Опыты на животных в учебном процессе
Альтернативы - образовательные средства или обучающие
подходы, которые заменяют использование животных, причиняющее им
вред, или дополняют существующее гуманное образование.
Альтернативы к опытам на животных
 |
Д-р Ханс Браун, разработчик компьютерной программы
Sim Nerv, используемой для замены опытов на животных в
курсе физиологии |
 |
Виртуальная лаборатория для практической работы по
физиологии нервов (SimNerv) |
 |
Данные для анализа после самоэкспериментирования в
практикуме по физиологии мышц (Myograph) |
 |
Альтернативы к опытам на животных при изучении хирургии:
обучение при помощи тренажёра P.O.P.-trainer с использованием
органа, полученных с бойни |
 |
Отработка хирургических навыков на тренажёре P.O.P.-trainer |
 |
Видеофильмы - одна из альтернатив экспериментам на
животных в учебном процессе. Кадр из видеофильма о профессионально
выполняемом препарировании |
 |
Компьютерная программа по анатомии и гистологии (DigiDiss) |
 |
Студентка Сири Мартинсен препарирует труп овцы, полученный
из этических источников (т.е. погибшей от несчастного
случая, умершей от болезни и пр.) |
 |
Отработка техники интубации с использованием пластиковой
модели крысы (Крыса Кокена) |
 |
Слепок кровеносных сосудов головы собаки, Мердокский
университет, Западная Австралия (Фото Эндрю Найта, 1999) |
 |
Слепок кровеносных сосудов почки собаки, Мердокский
университет, Западная Австралия (Фото Мишель Виарне, 1999) |
|
 |
Работа в клиники под руководстовом врачей - лучшая
альтернатива опытам на животных для студентов-ветеринаров.Студент,
ассистирующий хирургу при проведении операции на больному
животному, Мердокский университет, Западная Австралия
(Фото Эндрю Найта, 1997) |
 |
Аппаратура для самотестирования (BioPac) для практической
работы по физиологии нервов и мышц |
 |
Альтернативные модели для студентов-ветеринаров (Rescue
Critters) в зале альтернатив на 1-й Конференции ИнтерНИЧ
(февраль 2001, Бельгия) |
Фото © ИнтерНИЧ 1998, кроме особо оговариваемых. |
|
|
Существует несколько сотен компьютерных
программ, видеофильмов и других альтернатив экспериментам на животных.
Интернет-ресурсы и литература по альтернативам Международная сеть
за гуманное образование ИнтерНИЧ - International network for humane
education работает со студентами и преподавателями в области замены
экспериментов на животных гуманными альтернативами. ИнтерНИЧ также
оказывает поддержку студентам, сознательно протестующим против опытов
на животных. Российское отделение ИнтерНИЧ даёт возможность преподавателям
вузов России и СНГ апробировать более 40 альтернатив к экспериментам
на животных, проводимых в учебном процессе. Список альтернатив российского
отделения ИнтерНИЧ. Для этого Вам необходимо заполнить пользовательское
соглашение, оговаривающее условия использования альтернатив.
Следует заметить, что замена некоторых опытов не требует приобретения
альтернатив и специального оборудования. Например, при отработке
хирургических навыков студенты могут сначала оперировать трупы животных,
затем ассистировать опытным врачам в ветклиниках. Таким образом,
вместо того, чтобы проводить операции и выполнять лечебные процедуры
на подопытных животных, студенты помогают лечить больных животных.
Более подробная информация о альтернативном обучении хирургии и
терапии.
Сейчас многие университеты постепенно отходят от экспериментов на
животных и внедряют в учебный процесс гуманные альтернативы. Список
учебных заведений, использующих альтернативы экспериментам на животных
Очень часто столь положительные перемены происходят благодаря тому,
что студенты активно отстаивают свою позицию не причинения вреда
животным. Но не только в этом дело. Многие гуманные альтернативы
на самом деле эффективнее вивисекции, в чем преподаватели смогли
убедиться во время работы с теми, кто добился права учиться с помощью
альтернативных методов. Проведённые специальные исследования показали,
что большинство современных альтернатив способствуют обучению и
получению практического опыта не хуже, а иногда даже лучше чем вивисекция.
(Р. Дауни, Дж. Медоуз (1995), М. Б. Кинзи, Р. Штраус и Дж. Фосс
(1993)) Аргументы против использования животных в экспериментах
для обучения студентов
Преимущества альтернатив объясняются следующими причинами:
· Альтернативные методы интересны и легко запоминаются (например,
виртуальная реальность, проведение экспериментов на себе)
· Они позволяют подобрать индивидуальный темп обучения
· Опыты на животных не всегда удаётся воспроизвести, в то время
как при использовании, например, компьютерной программы, студент
может повторить опыт несколько раз и при самых разных условиях
· Альтернативные методы экономичны. Многие из них недорого стоят,
в то время как ежегодные затраты на покупку и содержание подопытных
животных могут быть весьма значительными
Типы альтернатив:
Модели и имитирующие устройства
Фильмы и видеофильмы
Мультимедийное компьютерное моделирование
Экспериментирование студентов на самих себе
Трупы животных, полученные из этических источников
Клиническая практика
Лабораторные работы in vitro
Модели и имитирующие устройства
К этому типу альтернатив относится целый ряд разработок: от недорогих
моделей и хирургических тренажеров до компьютеризированных манекенов.
