31 мая 2012
"Коровы" ("Bovines")
Новый документальный психодраматический фильм французского режиссера Эммануэля Гра
"Нить моего фильма – это история матери, у которой каждый год отбирают ребёнка".
Их можно увидеть в полях, мирно рвущих траву. Большие безмятежные животные, которых, как нам кажется, мы знаем, которых нас приучили воспринимать как крупный рогатый скот. Львы, гориллы, медведи, мы так много проявляем к ним внимания, но смотрел ли кто-нибудь равным образом на коров? Это сделал Эммануэль Гра (Emmanuel Gras) в своей медитативной документальной ленте «Коровы» о таинственной жизни коров. Сегодня мы познакомимся с этим французским кинорежиссером, согласившимся дать интервью специально для Rooftop Films.
Премьера документального фильма прошла 22 февраля во Франции и состоится в четверг 31 мая в США в Old American Can Factory.
«Ничего не объяснять, оставить вопросы в воздухе, таков выбор режиссера... «Коровы» держат в драматическом напряжении с первых сцен... Корова приближается к камере. Она мычит, не прекращая криков. Спрашиваешь себя почему. Понимаешь уже позже... Зачем снимать коров? Идея пришла к Эммануэлю Гра в ходе поездки в Севенны. «Коровы приходили к нам, они проявляли любопытство. Я спросил себя, каково оно, их существование, как животных. В целом, о животных задумываются только из соображений использования их в пищу, - поясняет он, - Я не хотел просто снять репортажную картинку. Существует так много фильмов, в которых все объясняют. Нить моего фильма – это история матери, у которой каждый год отбирают ребёнка» - заключает режиссер, который не принадлежит ни к животноводам, ни к защитникам животных... Коровы производят телят, которые станут мясом, и всё. Логически напрашивается сцена загрузки в грузовик по направлению к бойне. Но сюжет фильма «Коровы» не в этом...»
«Коровы в документалистике». Журнал «Le Monde». Фрагмент очерка Кларисс Фабр. 22.02.12
Сегодня мы познакомимся с автором, согласившимся дать интервью специально для Rooftop Films.
Новая встреча с режиссером: Эммануэль Гра («Коровы»)
Текст Кейт Геллен. 23.05.2012
Rooftop Films: «Коровы» - красивый пасторальный фильм, темп которого задан персонажами ленты. Как Вы пришли к тому, чтобы выбрать зачастую игнорируемое сельскохозяйственное животное в качестве героя кинопроизведения?
Эммануэль Гра: У меня была идея фильма, основанного на простом желании: снять животных и сделать фильм о жизни животных. Не «фильм о животных», но фильм, где бы животные были реальными субъектами событийности, а не объектами человеческого наблюдения. Ибо люди тоже животные, я думаю, мы имеем связь с ними, не интеллектуальную, но чувственную.
Я хотел снять фильм, где бы люди были на одном уровне с животными, а не выше их.
Впоследствии я осознал, что все фильмы в жанре документалистики о животных – это ленты о «диких» животных. Животные всегда показываются нам с позиций их потребления (производство мяса, молока, яиц...) и никогда как «реальные животные» с их собственным бытием, их собственной жизнью, их собственной историей.
Коровы для меня – наилучшее отображение таких животных, так как они из тех, кто связан с человечеством веками. Таким образом, было естественно снимать кино про них.
Есть еще другая причина, но о ней я скажу позже.
RF: Вы описывали свой фильм, как кино «о мире между цивилизацией и дикостью». Действительно, многие крупные рогатые животные на Земле не живут в таких же открытых условиях, как снятые в фильме. Как Вы принимали решение о выборе места съемки или фермы?
ЭГ: Когда я упомянул это, говорилось о прологе фильма: день на рассвете, вы видите внешне заброшенный гурт, вы слышите мычание, и вот коровы появляются далеко-далеко, будто бы дикие животные. Я намеренно вставил это вступление, ибо весь фильм скользит по этой грани: природа кажется дикой и нетронутой, но кругом изгороди, коровы живут своей собственной жизнью вне людей, но их защищают от хищников, их кормят люди и убивают их люди.
Я хотел начать кино, показав коров без людей, вне контекста разведения, чтобы напомнить зрителям, что они прежде всего животные, а не скот.
Существуют два разных типа разведения коров: на молоко и на мясо. Коровы, разводимые на молоко, в постоянном контакте с человеком, никогда не остаются одни, во Франции «мясные» коровы часто пасутся на лугах одни, как вы можете наблюдать в фильме. Я хотел показать рогатый скот, но скот, который имеет возможность изолированной жизни.
