Уроки доброты
Первое сентября
Елена Маруева
"Рассказы Любаве", Москва, 2013
Корректор Татьяна Христова
Содержание:
- Портфель, дневник, цветы... Уф, кажется,
ничего не забыли, - мама вытерла пот со лба и устало опустилась
на табуретку.
- Такое впечатление, что это мы сегодня идём в первый класс, -
вздохнул папа, заворачивая в фольгу бутерброды себе и Петьке. -
Интересно, кем он станет, когда вырастет?
- Я буду налоговым инспектором или патологоанатомом, - раздался
за стеной голос сына. Через минуту сонный Петька появился на пороге
кухни.
- Ты это точно решил? - папа озадаченно потёр лоб.
- Может, лучше космонавтом или лётчиком? - заискивающе спросила
мама.
- Ни за что на свете! - упрямо повторил Петя, еле сдерживая хитрую
улыбку.
Вообще-то он не знал, кто такой налоговый инспектор и зачем нужны
патологоанатомы. Но часто слушая по радио передачи для взрослых,
он запомнил эти два слова, надеясь, что они произведут впечатление
на родителей. Интуиция его не подвела. Эх, когда-нибудь потом Петька
им объяснит, что на самом деле мечтает стать врачом. Он будет лечить
людей травами, как его прадед Ануфрий... Но это потом. А сегодня
первое сентября и надо спешить в школу.
Невероятно, но уже через каких-то пару часов Петя сидел за партой
нового, недавно отремонтированного класса в окружении тридцати таких
же, как и он, первоклашек.
- Достаньте ручку, карандаш и тетрадь, - попросила ребят Марья
Петровна, учительница Пети, - и мы начнём наш первый урок!
- Для начала давайте познакомимся, - предложила она, расхаживая
между рядами парт. - Пусть каждый назовёт своё имя, фамилию и расскажет,
чему он хочет научиться в школе, какую профессию... Она осеклась
на полуслове, с изумлением уставившись на Петину парту. На поверхности
стола были аккуратно разложены: разводной ключ, молоток, отвёртка.
С другой стороны парты лежали пакетики со специями: ванилью, перцем,
корицей... Посередине стола красовался пакет с мукой. А в коробке
из-под торта торчали колбы, пробирки, стерильный бинт, вата и ещё
много всякой всячины.
- Что это? - растерялась педагог. - Кто тебя собирал в школу?
- Как это кто? Я сам! - гордо ответил Петя. - Родители очень удивились,
что у меня такой тяжёлый портфель, но я попросил не трогать его.
Я ведь знаю, что нужно для школы.
- Но зачем ты всё это принёс?
- Ну как зачем? Я ходил на подготовку к школе. Нам там сказали,
что в школе можно научиться всему. ВСЕМУ, понимаете? И что если
кто хочет стать врачом, или поваром, или художником - всем надо
идти в школу.
- Это так, всё верно, - с важностью ответила учительница.
- Ну вот и я принёс всё, что нужно для того, чтобы чинить машину,
готовить вкусные блюда. А ещё я хочу научиться лечить животных и
людей. Вдруг я окажусь на необитаемом острове? Что было бы с Рексом
и вороной, если бы не Анна Игоревна? И Петя рассказал учительнице
и ребятам историю про спасение собаки и птицы.
- Знаешь что, у нас в кабинете биологии открылся живой уголок,
- оживилась Марья Петровна. - Это как раз то, что тебе нужно!
"Живой уголок, живой уголок... Что это?" - лихорадочно
соображал Петя. В голову не приходило ничего, кроме блестящего металлического
уголка, который папа прикрутил на даче к стенке, чтобы повесить
полку. "Но как уголок может быть живым?" - недоумевал
он, но промолчал.
После уроков учительница и Петя поднялись на второй этаж здания.
Они остановились перед дверью с табличкой "Кабинет биологии".
- Будешь ухаживать за рыбками, птичками, грызунами, - оживлённо
говорила Марья Петровна, открывая ключом дверь.
Они вошли в просторный класс, заставленный партами. В левом углу
кабинета одна на другой стояли клетки - большие, маленькие, совсем
крошечные. Между ними из деревянной кадки смешно торчала макушка
финиковой пальмы.
- Ты не смотри, что клетки пустые. Скоро мы купим и щеглов, и скворцов,
и даже белку с ежом. А позавчера у нас уже появился первый обитатель
живого уголка - синица Сима, - с гордостью произнесла учительница,
направляясь в сторону стойки с клетками.
В этот момент в самой нижней из них судорожно забилась маленькая
жёлтая птичка. Испугавшись человека, синичка заметалась из стороны
в сторону и опрокинула поилку с водой. Потом прыгнула в кормушку.
К её мокрым пёрышкам прилипли хлебные крошки и семечки. Перепуганная,
взъерошенная, Сима прижалась к прутьям и замерла, широко раскрыв
клюв. Она дышала тяжело и прерывисто и дрожала всем своим крошечным
тельцем.
