало на кафедре от рук студентов.
Сотрудничество ИнтерНИЧ и «Виты» с вузами Армении началось в 2008 году. Тогда гуманные методы обучения студентов были внедрены на кафедре зоологии Ереванского Государственного Университета. Грантовая программа ИнтерНИЧ позволила кафедре приобрести необходимое программное обеспечение и оборудование для его демонстрации. Проект позволил сохранить жизнь сотням и десяткам лягушек, ящериц, голубей, мышей, крыс и других животных.
За последние несколько лет десятки вузов России, Украины и Беларуси внедрили гуманные альтернативные методы обучения, широко распространённые в большинстве западных вузов (Новый фильм «Виты» «Гуманное образование в странах СНГ» рассказывает о прогрессе внедрения альтернатив на постсоветском пространстве).
Однако, компьютерные программы, видеофильмы, муляжи, манекены – далеко не единственные используемые средства обучения. Гуманное образование подразумевает и работу с животными, но не с подопытными, а с пациентами вет.клиник. Когда студенты ассистируют опытным врачам в лечении больных животных, начинают под контролем специалистов проводить сначала простые, а затем все более сложные хирургические манипуляции, они, таким образом, приобретают все необходимые практические навыки. Именно так всегда обучаются ветеринары в Великобритании. В тех случаях, когда нужно изучить анатомию, используются трупы животных, полученные из этичных источников, т.е. умершие естественной смертью, усыпленные из-за неизлечимой болезни и пр. Во многих зарубежных вузах налажена программа передачи в учебные заведения трупов животных из приютов для животных, ветеринарных клиник и пр.
Кроме того, в настоящее время созданы уникальные тренажеры, манекены и симуляторы, позволяющие проводить хирургические операции и приобретать клинические навыки без использования подопытных животных. Например, австрийский тренажер «П.О.П.-трейнер», использующийся в российских вузах в качестве альтернативы к экспериментам на животных, представляет собой замкнутую систему, снабженную специальным насосом. В тренажер помещают орган или систему органов от этично полученного трупа животного. Артерии органа, предварительно катетеризированные, соединяют с трубкой внутри тренажера. Насос качает окрашенную в красный цвет жидкость внутрь органа, что «оживляет» его и позволяет проводить самые различные хирургические манипуляции. Но главное предназначение тренажера – приобретение эндоскопических навыков, для чего его накрывают специальной тканью, имитирующей брюшную стенку через разрезы в которой вводятся эндоскопические инструменты. Кроме того, существует специальная техника, называемая «перфузией», которая позволяет наполнить «кровью» целый труп животного или человека.
Еще один пример альтернативных методик – это экспериментирование студентов-добровольцев на себе путем нервно-мышечной стимуляции, что также позволяет заменить использование животных при изучении, например, физиологии. Для этого используется экспериментальный прибор (например, система «Биопак»), подключенный к компьютеру. Другой пример самоэкспериментирования заключается в приеме студентами-добровольцами различных веществ (например, кофе, чай) с последующим измерением давления, анализа крови, мочи и пр.
Важно отметить, что большинство альтернативных методов были разработаны преподавателями с целью повышения качества обучения, с учетом требований студентов и исходя из экономических соображений (покупка альтернатив обходится дешевле стоимости и содержания подопытных животных).
Центр защиты прав животных "ВИТА"
www.vita.org.ru
vita@vita.org.ru
Международное Сообщество за Гуманное Образование InterNICHE
www.interniche.org
Материалы по теме:
Гуманное образование - без опытов на животных. Круглый стол в журнале «Ветеринарная клиника», сентябрь 2011. Полная версия ответов Ирины Новожиловой
«Гуманное образование в странах СНГ»
«Подопытная парадигма». Научно-популярный фильм
Эксперименты на животных и альтернативы
Опыты на животных в учебном процессе
Оставьте свой комментарий
|