Основные модели могут помочь в изучении анатомии или облегчить освоение
навыков обращения с животными без причинения стресса животным и
студентам. Многообразие существующих хирургических тренажеров включает
в себя: модели кожи, внутренних органов и конечностей. Эти модели
предоставляют студентам возможность овладеть такими основными хирургическими
навыками, как координация глаза и руки, использование инструментов
и техника наложения швов. Тренажеры из органов животных, получаемых
с боен, предусматривают использование реальных тканей в процессе
обучения. Более сложные разработки включают манекены, используемые
для овладения навыками внутривенных инъекций, интубации и катетеризации
животных, а также торакоцентеза (удаления жидкости из плевральной
области) и реанимации животных.
Фильмы и видеофильмы
Как пассивный, но эффективный метод в процессе обучения, фильмы
и видеофильмы могут дать хорошие исходные сведения и служить в качестве
хорошей визуальной альтернативы. Например, видеофильмы о профессионально
выполняемом анатомировании часто передают студентам намного больше
информации, чем препарирование, выполняемое самими студентами. Эти
видеофильмы могут использоваться для обучения тех студентов, которым
нужны эти навыки в их будущей работе, до того, как они будут выполнять
реальное препарирование трупов животных, полученных из этических
источников.
Использование компьютерных программ
За последние несколько лет резко возросли возможности, связанные
с развитием компьютерного программного обеспечения и содействующие
эффективному образованию в области биологических наук. От визуального
препарирования, которое студенты могут выполнять на экране компьютера,
до полной визуальной реальности компьютерного моделирования клинических
техник с трехмерным и тактильным оборудованием. Возможности ограничены
только техническими и воображаемыми границами. Обучение с помощью
компьютера предполагает также большую глубину и широту опыта обучения.
Например, морфологию разных биологических видов можно сравнить одним
щелчком компьютерной мышки, или получить данные по гистологии и
сведения из других областей наук, вводимых на практических занятиях.
Картинка на компьютере может быть легко увеличена или уменьшена,
кровеносная или нервная системы убраны с картинки, или, наоборот,
выделены в трехмерном изображении, мышцы приведены в действие, и
даже такие качества, как затененность органов контролируются с тем,
чтобы более четко оценить структуру и структурные соотношения. Увеличенная
сенсорность опыта и уровень контроля в новом программном обеспечении
поддерживает эффективное, качественное обучение. Некоторые программы
включают виртуальные лаборатории с выбором работы над различными
экспериментами. Другие программы могут быть настроены преподавателями
с целью адаптации их к ситуации и определенным целям обучения. Студенты
могут также работать в своем собственном темпе, повторять части
упражнений и использовать вспомогательный материал до тех пор, пока
они не будут уверены в своих знаниях и навыках. Они могут быть настолько
самостоятельными в процессе обучения, насколько это позволяет программа
курса обучения. Инновационный характер новых технологических разработок
добавляет интерес к процессу обучения студентов и является важной
частью их неформального обучения для профессий, где информационные
технологии и компьютерные навыки будут играть важную роль. Однако,
везде, где это возможно, общение с людьми и живыми животными должно
использоваться в дополнение к компьютерному моделированию с тем,
чтобы технологические достижения оставались мощным инструментом,
а не альтернативой реальности.
Экспериментирование студентов на самих себе
Для зоологов, студентов медицинских и ветеринарных факультетов трудно
переоценить важность практической работы с живыми животными. Эффективное
понимание физиологических процессов может быть приобретено благодаря,
по крайней мере, некоторому опыту работы с живым объектом. Студент,
давший согласие, является отличным экспериментальным объектом, и
экспериментирование студентов на самих себе является безвредной,
гуманной альтернативой. Человеческое тело - это, конечно, подходящий
основной объект для студентов-медиков, и экспериментирование на
самих себе используется во многих учебных заведениях как часть нормальной
практики. Но человеческое тело может быть использовано во всех науках
о жизни. Такие практические работы варьируют от простых экспериментов,
таких как прием мочегонного средства или выполнение физических упражнений
с последующим наблюдением за физиологическими и биохимическими изменениями,
до более сложных тестов, таких как измерение скорости нервной проводимости
с помощью самотестирующей аппаратуры, соединенной с соответствующим
программным обеспечением. Интенсивная вовлеченность и самоотносимость
таких экспериментов делает их запоминающимися и доставляющими удовольствие.
