ЗАМЕНА ЭКСПЕРИМЕНТОВ НА ЖИВОТНЫХ В УЧЕБНОМ
ПРОЦЕССЕ ГУМАННЫМИ АЛЬТЕРНАТИВНЫМИ МЕТОДАМИ
А.Р. Вардапетян
руководитель отдела защиты прав животных при
Национальном Центре Биоэтики
кандидат ветеринарных наук, научный сотрудник
кафедры зоологии Ереванского Государственного Университета
В современном цивилизованном обществе не
должно иметь место проявлению бессмысленной жестокости, в особенности
к полностью незащищенным существам - подопытным животным.
Пройдя свое обучение в вузе с традиционными методами образования,
я неизбежно сталкивался с многочисленными экспериментами на животных.
Еще, будучи студентом, мне приходилось поднимать на занятиях проблему
защиты прав экспериментальных животных, однако получал в лучшем
случае просто понимание со стороны преподавателей, а в худшем -
насмешки.
За годы учебы в аспирантуре на кафедре хирургии ветеринарного факультета
Армянской Сельскохозяйственной Академии я вновь сталкивался с этой
проблемой, и даже сам проводил некоторые эксперименты на животных,
что заставило меня всерьез задуматься над этой проблемой. Тогда,
при поступлении в аспирантуру, я еще не предполагал, с чем мне предстоит
столкнуться.
Беседы с биологами и ветеринарами показывают, что очень редко кто
из них непосредственно использует в своей дальнейшей деятельности
полученные на уроках навыки по вивисекции. И, единственное, что
остается - это неприятные воспоминания на всю жизнь.
Здесь следует отметить также, что в соответствии с международными
нормами использование животных в научном эксперименте, в биологическом
тестировании, в учебном процессе допускается только в том случае,
если отсутствует возможность замены их другими (альтернативными)
методами и объектами. Запрещается также принуждение студентов к
выполнению процедур, приводящих к смерти или травмам животных, если
это противоречит моральным или религиозным принципам студентов.
Преподаватели, проводящие на своих практических занятиях эксперименты
на живых животных показывают, что они может и не хотят этого делать
и готовы от этого отказаться, если бы у них был выбор. Но многие
из них не имеют никакого представления о существующих сегодня современных
альтернативных методах.
Сейчас, сотрудничая с Центром защиты прав животных "Вита" и Международной
Организацией за Гуманное Образование ИнтерНич, Национальный Центр
Биоэтики (НЦБ) работает над внедрением гуманных альтернативных программ
в систему образования вузов и заменой ими экспериментов на животных
в учебном процессе. С этой целью при НЦБ открыт специальный отдел
по защите прав животных, руководить которым доверено мне.
Обучение подобными программами зачастую эффективнее традиционных
методов, они интересны и легко запоминаются, позволяют подобрать
индивидуальный темп обучения. Опыты на животных не всегда удаётся
воспроизвести, в то время как при использовании, например, компьютерной
техники, преподаватель или студент может повторить опыт несколько
раз и в самых разных условиях. Альтернативные методы экономичны.
Многие из них недорого стоят, в то время как ежегодные затраты на
покупку и содержание подопытных животных могут быть весьма значительными.
Компьютерные программы позволяют изучить анатомическое строение
животных достаточно подробно и главное впечетлительно. При изученни
анатомии компьютерной программой у студентов не возникает чувство
неприязни или моральный стресс при изучении тела убитого животного,
что очень важно для психологического восприятия данной темы. Запоминание
урока студентом дается гараздо легче, так как можно многократно
возпроизвести впечетляющий материал компьютерной программы без каких-либо
нравственных переживаний. Таким образом, переход на альтернативное
образование позволяет прекратить использование животных в жестоких
экспериментах на уроках, тем самым избавляя их от страдания, не
травмировать психику тех студентов которые по этическим причинам
не желают причинять боль и страдания животным.
Многие преподаватели биологии после ознакомления с существующими
программами готовы с радостью их внедрить и заменить ими эксперименты
на животных. Они согласны с тем, что компьютерные модели и видеофильмы
могут в полном обьеме заменить и даже дополнить сушествующую методику
обучения.
В случаях внедрения подобной системы образования основным препятствием
для осуществления программ является отсутствие достаточного количества
соответствующего оборудования, что мы и пытаемся разрешить с помощью
поддержки международных организаций.
Благодаря центру защиты прав животных "Вита" и Международной Организацией
за Гуманное Образование ИнтерНич, сегодня стало возможным не только
защищать права животных на словах, а предлагать достаточно эффективные
альтернативные методы. Ведя пропаганду гуманного альтернативного
образования, я думаю, мы сможем добиться положительных результатов
во внедрении в вузах системы модельных экспериментов на животных,
и тем самым защитить их права в соответствии с принятыми международными
документами.
|