Сегодня, 7 февраля, ещё один российский вуз - ФГБОУ ВО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана» - перешёл на современные гуманные методы обучения студентов без использования подопытных животных сразу на трёх кафедрах факультета ветеринарной медицины: акушерства и
патологии мелких животных, ветеринарной хирургии, терапии и клинической диагностики с рентгенологией.
Договор о сотрудничестве подписан между Академией и Центром защиты прав животных «ВИТА» в содружестве с Международным сообществом за гуманное образование "ИнтерНИЧ" и
организацией "Врачи против экспериментов на животных, Германия". Соласно договору, Академия получает в безвозмездное пользование в качестве альтернативы экспериментам на
животных модель собаки "Джерри", компьютерные программы, видеофильмы, учебники и др. материалы для оснащения учебных комнат кафедр.
Внедрение гуманных методов обучения стало возможным благодаря прогрессивным взглядам ректора ФГБОУ ВО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э.
Баумана» Равилова Рустама Хаметовича.
"В обучении ветеринарного врача, помимо теоретической подготовки, большое значение имеет приобретение навыков выполнения определенных манипуляций с животными при диагностике и
лечении болезней, - говорит Равилов Р.Х. - Идеально, когда такая практика выполняется на больных животных. Но на первых стадиях обучения альтернативой проведения манипуляций на живых животных являются виртуальные программы, тренажеры и манекены. Посетив несколько зарубежных ветеринарных школ, я обратил внимание, что в них очень широко применяются такие гуманные технологии. Поэтому мы были очень рады предложению Центра защиты прав животных «ВИТА» передать нам обучающий манекен - муляж собаки «Джерри». Использование его в учебном процессе подготовки ветеринарных врачей позволит нам улучшить качество образовательного процесса, исключив использование для этих целей живых животных без диагностических показаний.
Огромное спасибо!"
Ранее, в апреле 2006 года опыты на животных были заменены гуманными альтернативами в Академии лишь на одной кафедре - физиологии и фармакологии.
«ВИТА» выражает большую благодарность кампании «Лаш Раша» за помощь с приобретением оборудования для оснащения учебного процесса гуманными альтернативами.
За последнее время число студентов, требующих альтернатив экспериментам на животных, а также преподавателей, которые их поддерживают, кардинально увеличилось.
Студенты настаивают на свободе совести, свободе выбора и зачастую, не добившись решения в свою пользу, подают в суд на свое учебное заведение. Первый такой случай был в 1987 году, когда американка
Дженифер Грехем отказалась от участия в вивисекции в рамках курса физиологии. В результате ей не зачли данную дисциплину. Она обратилась в суд и выиграла дело.
После этого события был утвержден Билль прав калифорнийских студентов, позволяющий студентам не участвовать в опытах на животных, если это противоречит их нравственным принципам. А судебные
процессы, в которых в качестве истцов выступали студенты, испытывающие сострадание к животным, стали достаточно распространенным явлением. Некоторым студентам даже был возмещен моральный ущерб
(рекорд - 90 тыс. долларов). "Я была первой студенткой в Германии, выигравшей судебный процесс против своего университета, поводом для которого была жестокость по отношению к животным во время
экспериментов" - пишет студентка Франкфуртского Университета Биргит Воллм.
В Италии, Великобритании и Швеции существует закон, разрешающий студентам отказаться от проведения опытов на животных, если это противоречит их нравственным убеждениям. В этом
случае университет обязан предоставить им гуманную альтернативу.
В настоящее время учёными разработано тысячи альтернатив к экспериментам на животных. Альтернативы - это трехмерные модели, компьютерные программы, интерактивные видеодиски,
видеофильмы, культуры тканей и клеток, трупы животных, умерших естественной смертью. Огромную, ни с чем не сопоставимую роль играет клиническая практика: сначала студенты наблюдают,
как опытные врачи лечат больных животных, потом ассистируют во время операций и прочих процедур, затем начинают сами оперировать под контролем специалистов. То есть, вместо того, чтобы
убивать здоровых животных, они помогают лечить больных, которым действительно нужна ветеринарная помощь. Клиническая практика и оперирование трупов животных, умерших естественной смертью,
сводят на нет главный аргумент сторонников вивисекции, что при работе исключительно с альтернативами студент не получит практического опыта.
Многие гуманные альтернативы на самом деле эффективнее вивисекции, в чем преподаватели смогли убедиться во время работы с теми, кто добился права учиться с помощью альтернативных методов.
Кроме того, проводились специальные исследования, целью которых было выяснить, насколько гуманные альтернативы действенны. Оказалось, что большинство современных альтернатив способствуют
обучению и получению практического опыта не хуже, а иногда даже лучше чем вивисекция. (Р. Дауни, Дж. Медоуз (1995), М. Б. Кинзи, Р. Штраус и Дж. Фосс (1993)
• Альтернативные методы интересны и легко запоминаются (например, виртуальная реальность, проведение экспериментов на себе)
• Они позволяют подобрать индивидуальный темп обучения
• Опыты на животных не всегда удаётся воспроизвести, в то время как при использовании, например, компьютерной программы, студент может повторить опыт несколько раз и при самых разных условиях
• Альтернативные методы экономичны. Многие из них недорого стоят, в то время как ежегодные затраты на покупку и содержание подопытных животных могут быть весьма значительными
Вот почему в настоящее время в учебных заведениях Нидерландов, Швейцарии, Аргентины, Словакии больше не проводится вивисекция; альтернативные методы обучения используются в
большинстве вузов Италии, Швеции, Англии и Германии. При этом не пришлось жертвовать качеством образования. Более того, благодаря альтернативам, качество образования улучшилось.