Учёные мира вступились за студентов МГУ, выступающих
против убийства животных
7.06.05, Москва Сегодня Центр защиты прав животных "Вита"
и российское отделение международного сообщества за гуманное образование
ИнтерНИЧ обратились к руководству биофака МГУ с просьбой заменить
жестокие опыты над животными гуманными альтернативами.
ИнтерНИЧ и "Вита" направили в МГУ обращение от делегатов 2 международной
конференции ИнтерНИЧ "Инновации в учебном процессе", проходившей
в Осло с 12-15 мая. Конференция собрала представителей из 32 стран
мира: учёных, студентов, преподавателей, выступающих против опытов
над животными.
Один из вопросов, обсуждаемых на конференции, касался прав российских
студентов на получение гуманного образования. Обращение к руководству
МГУ подписали участники конференции, среди которых - всемирно
известные ученые, исследователи, такие как Том Риган, Марк Бекоф,
Джонатан Балкомб и др.
Студенты биофака МГУ уже не первый раз выступают с жалобами на
принуждение к участию в опытах на животных. Российские и зарубежные
зоозащитники неоднократно предлагали руководству вуза помощь с
внедрением альтернативных методов обучения. Однако, все обращения
были проигнорированы и пока что российские студенты не получили
права обучаться при помощи гуманных альтернатив. В связи с этим
один из студентов даже планирует обратиться в суд с иском против
МГУ.
До недавних времен считалось, что стать хорошим медиком, ветеринаром
или биологом можно только благодаря проведению опытов на животных.
Моральная сторона вивисекции не принималась во внимание. В настоящее
время всё больше и больше студентов из разных стран отказываются
участвовать в опытах над животными.
Судебные процессы, в которых в качестве истцов выступают студенты,
испытывающие сострадание к животным, стали достаточно распространенным
явлением. В Италии, Великобритании и Швеции существует закон,
разрешающий студентам отказаться от проведения опытов на животных,
если это противоречит их нравственным убеждениям. В этом случае
университет обязан предоставить им гуманную альтернативу.
Альтернативы - это трехмерные модели, компьютерные программы,
видеофильмы, культуры тканей и клеток, трупы животных, умерших
естественной смертью. Для студентов-ветеринаров огромную, ни с
чем не сопоставимую роль играет клиническая практика: сначала
студенты наблюдают, как опытные врачи лечат больных животных,
затем начинают сами оперировать под контролем специалистов.
Проведённые специальные исследования доказали, что обучение с
помощью альтернатив позволяет получить высококачественное образование.
Движение студентов против опытов на животных с каждым годом набирает
огромное число поклонников. Благодаря международному сообществу
за гуманное образование ИнтерНИЧ, сейчас несколько российских
вузов апробируют альтернативы к экспериментам на животных. В Беларуси
и Украине ряд вузов полностью перешли на гуманные альтернативы.
Удивительно, что МГУ - главный вуз страны проявляет в этой ситуации
редкий консерватизм и его руководство не желает переходить на
новые прогрессивные методы обучения.
Этический прогресс, приведший на Западе к замене большинства студенческих
опытов на животных гуманными альтернативами, спустя десятилетия,
наконец, достиг России. К сожалению, наша страна не стала уникальной
в отношении опытов на животных и повторила западную схему гуманизации
образования, стимулом к прогрессу в которой явились многочисленные
судебные процессы студентов с вузами. Рекордный моральный ущерб,
возмещенный студенту, составил 90 тыс. долларов. Российские студенты,
восставшие против жестоких и бесполезных опытов на животных во
время учёбы, столкнулись с серьёзным отпором консервативно настроенных
преподавателей.
Существует несколько сотен компьютерных программ, видеофильмов
и других альтернатив к экспериментам на животных, с помощью которых
обучаются студенты Италии, Великобритании, Швеции и других стран,
где в соответствии с местными законами студент имеет право на
альтернативное обучение, если эксперименты на животных противоречат
его моральным убеждениям. Опыт альтернативного обучения показал,
что студенты успешно заканчивают вуз и становятся высококвалифицированными
специалистами, не прибегая к опытам на животных. Некоторые опыты
вообще не требуют приобретения альтернатив и специального оборудования.
Например, при отработке хирургических навыков студенты могут оперировать
трупы животных, затем ассистировать опытным врачам. Таким образом,
вместо того, чтобы калечить подопытных животных, студенты помогают
в лечении больных животных.
|