RF: Съемки фильма на природе дают великолепный эмбиентный звукоряд и создают, как только это может создавать музыка, истинно релевантный мир для обитания коров как субъектов событийности. Схожим образом, отсутствие закадрового повествования (или человеческих голосов, если на то пошло) ведут зрителя к очеловечиванию поведения персонажей. Это то, что Вы делали запланировано с первых секунд съемок, или это возникло естественно по мере работы?
ЭГ: Выбор звукоряда без использования музыки и повествования был в самом начале проекта. Я не хотел присутствия никаких человеческих артефактов, а именно забросить зрителя внутрь мира природы, в мир животных, поставить его положение скота.
Однако я не согласен, что это очеловечивает животное. Я думаю, что существуют два ложных пути мышления о животных: один – рассматривать их как машины, ведомые только инстинктом, и второй – интерпретировать их поведение проецируя только через наши человеческие эмоции. Я думаю, существует большая разница между человеком и животными и также между различными видами животных. Каждый из них мыслит и чувствует, имеет эмоции, но у каждого свои собственные формы чувствования и мышления. Мы не можем полностью испытать себя в их шкуре. Мы можем попробовать почувствовать то, что чувствуют они в той части, в которой сами выступаем животными. В моем фильме я хотел сыграть с антропоморфизмом: иногда мы думаем, что мы понимаем их поведение, иногда они выглядят совершенно чуждыми.
Коровы этим очень интересны: они настолько отличны от нас, людей, они такие медлительные, такие безмятежные, что мы вы вынуждены обнаруживать это различие между нами и ими. Этого не получается, к примеру, с собаками. Коровы предоставляют хорошее поле для наблюдений, наше воображение при этом освобождено. Потому-то они столь кинематографичны.
RF: Фильм содержит множество прекрасных образов пространства обитания животных - натурального и не совсем. Воздействовали ли панорамы съемок на стиль фильма?
ЭГ: Поиски приемлемого места съемок заняли у меня много времени. Я хотел ландшафт, который бы отвечал эстетике ленты. Я знал, что фильм мог получиться монотонным, если в кадре не будет возникать графических обновлений. На плоском ландшафте у вас не так много выбора для создания фоновой картинки.
Я также хотел меньше пастбищ: хотел природный пейзаж, который бы выглядел немного диким, но где можно было бы почувствовать повсеместное присутствие человека.
RF: Первые кадры сдержанно и поэтично вводят в стилистику фильма. Корова приближается к камере и будто бы замирает в объективе. То, как она кричит, как она уставляется вперед, в этом чувствуется открытый монолог, что крайне оригинально для такого рода работ. Как Вам удалось сделать так, чтобы эта корова смотрела прямо в камеру, и сколько раз она просила сделать новый дубль? (это я пошутила, скажем так!)
ЭГ: Корова, что появляется во вступлении, мычала вот так больше получаса. Эти съемки были очень длинными, я следил за ней больше десяти минут, пока она наконец не приблизилась ко мне. Не знаю, почему. Но мне показалось, это станет хорошим прологом к фильму: животное выражает себя крайне сильно, но мы никак не понимаем, что оно выражает! Это опрокидывает зрителя в вопросительный ступор, никак не обнаруживая объяснения. И весь фильм есть вопрошание, а не отвечание.
Существенен тот взгляд, что она направляет на нас, в начале установления отношений. Происходило наблюдение человека за животными и наблюдение животных за человеком. Для зрителя странно быть обозреваемым животным: мы для них то ли люди, то ли другие животные, то ли кто-то схожий с их фермером, то ли некая опасность... Она кажется исследуют нас. Вопросы задаются с обеих сторон.
RF: Каковы Ваши планы с будущим фильма?
ЭГ: Фильм показывают в кинотеатрах Франции с февраля. Я могу сказать, что это значительный успех, если рассматривать радикальность проекта и его место в кинодокументалистике. Люди кажутся очень счастливыми, обнаруживая фильмы, дающие им возможность испытать переживания, которым им не свойственно ощущать. Вся моя лента о переживаниях, рациональная составляющая, касающаяся разведения животных появляется в конце фильма. Я участвую во многочисленных дискуссиях на эту тему, возможно ли животноводство без насилия, является ли оно взаимообменом между человеком и животным или это просто рабство для животных... Я много путешествую по Франции с такими дебатами и крайне интересно проводить кинопоказы в сельской местности, где люди особенно не посещают кинотеатры.
Сегодня я надеюсь, что фильм будет показываться в других странах, но у нас пока нет дистрибьютеров. К счастью, существуют фестивали, подобные вашему!
Оригинал интервью: http://rooftopfilms.com/blog/2012/05/meet-the-filmmaker-emmanuel-gras-bovines.html
Перевод: Центр защиты прав животных "ВИТА"
vita@vita.org.ru
vita.org.ru
Материалы по теме:
Трейлер фильма
Молоко жестоко
Вегетарианство
Веганство
Оставьте свой комментарий
|