Центр защиты прав животных "Вита",
Международное сообщество за гуманное образование ИнтерНИЧ
www.vita.org.ru, www.interniche.org/ru E-mail:vita-russia@yandex.ru
Прорыв гуманизма в российской системе образования. Санкт-петербургская
ветакадемия станет первым российским вузом, внедрившим гуманные
альтернативы к экспериментам на животных.
Приглашение на пресс-конференцию.
25 октября, в 13.00 в Институте региональной прессы (Санкт-Петербург,
Невский пр., 70, офис 40, тел. 272 4672) состоится пресс-конференция,
посвящённая вопросам замены экспериментов на животных гуманными
альтернативами.
Глава международной сети за гуманное образование ИнтерНИЧ Ник
Джукс приедет в Санкт-Петербург с целью пропаганды гуманных методов
обучения студентов. На пресс-конференции Ник продемонстрирует
самые интересные и современные альтернативы к опытам на животных,
специально привезённые из Англии: пластиковые модели животных,
муляжи собак и кошек, попавших под машину (для тренировки оказания
первой помощи), видеофильмы, компьютерные программы и др.
Преподаватели санкт-петербургской государственной академии ветеринарной
медицины, сотрудничающие с ИнтерНИЧ, расскажут о своём решении
перейти на альтернативные методы обучения. СПГАВМ станет первым
российским вузом, заменившим эксперименты на животных по курсу
фармакологии. Осуществление этого проекта стало возможным благодаря
сотрудничеству с ИнтерНИЧ и помощи британской организации IAAPEA,
которая выделит средства на покупку компьютеров и компьютерных
программ, заменяющих проведение опытов на животных.
Участники пресс-конференции:
1. Ник Джукс, глава ИнтерНИЧ (Великобритания)
2. Елена Маруева, региональный представитель ИнтерНИЧ в России,
директор Центра "Вита"
3. Заведующий кафедрой фармакологии СПГАВМ В.Д.Соколов
4. Проректор по учебной работе СПГАВМ Ю.В. Конолетов
В западных странах медико-биологические вузы переходят на гуманные
методы обучения студентов. Быстрыми темпами внедряются альтернативы
и в странах СНГ. Например, ряд украинских вузов уже несколько
лет назад перешли на альтернативное образование.
"Сейчас мы изменили всю программу практических занятий по физиологии
и анатомии и полностью отказались от использования животных в
образовательном процессе. Компьютерные программы по анатомии позволяют
студентам видеть тела и структуры в различных проекциях и планах.
В рамках физиологии использование этих программ прежде всего позволяет
нам спасти жизни многих животных, а также даёт возможность успешно
работать с теми студентами, которые по этическим причинам не желают
причинять боль и страдания животным" - пишет в своём докладе "Обучение
физиологии возможно без убийства" Николай Макарчук, заведующий
кафедрой физиологии и анатомии Киевского национального университета
им. Т. Шевченко
Российские вузы также начинают проявлять интерес к гуманизации
образования. В течение последних 2 лет около 15 российских вузов
апробировали альтернативы к экспериментам на животных, полученные
в российском отделении ИнтерНИЧ
В этом году российским вузам представилась возможность получить
грант в размере 20.000 евро. Его получат преподаватели, студенты
или общественные организациям, которые предложат самый эффективный
проект по замене подопытных животных в учебном процессе.
Дополнительная информация о проблеме использования животных в
учебном процессе:
За последнее время число студентов, требующих альтернатив экспериментам
на животных, а также преподавателей, которые их поддерживают,
кардинально увеличилось. Они образовали организацию ИнтерНИЧ.
Студенты настаивают на свободе совести, свободе выбора и зачастую,
не добившись решения в свою пользу, подают в суд на свое учебное
заведение. Первый такой случай был в 1987 году, когда американка
Дженифер Грехем отказалась от участия в вивисекции в рамках курса
физиологии. В результате ей не зачли данную дисциплину. Она обратилась
в суд и выиграла дело.