Трупы животных, полученные из этических источников
Для многих студентов-зоологов и всех будущих ветеринаров изучение
анатомии не было бы полным без непосредственного опыта работы с
животными и животной тканью. Подобным же образом, для хирургии обучение
не было бы достаточным при отсутствии непосредственного опыта работы
с реальной животной тканью. Этические альтернативы убийству и причинению
вреда животным, конечно, существуют и для таких требований, а именно:
трупы животных, полученные из этических источников. "Полученные
из этических источников" означает, что эти животные не были выращены
и убиты для того, чтобы снабжать трупами или животной тканью учебные
заведения, а также то, что такие приобретения не создают и не поддерживают
рынок трупов животных. Примеры этических источников включают в себя
животных, умерших естественной смертью или в результате несчастного
случая, а также животных, эвтаназированных по серьезным медицинским
показаниям. Ветеринарные клиники и фермерские хозяйства - два хороших
потенциальных источника, и некоторые ветеринарные колледжи уже установили
связи с клиниками, из которых они получают трупы животных. Программы
Передачи Трупов Животных для образовательных целей отвечают требованиям
здравого смысла и являются этическим использованием ресурсов. Задачей
институтов является установление правильных связей и построение
устойчивых организационных структур с тем, чтобы утилизировать эти
ресурсы эффективно. Это также требует от институтов демонстрации
того, что они будут уважать и этично использовать тела бывших животных-компаньонов,
вверяемых им для целей образования.
Клиническая практика
Считается, что обучение студентов-медиков должно сопровождаться
опытом работы с реальными пациентами, и чем больше этот опыт работы
- на правильном уровне и в соответствующее время - тем лучше обучение.
Начиная с физиологии и заканчивая патологией и хирургией, образование
с вовлечением реальных пациентов будет реалистическим и соответствующим
современным требованиям. "Проблемно-ориентированное обучение", связанное
с реальными клиническими случаями, также признано в качестве мощного
образовательного подхода. Эта идея особенно важна для тех институтов,
где все еще используют животных для обучения человеческой медицине.
В области ветеринарного образования, где животные являются соответствующим
основным объектом, клиническая практика опять таки является гуманной
альтернативой экспериментам на животных. Многие ветеринарные колледжи
уже связаны с ветеринарными клиниками, обеспечивающими элементы
такого обучения. Такой подход предполагает образование, которое
по своей природе намного ближе к профессиональной клинической практике,
ожидающей студента после окончания высшего учебного заведения. Если
студенты уже овладели методами обращения с животными и основными
клиническими навыками, они могут постепенно быть вовлечены в хирургическую
практику под руководством квалифицированного ветеринара. Возрастающий
уровень участия в таких операциях как кастрация и стерилизация -
две наиболее общераспространенные операции, с которыми столкнется
студент-выпускник - могут дать опыт работы, уверенность в своих
силах и требуемую компетенцию. Стерилизация бездомных и других животных
является социальной необходимостью, и в то же время дает студенту
возможность приобретения хорошего опыта при оказании такой услуги.
Студентам также может быть предоставлена возможность участия в других
полезных операциях. И что особенно важно, клиническая практика,
как подход в образовании, гарантирует студентам участие в целом
процессе: от самой операции через постоперационный уход к выздоровлению
животного. Это фокусирует сознание студента на принесении пользы
животным, а именно, на исцелении, а не причинении вреда.
Лабораторные работы in vitro
Быстрое развитие и подъем технологии in vitro в исследованиях и
тестировании нуждается в поддержке путем ознакомления студентов
высших учебных заведений с этой техникой. Скорее практические работы
in vitro (эксперименты на культуре клеток), чем in vivo (эксперименты
на живом организме) могут дать этот опыт, и животные ткани, используемые
для такой работы, могут иметь этический источник происхождения.
Более того, использование животных тканей в некоторых практических
работах может быть заменено растительными материалами: например,
для изучения дыхания клетки или перемещения электронов, митохондрия
может быть извлечена из плесени, картофеля или свеклы вместо традиционной
печени крысы.
Вспомогательные ресурсы
Обратитесь к Видеофильму ИнтерНИЧ: "Альтернативы
в образовании", чтобы посмотреть некоторые из этих альтернатив,
а также к библиотеке альтернатив ИнтерНИЧ, чтобы апробировать альтернативы.
Опыты на животных и прогрессивные альтернативы в учебном процессе
Интернет-ресурсы
и литература по альтернативам
При подготовке данного раздела была использована
информация с русскоязычной версии сайта ИнтерНИЧ www.interniche.org/ru
Центр защиты прав животных «Вита»
www.vita.org.ru
E-mail: vita@vita.org.ru
|