Нужны ли опыты на животных в учебном процессе?
ИнтерНИЧ - за гуманное образование и внедрение
альтернативных моделей к экспериментам на животных
"На пороге 3-го тысячелетия, в эпоху удивительных технических свершений,
гуманитарная мысль заметно отстает, если мы до сих пор позволяем
оправдывать использование подопытных животных для обучения студентов.
"
Елена Дубровина, ветеринарный врач, кандидат наук, автор серии
книг по болезням мелких животных
До недавних времен считалось, что стать хорошим медиком, ветеринаром
или биологом можно только благодаря проведению опытов на животных.
Моральная сторона вивисекции не принималась во внимание.
В настоящее время многие студенты (в некоторых случаях до 80%) не
одобряют экспериментирования на животных, т. к. это противоречит
их нравственным убеждениям. Некоторые из них отказываются участвовать
в опытах на животных, и в результате им приходится менять выбранную
специальность, переводиться в другое учебное заведение. Особенно
трагичны те случаи, когда студенты, мечтающие стать медиками либо
ветеринарами (то есть представителями профессий, в которых гуманизм
и способность чувствовать чужую боль не менее важны, чем квалификация)
вынуждены менять специальность. За последнее время число студентов,
требующих альтернатив экспериментам на животных, а также преподавателей,
которые их поддерживают, кардинально увеличилось. Они образовали
организацию ИнтерНИЧ.
Студенты настаивают на свободе совести, свободе выбора и зачастую,
не добившись решения в свою пользу, подают в суд на свое учебное
заведение. Первый такой случай был в 1987 году, когда американка
Дженифер Грехем отказалась от участия в вивисекции в рамках курса
физиологии. В результате ей не зачли данную дисциплину. Она обратилась
в суд и выиграла дело.
После этого события был утвержден Билль прав калифорнийских студентов,
позволяющий студентам не участвовать в опытах на животных, если
это противоречит их нравственным принципам. А судебные процессы,
в которых в качестве истцов выступали студенты, испытывающие сострадание
к животным, стали достаточно распространенным явлением. Некоторым
студентам даже был возмещен моральный ущерб (рекорд - 90 тыс. долларов).
"Я была первой студенткой в Германии, выигравшей судебный процесс
против своего университета, поводом для которого была жестокость
по отношению к животным во время экспериментов" - пишет студентка
Франкфуртсокго Университета Биргит Воллм.
Существуют ли альтернативы экспериментам на животных?
Сейчас учёные мира разработали более 500 альтернатив к экспериментам
на животных, проводимых в учебном процессе. Альтернативы - это трехмерные
модели, компьютерные программы, интерактивные видеодиски, видеофильмы,
культуры тканей и клеток, трупы животных, умерших естественной смертью.
Огромную, ни с чем не сопоставимую роль играет клиническая практика:
сначала студенты наблюдают, как опытные врачи лечат больных животных,
потом ассистируют во время операций и прочих процедур, затем начинают
сами оперировать под контролем специалистов. То есть, вместо того,
чтобы убивать здоровых животных, они помогают лечить больных, которым
действительно нужна ветеринарная помощь. Клиническая практика и
оперирование трупов животных, умерших естественной смертью, сводят
на нет главный аргумент сторонников вивисекции, что при работе исключительно
с альтернативами студент не получит практического опыта.
Многие гуманные альтернативы на самом деле эффективнее вивисекции,
в чем преподаватели смогли убедиться во время работы с теми, кто
добился права учиться с помощью альтернативных методов. Кроме того,
проводились специальные исследования, целью которых было выяснить,
насколько гуманные альтернативы действенны. Оказалось, что большинство
современных альтернатив способствуют обучению и получению практического
опыта не хуже, а иногда даже лучше чем вивисекция. (Р. Дауни, Дж.
Медоуз (1995), М. Б. Кинзи, Р. Штраус и Дж. Фосс (1993))
Преимущества альтернатив объясняются следующими причинами:
· Альтернативные методы интересны и легко запоминаются (например,
виртуальная реальность, проведение экспериментов на себе)
· Они позволяют подобрать индивидуальный темп обучения
· Опыты на животных не всегда удаётся воспроизвести, в то время
как при использовании, например, компьютерной программы, студент
может повторить опыт несколько раз и при самых разных условиях
· Альтернативные методы экономичны. Многие из них недорого стоят,
в то время как ежегодные затраты на покупку и содержание подопытных
животных могут быть весьма значительными.
Вот почему в настоящее время в учебных заведениях Нидерландов,
Швейцарии, Аргентины, Словакии больше не проводится вивисекция;
альтернативные методы обучения используются в большинстве вузов
Италии, Швеции, Англии и Германии. При этом не пришлось жертвовать
качеством образования. В Италии, Великобритании и Швеции существует
закон, разрешающий студентам отказаться от проведения опытов на
животных, если это противоречит их нравственным убеждениям. В этом
случае университет обязан предоставить им гуманную альтернативу.
Движение за гуманное образование набирает силу в России и в странах
СНГ.
"Сейчас мы изменили всю программу практических занятий по физиологии
и анатомии и полностью отказались от использования животных в образовательном
процессе. Компьютерные программы по анатомии позволяют студентам
видеть тела и структуры в различных проекциях и планах. В рамках
физиологии использование этих программ прежде всего позволяет нам
спасти жизни многих животных, а также даёт возможность успешно работать
с теми студентами, которые по этическим причинам не желают причинять
боль и страдания животным" - пишет в своём докладе "Обучение физиологии
возможно без убийства" Николай Макарчук, заведующий кафедрой физиологии
и анатомии Киевского национального университета им. Т. Шевченко.
ИнтерНИЧ помогает вузам внедрить гуманные методы обучения студентов.
В нашей "Библиотеке альтернатив" насчитывается несколько десятков
альтернативных моделей, которые можно бесплатно получить во временное
пользование для ознакомления и апробации на занятиях.
По вопросам получения альтернатив, каталога альтернатив с описанием
всех существующих альтернативных моделей к опытам на животных и
видеофильма об альтернативах и движении за гуманное образование
обращайтесь в Российское отделение ИнтерНИЧ. Для студентов и абитуриентов
медико-биологических факультетов ИнтерНИЧ выпустила брошюру, в которой
студенты и специалисты из разных стран мира рассказывают о том,
как они боролись за право обучаться без проведения экспериментов
на животных. Брошюру и другие материалы можно получить, обратившись
по следующим адресам:
Электронная почта: InterNICHE-Russia@yandex.ru
Адрес в Интернете: www.interniche.org/ru
|