После этого события был утвержден Билль прав калифорнийских студентов,
позволяющий студентам не участвовать в опытах на животных, если
это противоречит их нравственным принципам. А судебные процессы,
в которых в качестве истцов выступали студенты, испытывающие сострадание
к животным, стали достаточно распространенным явлением. Некоторым
студентам даже был возмещен моральный ущерб (рекорд - 90 тыс.
долларов). "Я была первой студенткой в Германии, выигравшей судебный
процесс против своего университета, поводом для которого была
жестокость по отношению к животным во время экспериментов" - пишет
студентка Франкфуртсокго Университета Биргит Воллм.
В Италии, Великобритании и Швеции существует закон, разрешающий
студентам отказаться от проведения опытов на животных, если это
противоречит их нравственным убеждениям. В этом случае университет
обязан предоставить им гуманную альтернативу.
В настоящее время учёными разработано более 500 альтернатив к
экспериментам на животных. Альтернативы - это трехмерные модели,
компьютерные программы, интерактивные видеодиски, видеофильмы,
культуры тканей и клеток, трупы животных, умерших естественной
смертью. Огромную, ни с чем не сопоставимую роль играет клиническая
практика: сначала студенты наблюдают, как опытные врачи лечат
больных животных, потом ассистируют во время операций и прочих
процедур, затем начинают сами оперировать под контролем специалистов.
То есть, вместо того, чтобы убивать здоровых животных, они помогают
лечить больных, которым действительно нужна ветеринарная помощь.
Клиническая практика и оперирование трупов животных, умерших естественной
смертью, сводят на нет главный аргумент сторонников вивисекции,
что при работе исключительно с альтернативами студент не получит
практического опыта.
Многие гуманные альтернативы на самом деле эффективнее вивисекции,
в чем преподаватели смогли убедиться во время работы с теми, кто
добился права учиться с помощью альтернативных методов. Кроме
того, проводились специальные исследования, целью которых было
выяснить, насколько гуманные альтернативы действенны. Оказалось,
что большинство современных альтернатив способствуют обучению
и получению практического опыта не хуже, а иногда даже лучше чем
вивисекция. (Р. Дауни, Дж. Медоуз (1995), М. Б. Кинзи, Р. Штраус
и Дж. Фосс (1993))
Преимущества альтернатив объясняются следующими причинами:
o Альтернативные методы интересны и легко запоминаются (например,
виртуальная реальность, проведение экспериментов на себе)
o Они позволяют подобрать индивидуальный темп обучения
o Опыты на животных не всегда удаётся воспроизвести, в то время
как при использовании, например, компьютерной программы, студент
может повторить опыт несколько раз и при самых разных условиях
o Альтернативные методы экономичны. Многие из них недорого стоят,
в то время как ежегодные затраты на покупку и содержание подопытных
животных могут быть весьма значительными
Вот почему в настоящее время в учебных заведениях Нидерландов,
Швейцарии, Аргентины, Словакии больше не проводится вивисекция;
альтернативные методы обучения используются в большинстве вузов
Италии, Швеции, Англии и Германии. При этом не пришлось жертвовать
качеством образования. Более того, благодаря альтернативам, качество
образования улучшилось.
ИнтерНИЧ помогает вузам внедрить гуманные методы обучения студентов.
В нашей "Библиотеке альтернатив" насчитывается несколько десятков
альтернативных моделей, которые можно бесплатно получить во временное
пользование для ознакомления и апробации на занятиях со студентами.
По вопросам получения альтернатив, каталога альтернатив с описанием
всех существующих альтернативных моделей к опытам на животных
и видеофильма об альтернативах и движении за гуманное образование
обращайтесь в Российское отделение ИнтерНИЧ. Для студентов и абитуриентов
медико-биологических факультетов ИнтерНИЧ выпустила брошюру, в
которой студенты и специалисты из разных стран мира рассказывают
о том, как они боролись за право обучаться без проведения экспериментов
на животных. Брошюру и другие материалы можно получить, обратившись
по следующему адресу: InterNICHE-Russia@yandex.ru (Российское
отделение ИнтерНИЧ)
|