- Понимаешь, эта птица ещё неделю назад жила в лесу, - объяснила
Марья Петровна Пете, поймав его встревоженный взгляд. - Потом её
поймали охотники и принесли к нам. Конечно, она пока ещё не привыкла
к людям.
"Ещё неделю назад жила в лесу..." - эхом отозвалось в
голове у мальчика. Он живо вспомнил осенний лес, куда они с папой
ходили за грибами. Тогда, сидя на берегу озера, слушая пение птиц,
Петя подумал, что нет ничего прекраснее этого лесного царства. Вот
муравьи спешат по своим делам, а вот бабочка-шоколадница присела
отдохнуть на василёк. У всех у них свои дела, свои заботы... Свои
дома, где их, возможно, ждут детёныши. Он тяжело вздохнул.
В этот момент порыв ветра распахнул оконные ставни и наполнил кабинет
свежим осенним воздухом.
Петя решительно направился к синице и схватил клетку с птицей.
"Потерпи, родная, ещё секундочку" - прошептал он и в одно
мгновение подбежал к окну, на ходу открывая дверцу.
- Что ты делаешь? - закричала Марья Петровна.
Но было поздно. Сима пулей вылетела из своей клетушки. Она чирикнула
что-то на прощание на своём птичьем языке и уже через секунду скрылась
из виду.
- Я думала, ты любишь животных, а ты - обыкновенный хулиган. Сегодня
же позвоню твоим родителям!
- А я и люблю животных, - искренне ответил Петя, не отрывая взгляда
от клёна, за которым скрылась синица.
- Ты слышишь, что я говорю?
- Да, конечно, - рассеянно ответил тот, ставя на место пустую клетку.
"Интересно, что сейчас делает Сима? Успела ли уже вернуться
к себе домой? А, может быть, её, наконец-то, дождались голодные
птенцы?" - размышлял мальчик, поднимая с пола тяжёлый портфель.
- Можно я уже пойду домой? - устало спросил он.
- Да уж, иди-ка ты лучше домой, пока ещё чего-нибудь не учудил.
- Марья Петровна раздражённо схватила со стола связку ключей. Они
вышли из кабинета.
Вот так закончился первый в жизни Пети школьный день.
Вечером Ёлкины собрались за праздничным столом, который мама накрыла
специально для Пети в честь Дня Знаний.
Чайник весело свистел на плите, а мама раскладывала по тарелкам
яблочный пирог.
- Ну, давай, рассказывай, как прошёл твой первый урок, - попросила
она, разливая по чашкам чай.
- Для меня это был неплохой день, - начал Петя, откусывая кусок
пирога. В нос ударил аромат свежеиспечённой антоновки. - А вот для
Симы - самый лучший в её жизни!
- У тебя появилась подружка Сима? - обрадовался папа, наливая горячий
чай в блюдце. - Подожди минутку, кажется, звонит телефон.
- Добрый вечер, Марья Петровна! - донёсся из коридора его голос.
"Вот она тебе всё и расскажет", - мрачно подумал Петя
и ушёл в свою комнату. Он сел в кресло и потянулся к книжной полке.
Рука легко нащупала любимую книжку, которую Петя раскрыл где-то
посередине. Но взгляд мальчика блуждал между строчек. "Что
же теперь будет?" - волновался он.
Через полчаса, показавшиеся мальчику вечностью, родители зашли
в его комнату.
- Вы думаете, я неправильно поступил? - Петя вскочил с кресла.
- А что тебе подсказывает твоё сердце? - мама ласково посмотрела
на сына.
- А твоя совесть, твой ум что тебе говорят? - папа с вызовом посмотрел
на Петю.
- Я не мог поступить иначе! Вы бы видели, как она металась по клетке!
- Не переживай, ты всё правильно сделал! - успокоила его мама.
- Да уж, свобода для птицы - это превыше всего, - многозначительно
изрёк папа.
Петька вздохнул с облегчением.
- А я всегда всё правильно делаю! - развеселился он.
- Ну, допустим, брать с собой в школу столько хлама не стоило,
- укоризненно сказал папа. - А я ещё утром, поднимая твой портфель,
удивился, почему он такой тяжёлый.
- А я зря ворчала на учителей, что заставляют детей столько всего
нести в школу, - рассмеялась мама.
- Что же теперь скажут в школе? - спросил Петя.
- Завтра мы с мамой и нашим доктором Айболитом Анной Игоревной
придём на педсовет и во всём разберёмся, - пообещал папа.
Следующий школьный день прошёл спокойно. Марья Петровна ни словом
не обмолвилась насчёт вчерашнего происшествия.
Закончился последний урок. Петька выбежал на крыльцо школы и увидел
там папу и маму, которые что-то оживлённо обсуждали с Анной Игоревной.
- Мы пойдём в актовый зал, а ты подожди нас на лавочке в коридоре,
я принесла твою любимую книгу, - сказала мама. - Надеюсь, собрание
долго не продлится.
Петя покорно сел на лавку, раскрыл книгу и попытался читать, но
сам прислушивался к тому, что происходило за стеной.
- Это безобразие, - донёсся до него чей-то возмущённый голос, но
ничего более конкретного он разобрать не смог.
