ТАРКОВСКИЙ: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
О МАЛОИЗВЕСТНЫХ ЭПИЗОДАХ НА СЪЕМКАХ ФИЛЬМА “АНДРЕЙ
РУБЛЕВ” И ДРУГИХ КАРТИН РАССКАЗЫВАЕТ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО
МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА АЛИСА АКСЕНОВА
- Рассказывают, что, когда во Владимире шли съемки “Андрея Рублева”,
вы конфликтовали с самим Тарковским?
- Тарковский, безусловно, - великий художник. Но не надо редактировать,
лакировать его творческую биографию. Вспоминаю одну из телевизионных
передач “Как это было”. Рассказ - об Андрее Тарковском. Ведущий
тоном строго судьи спрашивает директора съемочной группы “Андрея
Рублева”: “А правдивы ли слухи о жестокостях во время съемок этой
картины? Говорят, тогда заживо корову сожгли, лошадей зарезали”?
Директор отвечает: “Нет, нет, что вы! Этого не было. Корову покрыли
плащом, а наверху была ткань, которую подожгли. И корова осталась
невредимой”. Зачем же лукавить? Корову тогда сожгли. Заживо.
А вот другую не менее жуткую сцену из фильма вырезали. Но я-то
помню, как все это было. На обрыве у южного фасада Успенского
собора соорудили деревянные укрепления. Начали снимать сцену штурма
Владимира. Русский всадник на лошади скакал вдоль укреплений,
взлетал по настилу на всей скорости, и татарин (в его роли был
рабочий с Владимирского мясокомбината) подкрался и одним ударом
ножа рассек шею лошади. Из огромной раны хлынула кровь, лошадь
в агонии бросилась на камеру. Тарковский и я инстинктивно отпрянули
в сторону, а оператор Вадим Юсов продолжал съемку. Лошадь рухнула
у его ног.
Труд-7 №083 за 12.05.2005
Архив
НЕОЖИДАННЫЙ РАКУРС
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
http://www.trud.ru/trud.php?id=200505120831001
Кира Муратова. [...] Мне нравились огромные части его фильмов,
некоторые фильмы — целиком. Мне всегда не нравилось в Тарковском
то, что я должна была посмотреть его фильм дважды — для того чтобы
отсечь те вещи, которые мне претят. Я не люблю, всегда не любила
в нем его любование своим страданием. Он всегда страдалец номер
один во Вселенной, и это главное его свойство. "Ах, никто
из вас не умеет страдать так, как умею я!" Это мне всегда
казалось немного смешным, именно смешным.
[...] Я считаю, что каждый ищет свои страдания и находит в них
наслаждение. Просто это наслаждение очень специфическое, свойственное
данному существу, данному типу существ. Если доводить до предела,
до крайности, до абсурда, я вам скажу, что Жанна д’Арк получила
удовольствие от того, что ее сожгли на костре. Конечно, уже когда
она горела, она не получала удовольствия. Но она же к этому шла,
она знала, что этим кончится, она этого хотела, понимаете? Ее
суть, ее организация — сумасшедшая, маниакальная — была такова.
И у каждого есть нечто, свойственное ему, а другой говорит: "Ну
как же вы это выносите? Я бы на вашем месте..." А ты не можешь
на его месте! У него свое место, и он к нему прилип, привязан,
и это он и есть! Вот такая штука.
Что касается того, с чего я начала... Я не люблю путать жизнь
и искусство. Я многажды слышала, что Тарковский сжег корову. Думала
— разговоры, сплетни. Но вот недавно показали по телевидению фильм
о Тарковском. И я увидела этот кадр, который не вошел в "Рублева":
бегущую, горящую, как каскадер, корову. Тарковский для меня перестал
существовать. Всё. Больше мне нечего сказать.
ДЕСЯТЕРИК Д. Кира Муратова: "То, что называется „кич“ или
„безвкусица“, мне не чуждо" // ИК. 2005. № 1.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&text_element_id=911
Последняя точка в этом сюжете была поставлена в 1990 году, когда
я побывал в столице Австралии Канберре, где был приглашён на обед
к нашему послу Самотейкину. Его фамилия была мне знакома: до Австралии
Самотейкин числился в помощниках у Брежнева...
Мы трое – посол с женой и я – сидели на прохладной веранде, отделанной
эвкалиптовым деревом, и вели ничего не значащие светские разговоры.
За окнами веранды в зарослях колючего кустарника верещали какие-то
австралийские птахи. Жена посла вспомнила про знаменитые советские
фильмы её молодости – «Калину красную», «Место встречи изменить
нельзя», ну и, конечно, «Андрея Рублёва». И тут я рассказал им
про сгоревшую корову и спросил бывшего помощника генсека: слышал
ли он об этом. Самотейкин развёл руками:
– Была ли сожжена корова? Конечно, была. Я сам занимался этой
историей, жалобы получал, гасил недовольство, усилия прилагал,
чтобы в газеты история не попала... А у Тарковского были ещё кадры,
в которых лошадей с колокольни сбрасывали... Для того чтобы передать
колорит эпохи. Ну, лошади, конечно, и ноги ломали... правда, эти
кадры в картину не вошли. То ли сам режиссёр не решился, то ли
отсоветовали ему...
Тишина. Воспалённый простор.
Здесь на съёмках «Андрея Рублёва»
этим летом решил режиссёр,
чтобы в кадре сгорела корова,
чтобы зритель смотрел трепеща...
И животное взглядом безвинным
Вопрошало, тоскливо мыча, –
для чего обливают бензином.
Хоть бы ящур, а то фестиваль,
безымянная жертва искусства,
первый приз. Золотая медаль...
Станислав КУНЯЕВ
В КАДРЕ АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ
Литературная Россия
Архив : №47. 25.11.2005
http://www.litrossia.ru/archive/173/kino/4296.php
Николай БУРЛЯЕВ, актер и режиссер, народный артист России:
Я, конечно, не мог знать всего, что задумал Андрей. Лишь однажды
он обмолвился, что придумал кадр, в котором один русский рубанет
другого саблей по шее, и оттуда будет пульсировать кровь. Потом
я еще узнал, что на съемках убили лошадь. Правда, ее взяли из
живодерни. И все же я тогда думал: а стоит ли столько крови лить?
Но когда уже сам как режиссер снимал фильм о Лермонтове, то понял,
насколько был прав Андрей. Нужно показать жестокость, чтобы подвести
зрителя к осознанию ее бессмысленности. И я сейчас оправдываю
то, что делал Андрей в "Рублеве". Этого требовали реальные
художественные задачи. Андрей Тарковский - это Андрей Первозванный
русского кинематографа. Он одним из первых начал говорить с экрана
о Боге.
"ТРУД", 26 марта 2004 г
http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=19900
|