20.09.2010
Комментарии ВИТЫ к проекту Закона «О содержании кошек и собак
в городе Москве»
1. На наш взгляд, необходимость в создании
любого нового закона должна быть, прежде всего, мотивирована нравственным
прогрессом общества. В российском обществе, где ввиду
отсутствия правовой базы жестокость по отношению к животным приобретает
сегодня угрожающие масштабы, давно назрели предпосылки для законодательного
утверждения более гуманных правовых норм в этой сфере. Москва, как
столица, призвана утверждать ту нравственную планку, на которую
в дальнейшем будут держать ориентир другие города, поэтому стержнем
закона общественность ожидала увидеть сострадательное, милосердное
отношение к животным.
2. Однако, в тексте представленного законопроекта акценты
расставлены иным образом, и этому аспекту отводится крайне незначительная
роль. Более того, в статье 11 (глава 4) «Регулирование численности
собак и кошек» в перечне способов регуляции пунктом №1 указан
безвозвратный отлов животных с последующим размещением в приютах.
Вместе с тем, исследования ученых из Института проблем экологии
и эволюции им. Северцова говорят о неэффективности и негуманности
подобного подхода. Все дело в том, что безвозвратный отлов (с последующим
размещением в приюты) как мера регулирования численности возможен
в странах с жестким государственным контролем за их разведением.
В России, в условиях никем не контролируемого разведения воспроизводство
животных превышает спрос на них в сотни процентов, и это приводит
к мгновенному переполнению приютов и превращению их в конвейеры
смерти. Физическое уничтожение бездомных животных, как показывает
практика российских городов, еще больше усугубляет проблему, потому
что популяция реагирует на отлов увеличением рождаемости в
1,5 раза. В заданных условиях (до тех пор, пока разведение не под
контролем) единственным разумным компромиссом является пребывание
в городе небольших популяций (3-5 особей на несколько домов) стерилизованных,
привитых и контролируемых животных, которые будут служить защитой
горожан от прихода новых животных из области (характеристики которых
будут непредсказуемы).
3. Перечень допустимых шести причин для умерщвления животных (статья 14) составлен таким образом, что в него попадает любое безнадзорное животное, а это, в свою очередь, создает условия для их массового умерщвления. Так, в пункте №3 указанной статьи говорится о допустимости умерщвления животного « в случае наличия у кошки и собаки болезни или травмы, сопряженной с тяжелыми страданиями, не поддающимися излечению и не совместимыми с жизнью». Таким заболеванием может стать обычный ушной клещ, который плохо поддается излечению и сопряжен с тяжелыми страданиями животного.
4. В тексте закона нет ни слова о контроле за разведением животных, о запрещении рыночной торговли животными, что способствовало бы коренному и гуманному решению проблемы. Так, статья 4 (пункт 1) об извлечении «прибыли при содержании кошек и собак, в том числе с целью воспроизводства…» лишь отсылает нас к существующему федеральному законодательству, в то время, как подобный закон мог утвердить механизмы ограничения бесконтрольного разведения (например, утверждением штрафов).
5. Заведомо репрессивным по отношению к животным будет являться подпункт 2 (п.2 статьи 6 «Обязанности по содержанию собак и кошек»), запрещающий содержание животных «в местах общего пользования многоквартирных домов без согласия всех проживающих в таком доме граждан…», что обречет на гибель кошек, традиционно обитающих в московских подвалах. Эта проблема, не разрешаемая в условиях бесконтрольного разведения животных, стоит в Москве очень остро в течение последних 7 лет (с момента выхода постановления Госстроя №170 об установке жалюзийных решеток на подвальных продухах), поскольку очень многие москвичи переживают за судьбу животных. Проблему удалось решить с помощью разумных компромиссов, обусловленных в том числе и рекомендательным письмом Департамента ЖКХ и Б Правительства Москвы об оставлении (в случае сведений о проживающих в подвале кошек) открытым одного продуха на дом.
6. Заранее невыполнимым представляется пункт 2 статьи 7, разрешающий
выгул собак без намордника и поводка лишь «в специально отведенных
для этой цели местах», поскольку в Москве существует дефицит
площадок для выгула собак.
Проект закона «О содержании кошек и собак
в городе Москве»
Центр защиты прав животных «Вита»
www.vita.org.ru, vita@vita.org.ru
Адрес статьи: http://www.vita.org.ru/new/2010/sen/17.htm
Материалы по теме:
Три шага решения проблемы бездомных животных
Кошки и собаки - домашние и бездомные животные
Оставьте свой комментарий
|