Доклад «Биоэтика - наука об этичном, ответственном отношении к окружающему миру»
Обоснование важности курса биоэтики в современной системе образования
Стержень биоэтики – этичное отношение к животным – открывает для учителя ключ к воспитанию ребенка.
Введение вопросов биоэтики очень способствует воспитанию в детях толерантности, умения выслушать чужое мнение, умения принимать человека и находить с ним общий язык даже тогда, когда точки зрения на какие-то вопросы расходятся.
Названные качества могут быть взращены в ребенке в немалой степени через воспитание этичного отношения к жизни, в особенности — к животным, ведь данная тема исключительно серьезна, и одновременно близка и понятна детям. Разговор о проблемах биоэтики поможет детям стать людьми с активной позицией: они узнают, какие шаги может предпринять каждый из них, чтобы внести определенный вклад в благосостояние людей и животных.
При традиционном преподнесении темы животных внимание обычно заостряется на том, что животных нужно любить. В биоэтике же акцент несколько смещен. Данная наука стремится научить ребенка уважать каждую жизнь. Ведь на самом деле, всех любить невозможно, однако относиться к окружающим, в том числе и к животным, исходя из ряда моральных принципов, реально, потому что данные принципы проводят четкую грань между допустимым и недопустимым.
Цели и задачи курса биоэтики в школе
Цель биоэтики в школе – воспитание человека, который бы правильно понимал взаимосвязь между людьми и другими существами, осознавал влияние человеческой деятельности на жизнь животных, умел видеть долгосрочные перспективы для людей, животных и для всей планеты.
Такие люди характеризуются следующими качествами: • с уважением относятся к жизни, внутренней ценности, способностям, уму, чувствам, особенностям других животных, к роли, которую они играют в экосистемах. • способны вникать в разные учения о животных и видах животных, при этом критически относятся к тому, как краткосрочные человеческие интересы могут повлиять на их развитие. • понимают связь между экологией, человеческими взаимоотношениями и отношением к другим животным. • критически относятся к тем аргументам, с помощью которых оправдывается современная эксплуатация животных. • служат примером сострадания, уважения и справедливости по отношению ко всем видам. • участвуют в создании таких общественных норм, которые поддерживали бы все виды животных. • берут на себя ответственность за этичное поведение по отношению к биоразнообразию и благополучию всех видов на земле. • развивают в себе такие каждодневные навыки и привычки, в основе которых лежит сострадание, уважение, справедливость по отношению ко всем видам и к природе.
Поставленная цель конкретизируется следующими задачами: • Рассмотреть, как сказывается антропоцентрическая теория на всех живых существах и на планете. • Выяснить, как животные в настоящее время воспринимаются в нашем обществе. • Понять концепции прав животных, и вытекающих отсюда этических вопросов. • Проанализировать, что влечет за собой эксплуатация животных людьми, что эксплуатация природы значит для животных. • Исследовать, какова связь между жестокостью к людям и жестокостью к животным. • Проанализировать, что человек имеет от эксплуатации животных, что люди получают, что они теряют, каковы последствия этой эксплуатации для животных. • Выявить различные языковые средства, за которыми прячется спесишизм. • Изучить конкретные вопросы эксплуатации животных, то есть использование животных в сельском хозяйстве, научных исследованиях, в образовании, в спорте, в развлечениях. Также изучить такой вопрос как проблемы домашних животных.
Центр защиты прав животных «ВИТА» www.vita.org.ru vita@vita.org.ru |