Через пятнадцать минут мальчик не выдержал и робко постучался в
массивную дверь, которая тут же резко распахнулась. На пороге стоял
сам директор школы Андрей Николаевич.
- А, это ты, "виновник торжества"? Ну что же, входи.
На сцене актового зала Петя увидел Анну Игоревну. Она теребила
в руках свой изумрудного цвета шарфик и заметно волновалась.
- Я не сомневаюсь, что эти так называемые живые уголки воспитывают
в детях бездушие, - горячо убеждала она.
- Но у нас план, бюджет, выделены средства... - возразил директор,
- закуплены клетки, оборудование... Скоро нам поставят и животных,
мы уже сделали заказ в охотхозяйстве!
- Знаете что, - предложила вдруг ветеринар, наливая в стакан воду
из графина, - к нам в клинику часто приносят раненых птиц и диких
животных. - Она залпом осушила стакан с водой. - Я, конечно, стараюсь
взять их к себе, но ведь квартира у меня не резиновая. Нам негде
передерживать выздоравливающих пациентов. Вот здесь бы ваш живой
уголок ох как пригодился!
- А почему бы и нет! Пусть ребята выхаживают больных зверей, а
потом выпускают на волю! - оживилась Марья Петровна. - Может, так
они, действительно, научатся заботиться о братьях меньших.
"Вот здорово!" - подумал Петя. - "И не такая уж
она и вредная, эта Марья Петровна", - решил он для себя.
Потом взрослые ещё немного пообсуждали какие-то организационные
вопросы, которые показались Пете ужасно скучными. Он понял главное,
что теперь живой уголок превратится в лечебницу.
Прошло три месяца... За это время в живом уголке школы нашли приют
семь раненых птичек, птенец дрозда и заболевший ёжик. Все птицы
выздоровели и улетели, а ёжика, когда он поправился, ребята отнесли
в лес.
В декабре Анна Игоревна принесла в школу белку. У зверька была
перебита лапка, и доктор наложила на неё шину. "Нужно подождать
пару недель, пока лапка окончательно срастётся", - объяснила
она школьникам. Вот тут-то и пригодилась самая большая клетка. Как
раз перед Новым годом белка уже легко могла прыгать на обеих лапках.
Ребята решили устроить новогодний вечер не как обычно в актовом
зале, а в парке. И там торжественно выпустить зверька.
Утром 31 декабря первоклассники собрались возле школы. Каждый принёс
с собой угощение к праздничному столу и, конечно же, термос с горячим
чаем. Анна Игоревна держала клетку с белкой. Наконец-то пришла Марья
Петровна с фотоаппаратом и ребята тронулись в путь.
Вдруг из-за угла показалась большая белая машина с надписью "Телевидение".
"Газель" резко остановилась. Из распахнувшейся двери высунулся
худощавый парень в зимнем спортивном костюме.
- Вы ещё здесь? Хорошо, что мы вас застали! - затараторил он. -
Мы слышали, что в вашей школе ребята спасают зверей и птиц? - обратился
он к Марье Петровне.
- Вообще-то да, - растерялась та.
- И что сегодня в лесопарке вы будете выпускать белку? - уточнил
бойкий журналист.
- Да, да, да, - раздалось со всех сторон. - Мы её сегодня обязательно
выпустим!
- Отлично, - парень довольно потёр руки. - Мы сделаем прекрасный
новогодний сюжет для вечерних новостей! Поехали скорее в парк!
Праздник прошёл на ура. Ребята наперебой рассказывали Николаю -
так звали журналиста - о том, как лечили белку, ежа и птиц.
Вечером семья Ёлкиных собралась у телевизора. Пете показалось вечностью
то время, пока шел фильм о какой-то иронии с паром. Наконец начались
вечерние новости.
- Сегодня в нашей рубрике "Добрые дела" мы расскажем
о школе № 8, - объявила нарядно одетая ведущая.
В кадре появился Николай на фоне зимнего леса и огромной новогодней
ёлки, которую Петя и его друзья украсили сегодня в парке.
- Эта пушистая счастливица тоже нашла приют в стенах живого уголка,
- продолжил свой рассказ корреспондент, открывая дверцу переноски.
- И сейчас на ваших глазах белка вернётся к себе домой - в лес.
Зверёк резво выскочил из клетки и скрылся в глубине леса. А потом
на экране телевизора появился вроде бы знакомый Пете мальчик.
- Рекса мы подобрали на остановке, а ворону нашли за гаражами,
- вдохновенно рассказывал он.
"Да ведь это же я!" - осенило Петю. Он никак не ожидал
увидеть себя по телевизору.
- Вот это дела! - задумчиво протянул папа, почёсывая подбородок.
- Да уж, вот так новогодний сюрприз, - засмеялась мама, прижимая
к себе Петьку. - Какой же ты у нас молодец!
"По-настоящему молодец я буду тогда, когда исполнится моя
мечта. Когда я стану врачом и начну помогать людям", - подумал
Петя. - "Говорят, желание, загаданное в новогоднюю ночь, обязательно
сбудется..."
___
Оставьте
свой комментарий
Библиотека
|